Главная » Файлы » Библиотека » Науки, Образование |
[ Скачать с сервера (70.0 Kb) ] | 17.01.2010, 18:02 |
Курс физики Работа и энергия. А знаете ли вы, что ... ... мощность, развиваемая взрослым человеком при обычной ходьбе по ровной дороге равна 60-65 Вт. При быстрой же ходьбе уже требуется мощность 200 Вт. Для сравнения скажем, что мощность электродвигателя домашней кофемолки 100-200 Вт, а мясорубки – 500 Вт. ... пуля автомата Калашникова имеет массу 7.9 г и скорость при вылете из ствола 2600 км/ч. При этом кинетическая энергия пули составляет 4 кДж. Чтобы такую же энергию приобрела гиря массой 1 кг, она должна упасть с крыши 130-ти этажного дома. ... кинетическая энергия пули автомата Калашникова на расстоянии 100 м от стрелка все еще достаточна, чтобы пробить сосновый брусок толщиной 25 см или кирпичную стену толщиной 10-15 см. ... торможение поезда происходит потому, что специальные бруски (говорят: тормозные колодки) прижимаются к колесам, замедляя их вращение. В результате колодки нагреваются настолько сильно, что при касании рукой можно получить ожог. ... при торможении поезда вся его кинетическая энергия превращается во внутреннюю энергию тормозных колодок, колес и окружающего воздуха. ... не следует думать, что холодные тела не обладают внутренней энергией. Например, кусок льда, вынутый из холодильника, будучи брошенным в термос, где находится сжиженный воздух (при –193 °С), вызовет такое бурное кипение, что пробка, которой мы попытаемся закрыть этот термос, будет выбита и высоко взлетит вверх. Работа по выталкиванию пробки будет произведена именно за счет внутренней энергии льда. ... не следует думать, что негорючие при обычных условиях тела не обладают внутренней энергией. Если, например, обычную стальную проволоку раскалить докрасна и опустить в банку с кислородом, то она начнет гореть, раскаляясь все сильнее! При этом будет выделяться тепловая энергия, которую можно направить на совершение работы. ... обычный кусочек хлеба имеет энергетическую ценность (иногда говорят "калорийность") 400 кДж. Если бы вся эта энергия превращалась организмом человека в механическую работу с КПД = 100 %, то ее хватило бы, чтобы подняться на лестницу в полкилометра высотой! § 6-а. Механическая работа. Работой силы над телом или, короче, механической работой в физике называют величину, равную произведению силы на путь, пройденный телом вдоль направления этой силы: A – механическая работа, Дж Если направление силы совпадает с направлением движения тела, то работу силы считают положительной (сила "подталкивает" тело). Если направление силы противоположно направлению движения тела, то работу силы считают отрицательной (сила "тормозит" тело). Если направление движения тела перпендикулярно направлению действия силы, то условились считать, что такая сила механическую работу не совершает. В честь английского ученого Д.Джоуля единица измерения работы получила название 1 джоуль (1 Дж = 1 Н·м). Воспользовавшись формулой A = F· l , запишем равенства:
В задаче нас просят вычислить долю полезной работы грузчика от его полной работы. Сделаем это:
Как видите, доля полезной работы грузчика составляет 90 %. Зная, что полную работу условно принимают за 100 %, легко подсчитать, что грузчик совершил 10 % бесполезной работы. Величина, равная отношению полезной работы к полной совершенной, называется коэффициентом полезного действия: По свойству доли значение КПД не может быть больше 100 %. Решение. Вычислим работу каждого крана по поднятию одной плиты. Воспользуемся формулой A = F· l = mg· h.
Для вычисления работы, совершаемой за 1 секунду, нужно работу кранов разделить на время ее выполнения, выраженное в секундах:
Числа показывают, что первый кран выполняет больше килоджоулей работы за секунду, то есть быстрее совершает работу. Поэтому говорят, что мощность первого крана больше, чем второго. Итак, на примере рассмотренной задачи мы узнали, что мощность характеризует быстроту совершения работы и вычисляется по формуле: N – мощность, Вт Единица мощности – 1 Дж/с имеет собственное название: 1 ватт. Согласно записанной формуле 1 Вт = 1 Дж/с. Из формулы также следует, что мощность тем больше, чем больше работы совершается за единицу времени или чем меньше времени тратится на совершение единицы работы. Однако грузчики не могут работать бесконечно. Постепенно они утомляются, и им нужно "подкрепиться". Другими словами, по мере совершения грузчиками работы их способность совершать новую работу (то есть их энергия) уменьшается. Обобщенно мы скажем: при совершении телом работы его энергия уменьшается. Итак, энергия – физическая величина, характеризующая способность тел совершать работу. Энергия измеряется джоулями. Кинетическая энергия зависит от массы тела и скорости его движения (перемещения в пространстве или вращения). Потенциальная энергия зависит от силы взаимодействия тел (или частей тела) и расстояния между ними. Сумму кинетической и потенциальной энергий тела в физике называют механической энергией этого тела. Итак, обобщаем: внутренняя энергия – это такая энергия тела, за счет которой может совершаться механическая работа, не вызывая при этом уменьшения механической энергии этого тела.
На этой схеме имеются пустые клетки. По мере изучения физики вы впишете туда новые виды энергии. Однако у всех них есть общее свойство: энергия ниоткуда не возникает и никуда не исчезает; она лишь переходит из одного вида в другой и/или от одного тела к другому. Это утверждение называется законом сохранения энергии. Он – основной закон природы. Рассмотрим примеры. Когда шарик отпустили, он начал двигаться влево, постепенно увеличивая скорость. Следовательно, кинетическая энергия шарика увеличивается. Одновременно с этим шарик опускается, и в среднем положении его потенциальная энергия становится наименьшей. Однако в этот момент скорость шарика является наибольшей. Следовательно, за счет запаса кинетической энергии шарик продолжает двигаться влево, поднимаясь все выше. Это приводит к возрастанию его потенциальной энергии. Одновременно скорость шарика уменьшается, что приводит к уменьшению кинетической энергии. В этом примере энергия переходила из одного вида в другой: из кинетической энергии в потенциальную энергию и наоборот.
Рассмотрим теперь примеры, когда энергия переходит не только из одного вида в другой, но и от одного тела к другому. В этом примере энергия перешла из одного вида в другие: из потенциальной под действием силы упругости в кинетическую и потенциальную под действием силы тяжести. Кроме того, энергия перешла от одного тела к другому: от пружины к грузу. При его опускании произойдут обратные превращения энергии. В этом примере мы наблюдали превращение энергии из одного ее вида в другой и, одновременно, переход от одного тела к другим: кинетическая энергия всего поезда превращалась во внутреннюю энергию его тормозных колодок, колес и окружающего воздуха. 6.2. Если вектор силы перпендикулярен направлению движения тела, то совершаемая этой силой работа равна нулю; если вектор силы сонаправлен с направлением движения тела, то работу силы считают положительной; если вектор силы противонаправлен направлению движения тела, то работу силы считают отрицательной. 6.3. В зависимости от конкретных условий работа силы может быть полезной или бесполезной . Сумма этих работ является полной совершенной работой . 6.4. Коэффициент полезного действия (КПД) – физическая величина, равная отношению полезной работы к полной совершенной работе. КПД показывает долю, которую полезная работа составляет от полной. Обычно КПД выражают в процентах. 6.5. Средняя мощность – физическая величина, равная отношению работы ко времени, за которое она была совершена. Мощность характеризует скорость совершения работы. Единица измерения мощности – 1 ватт (1 Вт = 1 Дж/с). 6.6. Если за любые равные интервалы времени совершаются равные порции работы, то среднюю мощность называют просто мощностью . Числовое значение мощности показывает работу, совершаемую за единицу времени. 6.7. Энергия тела – физическая величина, показывающая работу, которую может совершить это тело. Энергия измеряется теми же единицами, что и работа – джоулями. 6.8. Тело, совершающее положительную работу, теряет часть своей энергии. Если же положительная работа совершается над телом, энергия тела увеличивается. 6.9. Кинетической энергией называют энергию движущихся тел. Под движением тела следует понимать не только перемещение в пространстве, но и вращение тела. 6.10. Кинетическая энергия тем больше, чем больше масса тела и скорость его движения. 6.11. Потенциальной энергией называется энергия взаимодействующих тел или частей одного и того же тела. Принято различать потенциальную энергию тел, находящихся под действием гравитационных сил, силы упругости, архимедовой силы. 6.12. Потенциальная энергия зависит от силы взаимодействия и расстояния между взаимодействующими телами (или частями тела). 6.13. Сумму кинетической и потенциальной энергий тела называют механической энергией тела. 6.14. Внутренняя энергия – такая энергия тела, за счет которой может совершаться механическая работа, не вызывая убыли механической энергии этого тела. 6.15. Внутренняя энергия тел зависит от множества причин, но в любом случае тем больше, чем больше масса и температура тела. 6.16. Закон сохранения энергии утверждает, что энергия никуда не исчезает и не возникает "из ничего"; она только переходит от одного тела к другому или из одного вида в другой. к § 6-б к § 6-в к § 6-г к § 6-д к § 6-е к § 6-ж Тема 7. Феноменологическая термодинамика. Из истории термометрии. Термометры. Количество теплоты. Плавление/кристаллизация тел. Кипение жидкостей. Из истории термодинамики. Первый закон термодинамики. Двигатель внутреннего сгорания. Теплообмен. Тепловой насос. А знаете ли вы, что … … существует очень легкоплавкое металлическое вещество – сплав Вуда. Если из него отлить чайную ложечку, то в стакане с горячим чаем она расплавится. … на вершине горы Эверест, самой высокой точке Земли, атмосферное давление в три раза меньше нормального. При таком давлении вода кипит при температуре всего 70°С. В "кипятке" такой температуры даже чай как следует не заваришь. … снимая с кухонной плиты горячую кастрюльку, нужно пользоваться только сухой тряпкой или варежкой. Если они будут влажными – вы рискуете получить ожог, так как вода проводит теплоту в 25 раз быстрее, чем воздух между волосками ткани. ... если бы уголь или дрова имели такую же хорошую теплопроводность, как и металлы, то поджечь их было бы просто невозможно. Тепло, подводимое к ним (например, от пламени спички) очень быстро передавалось бы в толщу материала и не нагревало бы поджигаемую часть до температуры воспламенения. … по пути к Земле солнечные лучи проходят через космический вакуум огромное расстояние – 150 миллионов километров. И, несмотря на это, на каждый квадратный метр земной поверхности падает поток энергии мощностью приблизительно 1 кВт. Если бы эта энергия "падала" на чайник, то он закипел бы всего через 10 минут! ... если бы человек мог видеть тепловое излучение, то, попав в темную комнату, он увидел бы немало интересного: ярко сияющие трубы и батареи отопления, окруженные светлыми вьющимися струйками теплого воздуха; такие же струйки были бы и над приемником, магнитофоном. … в XIX веке замороженные продукты считались безнадежно испорченными. И только трудности снабжения продовольствием, которые стали препятствием для развития больших городов, заставили преодолеть предрассудки. В конце XIX – начале XX века во многих странах были изданы законы, предписывающие строительство холодильников. … тепловые насосы, позволяющие регулировать температуру и влажность воздуха – кондиционеры – начали применяться уже в начале XX века. С 20-х годов их стали устанавливать в театрах, гостиницах и ресторанах. § 7-а. Из истории термометрии. Из научных принципов Галилея. Что такое термометр, мы знаем с малых лет. А известно ли вам, что термометрия – наука об измерении температуры – составляет целый раздел физики и уходит корнями в глубь веков? В XVII веке термоскопы стали изготавливать в виде герметично запаянной трубки, заполненной ртутью или спиртом. По изменению их уровня и судили об изменениях температуры. С этого момента показания термоскопов перестали зависеть от атмосферного давления. Опыты с ними стали всеобщим увлечением; ими даже украшали комнаты. Но, чтобы термоскоп стал термометром, нужно было научиться выражать его показания в виде числа, то есть изобрести шкалу. Как же сделать измеряемым то, что еще не является таковым – температуру? Разные ученые поступали по-разному. Известно, что соль, смешанная со льдом, разъедает его, частично превращая в воду. При этом смесь сильно охлаждается. Исследуя это явление, американец Д.Фаренгейт обнаружил, что температура их смеси не зависит ни от количества льда, ни от количества соли, ни от температуры в комнате. Температуру этой смеси он и принял за 0 °F (читается: ноль градусов по Фаренгейту). Француз Р.Реомюр предложил в качестве нуля градусов принять температуру замерзания воды. Температуру кипения воды он принял за 80 °R (читается: восемьдесят градусов по Реомюру). Усилиями А.Цельсия и другого шведского ученого, К.Линнея, была создана шкала, которой мы пользуемся и сегодня. В ней имеются две постоянные точки: 0 °С – температура сосуществования воды и льда, 100 °С – температура кипения чистой воды при нормальном атмосферном давлении. Расстояние между этими так называемыми реперными точками шкалы, поделенное на 100 равных частей, называется градусом температуры (лат. "градус" – шаг, ступень). Таким образом, ученые XVIII века называли температурой то, что показывал их собственный термометр. В разных странах были приняты различные температурные шкалы. Единство измерений температуры стало возможным лишь век спустя, благодаря усилиям английского физика У.Томсона. Он вошел в историю физики тем, что ввел так называемую абсолютную шкалу температуры.
§ 7-б. Термометры. Градуирование термометра. Так называется процедура разметки шкалы будущего термометра в единицах температуры. Проведем ее на примере шкалы Цельсия. Сначала поместим термометр в смесь воды и льда (см. § 7-а). Поставим отметку 0 °С. Затем опустим его в воду, кипящую при нормальном атмосферном давлении. Поставим отметку 100 °С. Расстояние между отметками разделим на 100 равных частей. В результате образуются деления, каждое из которых будет отмерять 1 градус Цельсия. Вообще говоря, тепловое расширение различных веществ, как правило, неодинаково. Эту особенность приходится учитывать на практике, особенно при изготовлении измерительных приборов, которым необходимо работать в широком диапазоне температур. Показаниям газового термометра наиболее близко соответствуют показания ртутных термометров. Они гораздо более компактны, и потому очень широко применяются в технике. Спиртовые термометры менее точны, чем ртутные. Термодинамическое равновесие. Проводя измерения, следует помнить, что любой термометр всегда измеряет свою собственную температуру. Например, газовый термометр (см. рисунок) показывает температуру не пламени, а воздуха внутри себя! Когда термометр приводят в контакт с изучаемым телом, мы видим разного рода изменения: движется "столбик" жидкости, меняется объема газа и т.п. Но вскоре между термометром и телом обязательно наступает термодинамическое равновесие – состояние, при котором остаются постоянными все величины, характеризующие эти тела: их массы, объемы, давления и т.д. С этого момента времени термометр показывает не только свою собственную температуру, но и температуру изучаемого тела. Итак, температура – физическая величина, измеряемая термометром, и одинаковая у всех тел или частей тела, находящихся в состоянии термодинамического равновесия друг с другом. Вычислим изменение температуры воды: D t = 60 °С – 20 °С = 40 °С. Зная, что масса воды была 100 г, инженер-теплотехник скажет: вода получила 100 · 40 = 4000 калорий теплоты. В отличие от инженеров-теплотехников, ученые-физики количество теплоты измеряют джоулями. Для этого служит специальная формула: Q – полученная телом теплота, Дж В этой формуле коэффициент "с" принимает различные значения (см. таблицу) в зависимости от рода и агрегатного состояния вещества. Например, для жидкой воды с = 4200 Дж/(кг°С). Это значение показывает, что для нагревания 1 кг воды на 1 °С потребуется 4200 Дж теплоты. Для воды в твердом агрегатном состоянии (льда) коэффициент "с" равен 2100 Дж/(кг°С). Удельные теплоемкости некоторых веществ, Дж/(кг°С) Количество теплоты и внутренняя энергия. В § 6-е мы рассмотрели опыт с манометром и горячей гирей. Вспомните: внутренняя энергия гири уменьшалась. За счет этого совершалась механическая работа – передвигался "столбик" жидкости. В опыте с калориметром внутренняя энергия цилиндрика также уменьшалась. Однако в ходе теплообмена она превращалась не в механическую работу, а во внутреннюю энергию воды. Точные калориметрические измерения показывают, что теплообмен всегда протекает так, что убыль внутренней энергии одних тел всегда сопровождается таким же приращением внутренней энергии других тел, участвующих в теплообмене. Это утверждение является частным случаем закона сохранения энергии.
Снег – это мелкие кристаллики льда. А таяние снега – это их превращение в жидкость. В физике его называют плавлением. Поэтому таяние снега – это плавление кристаллического тела – льда. Многочисленные наблюдения за плавлением разных тел показывают, что каждое кристаллическое тело плавится при строго определенной температуре; во время плавления температура тела и образующейся жидкости одинакова и остается постоянной до тех пор, пока все тело не расплавится. Температуры плавления/кристаллизации,°С Если расплавленное вещество охлаждать, то вскоре наступит его кристаллизация – образование кристалликов твердого вещества. Но температура во время этого опять-таки будет оставаться постоянной и равной температуре плавления. Изобразим это на графике. | |
Просмотров: 4031 | Загрузок: 247 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |