ЛЕЙЛА ДХАНДА Культура БОНСАИ: Выращивание карликовых деревьев ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ Нас, жителей городов, уже не устраивает просто букет в стеклянной банке или цветок в обычном горшке. Нам хочется получить в подарок изыс- канно подобранный букет, цветочную композицию в красивом оформлении, а на окне лелеять и холить уголок живой природы. Ни у кого уже не возникает вопроса, что такое икебана. Точно так же в наш язык входит слово, понятие, а в бытии непосредственно у сам бонсаи. Бонсаи - это миниатюрная копия природы, в значительной степени цивилизо- ванная и традиционная. Деревья с замшелыми корнями, камни, мох - все это в миниатюре. Безусловно, мы преломляем древнюю китайскую и японскую культуру выращивания карликовых деревьев сквозь призму нашей культуры, климатических условий и вкуса. Главное, что вместе с этим мы развиваем в себе любовь к природе, шлифуем ее эстетическое восприятие. История бонсаи в нашей стране, по сравнению с ее тысячелетней истори- ей в Китае и затем в Японии, невелика - немногим более 20 лет. В 1976 году по инициативе супруги посла Японии в СССР госпожи Сигеми- цу Главный ботанический сад АН СССР получил в дар от посольства Японии в СССР коллекцию бонсаи из 44 экземпляров, которые, однако, не остались музейными экспонатами. У нас возникли свои традиции, культура и техника выращивания растений, причем не только экзотических японских, но и наших березок и сосенок. Наша коллекция в настоящее время насчитывает более 100 экземпляров. В Ялте больших успехов в этой области достиг ландшафтный архитектор А. А. Аненков. В Сочи заведующим дендропарком санатория "Белые ночи" Ю. Н. Карпуном была заложена крупнейшая основа коллекции бонсаи. Новым этапом стало создание в Москве "Бонсаи-клуба" при Главном бота- ническом саде АН СССР, который возглавила научный сотрудник Т. П. Белоу- сова. Все больше любителей комнатного цветоводства приобщается к этому сложному, но интересному занятию, о чем свидетельствуют публикации в журнале "Цветоводство". В 1978 году в издательстве "Лесная промышленность" вышел перевод с английского книги Ф. Эрголл "Выращивание карликовых деревьев по японско- му способу". Книга несомненно способствовала распространению и развитию этого удивительного искусства в нашей стране. И вот вниманию читателей предлагается перевод другой книги специалиста по бонсаи из Индии Л. Дханды "Культура бонсаи: Выращивание карликовых деревьев". Она познако- мит специалистов и любителей с ассортиментом и техникой выращивания кар- ликовых деревьев. При первом прочтении вас может испугать обилие экзотических растений. Однако это свидетельствует о широких возможностях бонсаи. Внимательный и заинтересованный взгляд всегда и в нашей северной природе на болоте или в горах отыщет карликовую сосну, березку, а в питомнике - клен или мож- жевельник. Богатый выбор комнатных цветов представляет неограниченные возможности выращивания миниатюрных растений. Саженцы граната, хурмы, чинара, гибискуса могут быть привезены из южных районов нашей страны. Одна из заповедей книги гласит, что надо чаще смотреть на работы дру- гих любителей бонсаи, фотографии лучших работ. Этой цели в немалой сте- пени послужат цветные снимки растений из коллекции ГБС АН СССР, которыми дополнена книга. Остается пожелать читателю приятного путешествия в рукотворный мир карликовых растений. В. П. ПАНКРАТОВ, кандидат с.-х. наук, сотрудник ГБС АН СССР. ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ Каждый прошедший день добавляет нечто новое к опыту и знаниям любите- ля бонсаи. Исходя из пожеланий читателей (первое издание было быстро распродано и получило массу отзывов), я решила внести в повторное изда- ние ряд изменений и добавлений. Так, глава по выбору бонсаи была допол- нена новыми черно-белыми и цветными фотографиями. Несколько расширена глава о стилях бонсаи. В последнюю главу был включен материал о выращи- вании "рощиц". Помимо этого, личные наблюдения побудили меня внести изменения и до- бавления там, где я считала это необходимым. Пользуюсь случаем и с удовольствием отдаю дань благодарности г-ну Авиншу Пастриха, который со свойственной ему любезностью предоставил в мое распоряжение свой опыт фотографирования; г-ну Н. Н. Сети за помощь в составлении макета и подготовке к набору и выпуску настоящей книги; г-ну Джитендра Бери за его неустанный интерес и участие в моей книге. И, ко- нечно же, я благодарю д-ра Хуссейна Тейбхоя за его поддержку, советы и щедрое признание. ЛЕЙЛА ДХАНДА Нью-Дели Август, 1984 ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ То, как восприняли индийские почитатели бонсаи первое издание книги, быстрый выход второго издания подтвердили ожидания и оценки, высказанные мной в предисловии к первому изданию. В повторное издание книги добавлены некоторые новые иллюстрации, зна- чительно расширена глава о выборе бонсаи, включена глава о выращивании "рощиц". Все это еще в большей степени повышает ценность книги как для начинающих, так и для более опытных, и, я уверен в этом, она займет свое достойное место на книжных полках приверженцев бонсаи в Индии. Попутно позволю себе все же высказать несколько педантичных придирок относительно ссылки на бонсаи как на японское искусство. Для точности: бонсаи (от начального "пан-сан" или "пан-чинг") зародилось в Китае где-то в 200 г. до н. э.-400 г. н. э. Но подобно тому, как каждый амери- канец независимо от того, откуда он происходит (из Европы или из Афри- ки), ощущает себя представителем Нового Света, так и бонсаи справедливо считают культурным явлением Японии, поскольку именно там, в Японии, ис- кусство бонсаи росло, развивалось, пережило свое становление и с тех пор широко распространилось в мире. ХУССЕЙН ТЕЙБХОЙ Нью-Дели, август 1984 ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ Благородному искусству бонсаи потребовалось не одно столетие, чтобы проделать свой путь к нам из Японии. Еще двадцать лет назад отважных приверженцев, на ощупь пробиравшихся к постижению бонсаи, были единицы; а те кто взирал на их шедевры и вежливо произносил слова удивления и восхищения, похоже, делали это, главным образом, испытывая трепет перед чем-то таинственным, сверхъестественным, рожденным, возможно, из некоего загадочного обряда. Теперь картина изменилась. Культура бонсаи снискала признание все возрастающего числа любителей (а теперь уже и профессионалов) в нашей стране. И тем не менее до сего времени большая часть справочной литера- туры, необходимой для развития начальных навыков, написана за рубежом и рассматривает флору, климатические и погодные условия весьма отличные от тех, что характерны для Индии. Вследствие этого возникла настоятельная потребность в подобных работах по бонсаи для нашего читателя с учетом региональных особенностей Индии. К счастью, такая книга написана - вот она перед вами... ясная, доходчивая, высокоинформативная, и автор ее в особых рекомендациях не нуждается, ибо д-ру Лейле Дханда принадлежат все наши высшие достижения в бонсаи. Пионер а этой области, она сочтет эру- дицию садовода с врожденным безошибочным чутьем художника, который свои знания и умения вынес из собственной многолетней практики и тщательно проводимых экспериментов. Для начинающих эта книга - просто подарок, но и более искушенные читатели найдут в ней для себя много полезного и ин- тересного. Не лишним будет сказать несколько слов для ободрения и поддержки на- чинающих. Книги могут нести информацию, толковать научные истины, объяс- нять те или иные приемы и средства. Искусство должно исходить изнутри, и так оно будет, если к нему присовокупить терпение, настойчивость и упое- ние красотой деревьев в мириаде образов и форм. В человеке тогда рожда- ется подлинный мастер бонсаи, когда он не мыслит себе пройти мимо дере- ва, растущего вдоль дороги, чтобы не окинуть его оценивающим взглядом, желая придать ему более естественную и радующую глаз форму. (Приходится только удивляться тому, сколь нескладным и малоестественными выглядят временами творения природы!) Для достижения успеха в выведении любого вида бонсаи необходимы также терпение и настойчивость. Как и Рим, бонсаи не в один день строился. К тому же в отличии от других произведений ис- кусства, бонсаи никогда не принимает абсолютно законченные формы, кото- рые можно было бы повесить на стену или возвести на постамент и на этом успокоиться. В отличие от красок художника, камня ваятеля исходный мате- риал бонсаи - живой организм, он дышит, растет, постоянно изменяется, чувствует, у него есть своя душа и своя воля. И волю эту необходимо по- нять, не грубо сломить, но с любовью быть ее проводником, привести ее к гармоническому тождеству с волей и желанием самого художника. Но бывает и так, что дерево является проводником художника. Их диалог никогда не кончается. Много радостных эмоций несут в себе эти тончайшие изменения, которые с годами происходят в самом бонсаи и в том, как художник видит его. Те, кому посчастливилось видеть роскошную коллекцию д-ра Дханды, не могли не признать, что культура бонсаи - это нечто большее, чем просто раздел садоводства. Бонсаи - это нечто большее, чем ассортимент расте- ний, которым придана миниатюрная форма и чей тоненький стебель воткнут в неглубокий контейнер, а возраст на многие века превышает возраст садов- ников. ВВЕДЕНИЕ В японском языке слово "бонсаи" означает не просто карликовое расте- ние, а культуру его выведения на подносе или в неглубоком горшке, блюде, поддоне. Очевидно, что если дерево может быть выращено на подносе, то должен существовать метод культивирования миниатюрных образцов того или иного вида. Большинство искусств Японии были в прошлом заимствованы в Китае, и бонсаи не являются исключением, но именно в Японии этот метод развивался и вырос до уровня изящного искусства. В Японии можно видеть образцы, передававшиеся от поколения к поколению. Японцы не ограничива- ются одними деревьями, предметами бонсаи становятся кустарники, ползучие и даже травянистые растения. Бонсаи можно представить как дерево или лю- бое растение, рассматриваемое через уменьшительные линзы телескопа или фотоаппарата. Будущий фитодизайнер должен осознавать: то, что он намере- вается воплотить в бонсаи, является повторением взрослого или старого дерева в миниатюре с сохранением всей красоты данного вида. Законченный бонсаи должен во всяком случае производить такое впечатление, потому что, конечно, полной аналогии в миниатюре добиться невозможно. Так, не- возможно вырастить то же самое количество ветвей, размер листьев уменьшается не строго пропорционально. Естественно и то, что не очень-то элегантная густота ветвей может быть не воспроизведена в бонсаи; также трудно создателю бонсаи повторить в своем произведении характерное для природы пренебрежение к параллельным линиям и переплетающимся ветвям. Таким образом, понятие бонсаи в расширенном толковании будет следующим: художественно идеализированное натуральное дерево в миниатюре, выращен- ное на подносе или в неглубоком горшке, плошке. Эта специфическая об- ласть декоративного садоводства представляет собой редкий и счастливый сплав науки и искусства. Методику культивирования бонсаи можно почерп- нуть из книги, но художественное видение - неотъемлемый компонент при выращивании бонсаи - должно быть присуще его создателю. Тех энтузиастов, которые хотят стать обладателями одного или нескольких бонсаи, выр собственными руками, не должна пугать мысль, что им не внести элемент художественности в осуществление этого желания. Постепенно можно вырабо- тать зоркость и приобрести опыт при оценке линии, формы, цвета и т. д. Большую пользу приносит наблюдение за деревьями, созданными природой, можно даже вести черновые зарисовки понравившихся образцов. Для поддерж- ки начинающим следует сказать, что порой самые малоперспективные диле- танты обнаруживают поразительные способности, выражающиеся потом в ис- кусной и оригинальной манере. Бонсаи в законченном виде состоят из следующих основных элементов: растения, грунта и горшка. Вместе они образуют единое живое творение красоты, призванное долго, быть может, всю жизнь радовать глаз своего создателя. Таким образом, целью является не только выращивание в контей- нере здорового растения, но и создание нечто целого из трех упомянутых элементов, находящихся в гармоническом единстве друг с другом, причем каждый из них должен иметь свой естественный и привлекательный вид. Бон- саи обладает всеми признаками своего прототипа в природе: у него есть ствол, кора, ветви, листья, цветы, плоды; он также произрастает в почве, обнажая выступающие корни, в общем, повторяет модель живого дерева дан- ного вида естественной величины. Грунт должен выглядеть естественной частью рельефа, тщательно подобранные камни-"скалы" и мох - вызывать ас- социацию с природным лесным ландшафтом. Контейнер предпочтительно выби- рать как можно проще, его цвет и форма не должны быть навязчивы; наобо- рот, им следует выгодно оттенять цвет и форму растения. В этом случае контейнер становится естественной составляющей этого трехмерного дизай- на. Получившийся бонсаи, таким образом, будет удовлетворять эстетическим требованиям и создавать хорошее настроение, которое у нас бывает, когда мы смотрим на живописный лесной пейзаж, рощицу на склоне холма, лесную лужайку и т. д. Современная цивилизация все больше отдаляет человека от природы, вот почему многие так увлечены сейчас садоводством и цветоводством - ведь они дают человеку отдых и способствуют вдохновению. Выращивание миниа- тюрных растений - еще более захватывающее занятие, несмотря на то, что в его основе лежит обычная процедура пересадки деревьев в контейнер, часто встречающаяся в садоводстве. Те, кто любит мир растений, но не имеет са- дового участка, могут насладиться выращиванием миниатюрных деревьев на веранде или на террасе, в лоджии и на балконе. Ежедневно ухаживать за маленьким живым растением; наблюдать, как оно повторяет со сменой време- ни года магические превращения настоящего большого дерева; как на нем появляются новые листочки, а затем и цветы, и плоды; видеть, как посте- пенно оно приобретает форму, задуманную создателем, - все это доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие и вносит в наше размеренное существо- вание созидательный всепоглощающий интерес. Если это растение поместить на какое-то время в комнате, оно может украсить интерьер, создавая в до- ме особую атмосферу (кажется, будто мы находимся в лесу или в саду - в зависимости от того, какой это вид). Бонсаи имеет еще то преимущество перед обычными цветами, выращенными в горшке, что им можно наслаждаться в течение года, тогда как цветам суждено распускаться и цвести в корот- кое время, отпущенное природой. Многие листопадные деревья красиво смот- рятся и без листьев: крепкий ствол, ветви, их изящный ажур. Культура бонсаи предусматривает определенные основополагающие реше- ния, агротехнику и методы, которые необходимо кратко пояснить, прежде чем переходить к основному и подробному описанию. Будущему мастеру бон- саи следует знать, с чего начать развитие навыков этого хобби. Изящный бонсаи произрастает и развивается из семян, однако можно практиковаться в бонсаи, используя для этого черенки и отводки. Самое простое - купить молодое деревце в питомнике. Быть может, это лучший путь для начинающе- го, но сколько удовольствия в том, чтобы самому найти и выкопать за го- родом взрослое небольших размеров дерево, которое из-за неблагоприятных условий (нехватки воды, недостаточного плодородия почвы и т. д.) не смогло развиться в полноценное растение. Прежде всего нужно решить, какой конкретно вид дерева, кустарника или лианы будет использоваться. Особое внимание следует обратить на приспо- собленность выбранного растения к данным климатическим условиям, поэтому для начала лучше практиковаться на видах, растущих в данной местности. В регионах с прохладным климатом это могут быть хвойные растения, могут быть и цветущие, и плодоносящие виды. Жители районов, где теплый и влаж- ный климат, также должны подобрать себе подходящие виды. Следует помнить: в миниатюрном бонсаи растения с изящной листвой и мелкими цветками лучше смотрятся, чем растения с крупными листьями и цветами. Полезно получить некоторые представления о стилях, в которых может быть выращен бонсаи. Эти знания пригодятся при отборе или приобретении бонсаи в питомнике. Любители величавых конических форм, безусловно, бу- дут искать молодое деревце, модель роста которого соответствует так на- зываемому правильному прямостоячему стилю, или же используют отводок, взятый с ветки растения, обладающего подобной формой. Другие предпочтут неправильное строение дерева, нависшего над утесом, и, имея в виду его последующее развитие в таком стиле, приобретут соответствующий молодой вид. Следует сказать несколько слов о грунте вообще и о грунте примени- тельно к той или иной географической области в частности. Проблема сос- тоит в том, какие ингредиенты и в каких пропорциях следует смешивать, чтобы обеспечить пригодную землю. Для начинающих очень важно правильно разобраться в предназначении таких аксессуаров, как контейнеры, средства для декорирования бонсаи, и инструментов, необходимых для ухода. Многим любителям бонсаи с трудом удается найти контейнеры с дренажными отверс- тиями. Что касается вспомогательных материалов для декорирования, то приобрести их совсем несложно. Если же нет необходимых инструментов, их можно заменить аналогичными. Важным этапом в придании растению желаемой формы является подрезка и формирование ветвей, что достигается с помощью проволоки или других средств. После определения формы наступает время волнующей и ответствен- ной процедуры - первой пересадки будущего бонсаи. Здесь необходима большая осторожность при перемещении грунта (особенно нужно следить за тем, чтобы не поранить корни). Эти несложные истины следует хорошо по- нять и запомнить. Практика показывает, что, если с самого начала пра- вильно усвоить основы выращивания бонсаи, впоследствии претерпеваешь меньшие трудности. Пусть это утверждение кажется прописной истиной, но оно касается всего садоводства в целом. Итак, принято решение по выбору места в контейнере, растение пересажено, уложен грунт, произведены деко- рирование и полив. Продолжительный уход за бонсаи предусматривает определенные усилия для достижения желаемой формы. Кроме того, дерево должно быть здоровым и нормально развиваться. Как уже было сказано, форма достигается обрезкой и стрижкой, равномерное развитие - регулярным поливом и внесением удоб- рений. Каждый бонсаи нуждается в замене старой, "отработанной" почвы, в обеспечении свежими удобрениями в период активного роста. Таким образом, пересадка из контейнера в контейнер производится каждый год или по мере роста растения. Понятно, что начинающие любители, успевшие за год вырас- тить дерево, делают это с большим сомнением. Еще одно правило заключает- ся в том, чтобы следить за поступлением в достаточном количестве солнеч- ных лучей к бонсаи и за тем, чтобы растение не страдало от порывов вет- ра. Необходимо регулярно осматривать дерево, чтобы удостовериться в от- сутствии вредных насекомых и болезней, в правильности дренажа в контей- нере и т. д. Экспонирование бонсаи на террасе или в саду (а иногда по какому-то поводу и в доме) - интересный момент, который по силам обду- мать и спланировать самому автору. Возможно, наибольший стимул этого увлечения заключается в принятии решения: что же все-таки фитодизайнер хочет получить в результате своего труда. Будет ли конечным итогом уродливый бесформенный предмет или же это будет миниатюрный, но величественный развившийся отводок дерева из леса, с поляны, выдержавшего не одно испытание в борьбе со стихией, - отводок, который будет долго дарить наслаждение своему создателю и, мо- жет быть, следующему поколению. С ЧЕГО НАЧАТЬ? СЕМЕНА Одна из первых проблем, которую предстоит решить, - это с чего начать выращивание бонсаи. Существует немало доступных способов, и каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки. Первый - посеять семя и наблюдать, как из него вырастает сеянец, потом - молодое деревце, кото- рое в вашей помощью превращается в изящный бонсаи заданной формы. Хотя этот метод и требует больше всего времени, но именно он приносит наивыс- шее удовлетворение. ЧЕРЕНКИ И ОТВОДКИ Второй способ - выращивание бонсаи из черенков и отводков, в том чис- ле и из воздушных отводков. Особенно пригоден этот способ для вьющихся растений - кустарников и некоторых видов деревьев. Прежде всего нужно выбрать соответствующую ветку (такую, в которой бы уже проглядывался будущий бонсаи). Его ствол должен быть сбежистым, на нем необходимо наличие явных веток (т. е. "раскидистые ветки"). Воздуш- ный отводок можно сделать по своему усмотрению, чтобы вырастить корни бонсаи, а ветку нужно отрезать уже после того, как хорошо развились кор- ни. Затем дерево следует пересадить в контейнер, как было задумано. В та- кой модели растение можно культивировать в течение нескольких лет. Труд- ности заключаются прежде всего в поиске подходящей ветки. Кроме того, столь желательные для бонсаи (поскольку придают деревцу солидность!) простирающиеся по земле неглубокие корни при естественном росте развива- ются очень медленно. ПРИВИТЫЕ РАСТЕНИЯ Третий способ, употребляемый в бонсаи, - применение прививки. Его преимущество - это использование в качестве привоя короткого побега. Особенно подходит этот способ для цветущих и плодовых деревьев. Недоста- ток его заключается в том, что остается заметным место прививки. Однако этот дефект может быть скрыт с помощью формирования кроны или с помощью использования привитых растений в том стиле бонсаи, когда это не броса- ется в глаза. ПРИОБРЕТЕНИЕ РАСТЕНИЯ В ПИТОМНИКЕ Четвертый метод (и, пожалуй, наилучший для начинающих) - это выбор и приобретение в питомнике подходящего деревца, обладающего уже достаточно толстым стволом и определенным количеством ветвей. Они-то и позволяют придать конечную форму бонсаи, который уже прожил в контейнере несколько лет и, следовательно, адаптировался к жизни в ограниченном пространстве. После тщательной стрижки и обкручивания проволокой в этом растении уже через какой-нибудь час будут проступать очертания будущего бонсаи, потом еще два года уйдут на доведения его до зрелого состояния, и после всего этого бонсаи можно будет наслаждаться, можно будет оценить его досто- инства. ВЫКАПЫВАНИЕ РАСТЕНИЙ В ЛЕСУ И последний, очень интересный метод. Вы едете за город и ищете там маленькие деревья, выдержавшие все бури. Так, между скал, на бедной поч- ве, можно обнаружить много разновидностей фикуса. В течение долгих лет они закалялись в трудных условиях и в итоге превратились в почти готовые бонсаи. Если найти такое дерево, откопать и, придав форму, пересадить, то это уже будет хорошая основа для бонсаи. Возможно, корни деревца ока- жутся недостаточно развитыми. В этом случае полезно пересадить его в землю на год или более (продолжая тем временем работать над формой), чтобы у растения развилось как можно больше поверхностных корней. После этого деревце надо выкопать и поместить в контейнер уже в качестве бон- саи. Начинающий любитель скоро поймает себя на том, что присматривается к растущим вокруг деревьям и оценивает их с точки зрения выращивания мини- атюры. Рекомендуем направить усилия на выучивание их названий (если, ко- нечно, они ему не были известны). Помимо этого, очень скоро появится ин- терес к красоте формы, а затем азартное желание превзойти саму природу, вырастив бонсаи в домашних условиях. Во время прогулок, путешествий сле- дует упорно отыскивать интересные образцы, чтобы по возвращении среди прочего груза обязательно находилась и корзина с исходным материалом для будущего бонсаи. В нашей стране бонсаи занимаются еще немногие любители, и каждый проведенный эксперимент приносит большую пользу, особенно если его проводят, выращивая дикорастущие местные, доступные виды. ПОДБОР РАСТЕНИЯ При выборе дерева для бонсаи необходимо иметь в виду, что размер листьев (или хвои - у хвойных пород) должен быть изначально мал, цветки также не должны быть крупными, так как большие цветки на маленьком дере- ве выглядят непропорционально. Конечно, растение должно быть выносливым (по крайней мере, в тех климатических условиях, в которых оно будет про- израстать). В нашей стране существует широкое поле деятельности для смелых экспе- риментов в культуре бонсаи. Флора Индии (от хвойных пород на холмах до деревьев на равнинах - цветущих лиан, диких кустарников и плодовых де- ревьев) представляет начинающему любителю богатейший выбор. ХВОЙНЫЕ ПОРОДЫ Хвойные породы, столь любимые японскими мастерами бонсаи, к сожале- нию, не очень широко представлены на жарких равнинах Индии. Можжевельник (Juniperus prostrata) - пожалуй, наиболее интересный, с точки зрения бонсаи, кустарник из числа хвойных. Он вынослив, легко при- нимает форму в соответствии с избранным стилем, хотя развивается медлен- но. Араукарии, строго говоря, не те деревья, которыми следует заниматься начинающим, но они им не противопоказаны и могут удачно дополнить имею- щиеся породы. Выносливая сосна Роксбурга (Pinus roxburqhii), которая встречается во многих регионах страны, особенно часто на северо-западных равнинах, имеет очень длинную хвою и годится только в качестве бонсаи, выращиваемого в саду, где достигает двухметровой высоты. Тем не менее этот устойчивый вид можно вырастить и в миниатюрном варианте, если подстричь хвою до соответствующего размера. Для жителей северных широт с прохладным климатом перечень хвойных пород, пригодных для использования в культуре бонсаи, значительно шире. Кедр Деодара (Cedrus deodara), ель (Picea smithiana), пихта (Abies pindru), криптомерия японская (Criptomeria japonica) - все эти хвойные породы, произрастающие в раз- личных уголках Гималаев других высокогорных районов, прекрасно подходят для бонсаи. Можно еще назвать некоторые виды кипариса (Cupressus), мож- жевельника (luniperus) и тиса (Taxus). Кроме перечисленных, легко подда- ются выращиванию в бонсаи некоторые красивые виды сосны, например сосна гималайская (Pinus wallichiana), один из наиболее примечательных типов (в пучке по пять хвоинок). Растет от Кашмира на западе до Бутана на вос- токе. Нередко встречается сосна Тунберга (Pinus thunberqia). С темно-зе- леными хвоинками - в пучке по две. Особенно часто в качестве бонсаи эту породу используют в Японии, где она широко известна под названием японс- кая черная сосна. Также растет в Гималаях и сосна Жерарда (Pinus gerardiana). Длина ее хвоинок, сгруппированых по три, достигает 5-10 см. Сосна эта встречается в межгорных долинах Гималаев. Если по каким-либо причинам любителю бонсаи не удастся найти подходя- щее деревце, его можно вырастить из непересохших семян, собранных в го- рах в марте и на равнинах в январе (в более теплом климате). В Восточных Гималаях растет сосна Казия (Pinus khasiana) - с хвоинка- ми в пучке по три штуки. К хвойным породам относится и ногоплодник (Podocarpus neriifolia), чаще встречающийся в более теплых зонах. В ка- честве бонсаи его можно опробовать в регионах с прохладной зимой. ЛИСТВЕННЫЕ ПОРОДЫ Как уже было сказано, выбор лиственных настолько велик, что даже не представляется реальным перечисление всех видов, встречающихся в разных уголках страны. Назовем, однако, те, которые уже пытались вырастить в миниатюре. Попутно дадим рекомендации по использованию в бонсаи некото- рых других, не менее перспективных видов. Прежде всего это деревья рода Фикус (Ficus) семейства Тутовые. ....
|