Главная » Файлы » Библиотека » Языки

СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ 6
[ Скачать с сервера (73.9 Kb) ] 08.07.2010, 16:02
§3. Стилистическое использование
канцеляризмов и речевых штампов
384. Что понимается под канцеляризмами?
385. Что такое речевой штамп? В чем опасность речевых штампов и сложность борьбы с ними?
386. Как вы оцениваете в беседе, устном выступлении сле­дующие обороты речи?
1. Мы имеем хороший спортивный зал. 2. Ребенок имеет все условия для нормального развития. 3. Добро пожаловать! 4. Милости просим! 5. Желаю вам успехов! 6. Оказать помощь. 7. Доводим до вашего сведения. 8. Осуществить заботу о ком-либо. 9. На данном этапе. 10. Остановиться на вопросе о дисциплине. 11. На сего­дняшний день. 12. Порядка пятидесяти тысяч рублей.
В каких случаях использование речевых штампов неиз­бежно? Ответ поясните примерами.
387. Укажите, когда уместно использование данных ниже конструкций (употребите их в соответствующих контекстах).
В каких случаях употребление подобных конструкций не­желательно или недопустимо? Почему? Приведите синонимичные им конструкции и определите сферу их употребления.
Относительно выполнения плана, по окончании вуза, по причине болезни, вследствие похолодания, в связи с командировкой, в целях усиления борьбы, по линии участия в соревнованиях, в части спортивных состяза­ний, в отношении поэзии, ввиду недовыполнения плана, имеют место недостатки, предложения по вопросам улучшения бытовых условий, совершить побег из лаге­ря, атмосферные осадки.
388. В данном ниже отрывке из рассказа Г.Я. Рыклина "Со­вещание имен существительных" хорошо показан "механизм" возникновения некоторых словесных штампов. Прочитайте отры­вок и сделайте вывод о качестве речи, изобилующей словесными штампами.
Действующие лица: Утро, Прения, Впечатление, Речь, Полдень, Энергия, Пуля, Факт, Образ, Картина, Окраина, Дымка, Поступь, Отрезок времени, Ряд, Борьба, Волна.
¾ Некоторые имена прилагательные совсем доконали нас...
? Не скажите" ? промолвили Прения. ? К нам, напри­мер, журналисты прикрепили на всю жизнь глагол "развернулись", и нам из-за него дышать невозможно...
? У меня тоже нелады с глаголом, ? сказала хоро­шенькая Окраина. ? За мной, как тень, бродит глагол "преобразилась". И обязательно в таком сочетании: "преобразилась до неузнаваемости...".
? Все это чистая случайность, ? возразило Впечатле­ние, ? это, друзья мои, не типично... Я, например, всегда бываю неизгладимое. Неизгладимое впечатление!
? А я всегда меткая, ? сказала Пуля.
? А я упорная, ? сказала Борьба. ? Чудесная характе­ристика, что и говорить! Но нельзя же всю жизнь одно и то же! Ведь русский язык красив, богат и разнообразен.
? Вот в том-то и дело! ? горячо воскликнула Волна. ? Меня все поэты хвалят, но всегда одним и тем же сло­вом ? мощная. Так, например, в одном журнале за срав­нительно небольшой отрезок времени...
? Вот! Тут я Вас поймал, мощная Волна! ? и обижен­ный Отрезок времени вскочил с места. ? Высказываетесь против шаблона, а сами? Употребляете по отношению ко мне такое затасканное выражение ? "за сравнительно небольшой отрезок"…
? Простите. Оговорилась. Что значит привычка!
? Эти привычки очень плохо отражаются на нас, ? произнесла Речь. ? Многие журналисты привыкли назы­вать меня взволнованной, и нет мне в жизни другого прилагательного...
? А обо мне и в дождь и в стужу обязательно пишут, что я прекрасное, ? сказало Утро...
? А обо мне, ? улыбнулся Полдень, ? неизменно пи­шут, что я ясный. Ясный полдень. Коротко и ясно!
? А я сизая в любую погоду, ? заявила Дымка.
? А нам на двоих, на меня и на Образ, выдали одно прилагательное, ? грустно сказал Факт. ? Вы его хорошо знаете: это прилагательное "яркий". Яркий образ. Яркий факт. Так и ходим со столбца в столбец, сияя своей яр­костью.
? Перед нами развернулась любопытная картина...
? Почему всегда я только любопытная? ? спросила Картина.
? А почему я всегда небывалая? ? спросила Энергия.
? По той самой причине, по которой я всегда твер­дая, ? пояснила Поступь.
? А вот я всегда целый, ? заявил Ряд. ? Так у нас и шпарят: "целый ряд домов", "целый ряд людей".
В общем, как видите, в одно прекрасное утро, когда сизая дымка заволокла окрестности, на лужайке недале­ко от окраины, которая за сравнительно небольшой от­резок времени до неузнаваемости преобразилась, широ­ко развернулись прения, и целый ряд ораторов выступил со взволнованными речами, где были приведены яркие факты упорной борьбы имен существительных против шаблона. Получилась любопытная картина, которая не могла не оставить неизгладимого впечатления. Собрав­шиеся разошлись тогда, когда наступил ясный полдень. Будем надеяться, что мощная волна протеста против од­нообразия прилагательных дойдет до литераторов и они твердой поступью пойдут по пути улучшения своего языка...
389. Сопоставьте предложения из переводных произведений (слева) и варианты их правки (справа). Объясните, чем вызвана необходимость внесения исправлений.


1. И теперь все сомнения относительно враждебных целей визита исчезли. Теперь уже не оставалось сомнений (стало ясно), что пришли они как
враги.
2. Мысль... произвела на меня слишком ошеломляющее впечатление. Мысль... слишком меня ошеломила.

3. Поистине счастливым поэт может считать себя, когда он чувствует свою необходимость людям. Поистине счастлив поэт, когда чувствует, что нужен людям.

4. Он находился в состоянии полного упадка сил. Он совсем ослабел (обессилел, лишился сил, силы оставили его).
5. Это не может не явиться плодотворным поводом для размышлений Тут есть о чем задуматься.
6. Первое погружение (под воду) принесло разочарование, хотя вода была на удивление прозрачная. Первое погружение нас разочаровало, хотя вода была удивительно (на редкость) прозрачная.
7. Все это послужило причиной ужасной неприятности. Из-за этого вышла (получилась) большая неприятность
8. Такие замены не способствуют пониманию вас вашими собеседниками. Такие замены не помогают собеседникам вас понять.

390. Прочитайте приводимый ниже фельетон, посвященный речевому штампу. Выразите свое отношение к затронутой про­блеме.
...Как будто не зная
Значения слов
И штампом вконец заутюженный,
Не скажет он просто
"Шесть новых станков",
А скажет "порядка полдюжины".
И "факт вентилируя
Как таковой,
В аспекте с проблемами оными",
Он ставит вопросы
"Со всей остротой"
Словами тупыми, шаблонными.
"Нельзя не признать,
(И признать мы должны),
Что в области цикла поточного
С одной стороны
И с другой стороны,
Намечена линия точная"...
И льются, и льются
Слова, как вода,
И действуют крепче снотворного.
(Ц. Солодарь)
391. Исправьте предложения, устраняя речевую избыточность и штампы.
1. На предприятиях уже многое сделали в деле органи­зации товарной конкуренции. Однако со стороны отдель­ных руководителей имеют место случаи недопонимания важности этого мероприятия. 2. В ряде организаций и предприятий области была допущена недооценка мелио­рации сельскохозяйственных земель с помощью защит­ных насаждений. 3. Н.Г. Петрикову было вынесено пре­дупреждение за непринятие должных мер по устранению отставания производства деталей. 4. Жители нашего микрорайона добросовестно относятся к вопросу охраны природы. 5. В школах многое сделано в части распро­странения передового опыта работы учителей младших классов. 6. В романе имеет место отсутствие ясно выра­женной сюжетной линии. 7. Через все эти статьи крас­ной нитью проходит процесс слияния компонентов фра­зеологической единицы как один из способов её лексикализации. 8. Со стороны отдельных школьников было проявлено недобросовестное отношение к сбору маку­латуры. 9. Беседа идет вокруг конкретных предложений по вопросам смягчения международной напряженности. 10. Нужно особо отметить ту работу, которую продела­ли фермерские, экономические и др. хозяйственные ор­ганы Брянской области по вопросу увеличения производ­ства картофеля. 11. Школьники выехали в поле в целях ликвидации сорняков. 12. Ранней весной этого делать не рекомендуется во избежание преждевременного вымы­вания солей вешними водами и дождями. 13. В Гомеле вчера закончила свою работу встреча представителей ча­стных банков. 14. Вступают в промышленную разработ­ку все новые газовые и нефтяные месторождения. 15. По линии подготовки спортсменов наша школа завоевала первенство в районе. 16. В мае месяце начали осуществ­лять строительство нового девятиэтажного дома.

§4. Слова-паразиты, авторские неологизмы
и чистота речи
392. Прочитайте отрывок из научно-популярной книги по куль­туре речи, посвященный употреблению в речи слов-паразитов. Со всеми ли положениями, высказанными в нем, можно согласиться? Какие примеры подобного словоупотребления вы можете привести?
Еще одним источником многословия является упот­ребление так называемых слов-паразитов, слов-сорняков. И здесь никак нельзя не сказать о таких, например, "словоупотреблениях": "Э-э-э, главной, понимаете ли, основной чертой его, так сказать, характера является, значит, это, его любовь к, сами понимаете, людям". Ко­нечно, оратора, выступающего в таком ключе, никто и слушать не будет. "Приставая" к тому или иному человеку, проникая в каждое его высказывание, повторяясь по многу раз в пределах небольшого контекста, слова-паразиты делают речь трудно воспринимаемой и даже смешной. Такая речь, переполненная словесными сорня­ками, лишена точности, выразительности, строгости, ло­гичности. Вот пример из книги писателя Л.В. Успен­ского "Культура речи". Попробуйте сразу уловить смысл этого высказывания: " ¾ Э, мня-мня-мня... так сказать... Да вот телевизор-то мой, так сказать, лучше вашего... э-э-э, мня-мня, как его этого, ну как же не лучше, так ска­зать: само дело показывает..." Л.В. Щерба называл такие словечки упаковочным материалом ¾ люди как бы суют их между значимыми словами, чтобы не дать им раз­биться друг о друга, как суют паклю между свежими яйцами. Вслушайся в речь окружающих (и прежде все­го ¾ одноклассников), и ты увидишь, сколько в ней ни­чего не означающих полуслов, полумеждометий или словоидов, по меткому замечанию Л.В. Успенского. Это и вот, и ну, и прямо, и вообще, и грит (говорит), и это са­мое, и как его, и как это и много-много других подобных словечек. Конечно, с этим речевым недостатком надо по­следовательно и постоянно бороться (Н.В. Федотова).
393. Определите стилистическую функцию, в которой высту­пают слова-паразиты в художественных текстах, данных ниже.
1. Этот мальчик с первого взгляда, так ска-ть, произ­вел на меня большое впечатление. В любые, самые эле­ментарные композиции, так ска-ть, он умудрялся внести что-то свое... Я твердо знаю, так ска-ть, что человек спо­собен на открытие нового только тогда, когда он в со­вершенстве знает старое. И я постоянно с ним бился, доказывая это, а он все время внутренне, так ска-ть, ну, как бы... усмехался (Братья Ватеры). 2. ¾ А на дворе, где я приставал в городе-то, слышь ты, ¾ отвечал му­жик, ¾ с пошты приходили два раза спрашивать, нет ли обломовских мужиков: письмо, слышь, к барину есть (И. Гончаров). 3. Он, в общем, конечно, понимал, что старуха ¾ тоже человек. В общем, долго мучился угрызеньями совести... Ну, в общем, пришел он к ней и гово­рит... (И. Шевцов). 4. Это, на прошлом собрании мы, это, уже говорили на эту тему. Так зачем, это, еще раз, это, все обсуждать? (С. Иванцов).
394. Понаблюдайте за речью окружающих. Встречается ли в ней употребление слов-паразитов? Если да, то какими причинами, по-вашему, можно объяснить такое словоупотребление?
395. Чистоту речи часто нарушают слова, возникшие путем непроизвольного искажения уже существующих. Ниже даны приме­ры из сочинений школьников и абитуриентов. О чем свидетельст­вует подобное словоупотребление? Какие слова здесь искажены?
1. Кабанова ¾ твердолобая брюстительница. 2. Моло­дёжь идет в оворгарде всех начинаний старших товари­щей. 3. Братские могилы стоят без памятников и эпифатий. 4. Он без угрезенья совести пошел на дуэль. 5. Его победа жиждицца на уверенности в своей правоте.
396. Прочитайте примеры, взятые из романа Н. Воронова "Макушка лета". Насколько целесообразно употребление вы­деленных авторских неологизмов? Какими словами литературно­го языка вместо отмеченных окказионализмов мог бы воспользо­ваться автор?
1. Понуроуниженный силуэт Марата медально че­канился на фоне надхолмного небосклона. 2. Лично я думаю, что много в нас неуследимого. 3. Да и не при­вык я застегиваться, всегда ходил нараспашку. 4. Све­товое пространство над электрической зернью было низкое, слоящееся, клубливое. 5. Сернистая желтина, которая образовывала нижний слой, провисала, пучи­лась, лопалась, словно бы под давлением верхних пла­стов: свинцеватого, коричневого, аспидно-синего.
397. Прочитайте отрывок из книги В.И. Максимова "Точность и выразительность" (Л., Просвещение, 1968, с. 65). Опираясь на него и материал предыдущего упражнения, сделайте выводы об условиях и пределах применения авторских неологизмов в худо­жественных текстах.
И. Ефремов. "Туманность Андромеды":
"Наши бомбовые маяки работают отчетливо, хотя мы сбросили их четыре... года назад".
"Юная практикантка, собиравшаяся вести "эльф", чтобы доставить его обратно, посоветовала заехать по дороге на башню: тогда гости смогут переговорить сами по ТВФ ¾ телевизофону".
"Обострилось восприятие некоторых оттенков, приду­маны новые хромкатопрические краски с внутренними рефлексами в слое, некоторые приемы гармонизации цветов".
Только авторские примечания выводят нас из затруднения. Из них мы узнаем, что бомбовые маяки ¾ сбрасываемые со звез­долетов автоматические станции для подачи мощных сигналов, которые пробивают планетную атмосферу, "эльф" ¾ маленький аккумуляторный автомобиль, ТВФ ¾ стереотелевизофон, прибор для переговоров и одновременной передачи стереоскопических изображений, хромкатопрические краски ¾ краски, обладающие большой силой отражения света внутри слоя.
398. В приведенных ниже отрывках из сочинений старшекласс­ников и абитуриентов использованы авторские неологизмы. Какое коммуникативное качество нарушается в результате такого слово­употребления? Какова функциональная нагрузка таких слов? Ис­правьте предложения.
1. Разум ¾ творитель всего, что создано на земле, всего прекрасного и вечного. 2. "Некоторые рецензоры обвиняли Б. Васильева в жестокости, которая была в сценах гибели девушек. 3. Монолог, диалог, триалог в пьесе зачастую протекают в накаленной обстановке. 4. И вот Бэла при помощи хитриков и смекалки Печорина оказывается в крепости. 5. Полуголодные, полухолод­ные, они командовали эскадронами. 6. Чичиков ¾ рас­четливый, растяжатель. 7. Но дело Давыдова и Нагуль­нова не погибло, его продолжают единомыслители. 8. Жадность, скряжество, ничтожность, скупость... пре­вращали его в "прореху на человечестве".
399. Используя материал предыдущих упражнений, скажите, можно ли согласиться с A.M. Горьким, который по поводу языка одного из романов, содержащих много новообразований, заметил, что "все это даже не мякина, не солома, а вредный сорняк, и есть опасность, что семена его дадут обильные всходы, засорят наш богатый, сочный, крепкий литературный язык".

§5. Стилистическое использование
жаргонной лексики
400. Установите, в чем различие понятий "жаргонная лекси­ка", "жаргонизм", "арго", "арготизм", "блатная музыка", "сленг" и др.
401. От перечисленных выше понятий отличаются вульгариз­мы. Докажите это отличие на примерах.
402. Прочитайте примеры из повести Н. Леонова "Агония" и ответьте на вопрос: за счет чего в языке могут возникнуть арго­тизмы? Выразите свое отношение к данным ниже словоупотреб­лениям: каковы условия и пределы их применения.
1. Папенька, убери пушку, я этого мальчика срисо­вал. 2. Не был я на этой малине и тебя, краля, не знаю, даже во сне не видел. 3. Сколько было в жестянке? 4. Если Корней красотку решил, зачем шум поднял? 5. ¾ Хан, ¾ Сынок улыбнулся, ¾ отстегни ты хорошего человека. 6. ¾ У вас хвост не после бильярдной вырос, он отродясь с липового побега был. 7. Она решила, что так и засыпаться недолго, начала следить за своей ре­чью... 8. А второй, слыхал, по мокрому прошел, в бегах сейчас. 9. ¾ Анны нет в гостинице, похоже, она ушла с концами. 10. ¾ Тут я согласен, давай узнаем, сколько должны, и свалимся. 11. Значит, сок-то брызнул от твоей посылки. 12 ¾ Известно, если уголовка заметит, то любой, торгуясь за себя, Хана отдаст. 13. ¾ Можно обоих гос­тей убрать, взять на дело Дашу, вытряхнуть сейф и скрыться. 14. ¾ Меня на хомут не взять, ¾ уверенно глядя Хану в глаза, сказал Корней. 15. Корней с ним сейф вспорет, деньги заберет и наведет на него уголовку. 16. Корней за дверь, а вы, лопухи, эти "куклы" бумажные делить начнете. 17. ¾ Они прибыли в столь­ный город на променаж, а нам с вами тут жить. 18. У этого филера родимчик был, тронь пальцем, и покойни­чек. 19. Он понимал ¾ не станет сыскной с налетчицей разгуливать по улицам и толковать о деле.
403. Определите стилистические функции жаргонных слов и выражений в отрывках из статьи "Девочки в баре" Н. Зеновой.
"Но чтобы подвигнуть мужчину на рыцарский посту­пок в честь прекрасной дамы, нужна прежде всего пре­красная дама, а не "клюшка", не "машка", не "телка".
...Лялька ¾ "клюшка". Лялька ¾ "машка", в соответст­вии с жаргоном и местной табелью о рангах. Высоко ей в этой табели не подняться, она в самом низу. А ввер­ху ¾ Вера. Вот Вера появляется в баре, надменно вскинув голову. Даже Лялька замирает, открыв рот, и я не­вольно смотрю на Веру лялькиными глазами: "телка" ¾ высший класс, вся ¾ "фирма", сплошной отпад...
...Мальчики ¾ те, если честно, в основном фарцуют. Привозят вещи из Прибалтики из портовых городов, продают на "туче". Поэтому в воскресенье у них как бы зарплата. До воскресенья только и слышишь, кто что "взял", а в воскресенье ¾ кто что "сдал". О другом в ба­рах обычно не говорят. Сюда вообще не ходят "общать­ся": парни делают свои дела, девушки ¾ "только никто не говорит "девушка", разве что в насмешку", ¾ ждут, пока их "снимут".
Для них сегодня это самые обычные словечки: "снять", "съём", "съемщик"... Как будто речь идет не о живом че­ловеке, а о вещи, которую берут на время, напрокат.
В чем специфика использования в речи жаргонизмов по сравнению с общеупотребительной лексикой?
404. Определите стилистическую функцию и приемы введе­ния в текст жаргонных слов разных социальных групп. Чем объяснить сходство приемов введения в текст жаргонной и диалект­ной лексики?
1. Рыжих ¾ зубов золотых ¾ он не искал. В бесхозе какие рыжие? Если родственники лет двадцать, тридцать на могилку не наведываются, забыли или сами перемер­ли, то и покойник у них соответствующий ¾ без золота. Рыжие ¾ те в ухоженных, с памятниками (С. Каледин). 2. Воробей выплюнул окурок, поправил беретку. Ну, да­вай, инвалид! Залупи им яму, что б навек Воробья за­помнили! Жалко, одна могилка сегодня задана; когда работы мало, и психуешь больше, и сон дурной. Ладно, решил Воробей, раз одна ? я ее, голубушку, без ноги за­делаю (С. Каледин). 3. И сам не забыл, к семи приехал. Морда шершавая с похмелья, а приполз, не поленился. Да, приборзел Петрович малость за последнее время. Все бабки все равно не собьешь, а нарваться можно. Тем более с бесхозами. Бесхоз толкануть ¾ не выговор, тю­ряга... (С. Каледин). 4. ... Куча банкнот росла рядом с ним, и, чем больше она росла, тем смелее, увереннее становился Шура, "начесывая" колоду, устраивая все эти "вольты", "сменки", "мостики" и "обезьянки", применяя то, чему, оказывается, не зря так самозабвенно учился пять послевоенных лет в бараках на Коптевской улице, выигрывая у пацанов хлеб и мелочь на папиросы (С. Ус­тинов). 5. Свой следующий рабочий день я начал с того, что дозвонился Сухову и рассказал ему про официанта. Он реагировал как-то вяло. Поблагодарил, но сказал: ¾ Побаловался, и хватит. Давай кончай свою самодеятель­ность. ¾ Какую самодеятельность?! ¾ возмутился я. ¾ Это моя работа, мне, между прочим, за нее деньги платят! ¾ Нe забивай мне баки, ¾ ответил Сухов, ¾ за то, чтобы ловить жуликов, деньги платят мне. А тебе платят за то чтобы ты потом описывал, как я их ловлю. ¾ Я обидел­ся: ¾ Пожалуйста, могу больше ничего тебе не сообщать. ¾ А вот это зря, ¾ сказал он. ¾ Не лезь в бутылку, мы ж с тобой одно дело делаем, в конце концов (С. Устинов). 6. ¾ Да нет, ¾ сказала она, ¾ ну какой же вы тер­рорист? Террорист ¾ это масштаб, мужество. А вы про­сто алкоголик, или, как говорят блатные, шобла, ботало. Интеллигентская шобла, конечно (Ю. Домбровский). 7. ¾ И давно, Георгий Николаевич, вы имеете честь тут припу­хать? ¾ Как вы сказали? ¾ удивился Зыбин. ¾ Припу­хать? ¾ Припухать, припухать, ¾ улыбнулся старик. ¾ А вы разве не слышали этого слова? Как же это сосед-то вас не образовал? Дело в том, что у нашего брата, ла­герника, бывают только три состояния: мы можем мантулить (или, что то же самое, "упираться рогами"), т.е. работать, или же кантоваться, то есть не работать, и, на­конец, припухать, то есть ждать у моря погоды. Вот мы с Вами сейчас припухаем... (Ю. Домбровский). 8. И Яш­ка-Гвоздь заговорил со мной на допотопном уличном жаргоне. Он как-то сбоку глянул: ¾ Ешь твой грош! Ну, что ты нос дерешь, как будто фраер? Прибарахлился, ко­рочки надраил и забурел ¾ своих не узнаешь (И. Кислик). 9. Стоит передо мной такой пожилой водила, тачка его фурычит на пандусе (В. Кунин). 10. Тьфу, ¾ говорю, ¾ ну, что за непруха, а, Женя?! ¾ Очень попсовые очечки! (В. Кунин). 11. Он неплохо трекал по-нашему. Даже над­бавку получал в своей фирме за знание русского языка. (В. Кунин). 12. Кисуля положила пачку денег на колени и стала их пересчитывать. ¾ Совсем спятила? ¾ зашипел швейцар. ¾ Нашла время? ¾ В прошлый раз два стольника не доложил, и сейчас хочешь напарить? ¾ огрызнулась Кисуля (В. Кунин). 13. ¾ Сколько денег? ¾ спросил Толя Кисулю. ¾ Не помню. Около тысячи двухсот. ¾ Мы с Гул­ливером переглянулись. Значит, Кисуля уже троих успо­коила по сто баков каждого, да еще и успела сдать их "один за четыре". Толя словно прочитал наши мысли: ¾ Высокий класс! Значит, успела снять троих клиентов по сто долларов и даже валюту сплавила один к четырем! (В. Кунин).
Выскажите свое отношение к использованию жаргонной и вульгарно-просторечной лексики в художественной литературе.

Глава 9

БОГАТСТВО РЕЧИ
405. Что включается в понятие "богатство речи"?
406. Какие условия обеспечивают богатство речи?
407. Приведите 2¾3 высказывания писателей, лингвистов или общественных деятелей о богатстве русского языка.

§1. Фонетические средства и
речевое богатство
408. Определите стилистическую функцию звуковой органи­зации речи в данных ниже отрывках:
1. Михаил понял, что сказал глупость, понял по лицу брата, вдруг побледневшему, по ставшим вдруг колючи­ми глазам, попытался поспешной вымученной улыбкой исправить глупость. Но было поздно: Егор "заводился" с полуоборота.
¾ Бульбошиное царство, говоришь? Да, Белоруссия наша богата бульбой. И еще много чем богата. Наша бульба выручала нас в годы гитлеровской оккупации. Без бульбы мы, может, и не выжили бы. Оно правда ¾ няма у нас черной и красной икры, не растет яна в бульбовым краю. Только насчет комара ты, братец, крепко ошибаешься. Не комары мы, хоть и умеем кусать раз­ную погань. Ты называешь наш край бульбошиным цар­ством. Ну, спасибо, что не забыл, вспомнил батьковщину. Хоть бульбой попрекнул ¾ и то ладно.
? Брось демагогию, Егор, ? перебил Зубров и помор­щился. ? Я свою родину никогда не забывал.
? А тебе нечего и забывать было, у тебе яе няма ? батьковщины. И у нашей сямье ты чужой. Помнишь, як у детстве тебе звали? Не помнишь? Дык я напомню: вы­родком... (И. Шевцов).
2. Графиня Эмилия ?
Белее, чем лилия,
Стройней ее талии
На свете не встретится.
И небо Италии
В глазах ее светится,
Но сердце Эмилии
Подобно Бастилии.
(М. Лермонтов)
3. Хватит брюхо набивать!
Бают, да и сам я бачу,
Что спешит из рвани рать
Волю забирать казачью.
(В. Высоцкий)
409. Укажите звуковые повторы; определите стилистические функции звукописи (эвфонии). Являются ли звуковые повторы в приведенных примерах свидетельством речевой бедности?
1. Гуди, набат, гуди сильнее,
Гуди над Русью без конца...
Пусть от твоих ударов мощных
Дрожат холодные сердца.
(Ф. Шкулев)
2. Кто-то делает вот так ?
Рубит дерево вот так:
? Тук ? тики.
Тук ? тики,
Так!
Кто-то делает вот так ?
Молотком стучит вот так:
? Дзинь ? тики,
Дзинь ? тики,
Дзинь ? тики,
Так!
Кто-то делает вот так ?
Тесто хлопает вот так:
? Шлеп ? тики,
Шлеп ? тики,
Так!
Кто-то делает вот так ?
Ходит в комнате вот так:
? Топ ? тики,
Топ ? тики,
Лбом о столик ?
Тук — тики
Чашку на пол ?
Дзинь ? тики.
Возле стенки ?
Шлеп ? тики,
Так!
(В. Орлов)

§2. Лексика и фразеология как
источник богатства речи
410. Известно, что богатство речи больше всего свойственно стилю художественной литературы. Здесь редко встречается не­мотивированное повторение одних и тех же слов (исключение со­ставляют служебные слова и местоимения). Прочитайте начало ро­мана "Сестры" А.Н. Толстого (в отрывке 125 слов). Определите, есть ли здесь повторяющиеся полнозначные (знаменательные) слова? Чем это вызвано?
Сторонний наблюдатель из какого-нибудь заросшего липами захолустного переулка, попадая в Петербург, испытывал в минуты внимания сложное чувство умст­венного возбуждения и душевной придавленности.
Бродя по прямым и туманным улицам, мимо мрачных домов с темными окнами, с дремлющими дворниками у ворот, глядя подолгу на многоводный и хмурый простор Невы, на голубоватые линии мостов с зажженными еще до темноты фонарями, с колоннадами неуютных и нерадостных дворцов, с нерусской, пронзительной высотой Петропавловского собора, с бедными лодочками, ныряю­щими в темной воде, с бесчисленными барками сырых дров вдоль гранитных набережных, заглядывая в лица прохожих ? озабоченные и бледные, с глазами, как городская муть, ? видя и внимая всему этому, сторонний наблюдатель ? благонамеренный ? прятал голову поглуб­же в воротник, а неблагонамеренный начинал думать, что хорошо бы ударить со всей силой, разбить вдребезги это застывшее очарование.
Можно ли сказать, что в этом отрывке использование слов подчиняется закону, в соответствии с которым информативная ценность знака тем больше, чем меньше его частотность? Сде­лайте вывод о частотности слов в отрывке и лексическом богат­стве речи.
411. В данных ниже отрывках из романа И. Ильфа и Е. Петро­ва "Двенадцать стульев" найдите синонимы, определите их типы и стилистическую функцию.
1. И так как руки у обоих были заняты стулом, они стали пинать друг друга ногами. Сапоги незнакомца бы­ли с подковами, и Ипполиту Матвеевичу сначала при­шлось довольно плохо. Но он быстро приспособился и, прыгая то налево, то направо, как будто танцевал краковяк, увертывался от ударов противника и старался по­разить врага в живот. В живот ему попасть не удалось, потому что мешал стул, но зато он угодил в коленную чашечку противника, после чего тот смог лягаться только левой ногой.
2. На столах художественного отдела лежали иност­ранные журналы, на полу валялись обрезки фотографий: чье-то плечо, чьи-то ноги и кусочки пейзажа.
3. Внезапно Остап заревел и схватил Воробьянинова за бицепс.
? Смотрите, смотрите! ? крикнул он. Остап, хохоча, высунулся из окна и гаркнул:
? Пашка! На толкучку едешь?
4. По окончании его речи оба корреспондента, прислу­шиваясь к жиденьким хлопкам, быстро записали: "Шум­ные аплодисменты, переходящие в овацию...".
5. Дворник, кряхтя, поплелся к двери, открыл ее и в сильнейшем замешательстве отступил. Он брел по шос­се, согнувшись и прижимая к груди мокрый кулак.
6. Да как им не обнимать голубую, в лоснящихся цветочках, основу своего счастья. Это семейный очаг, альфа и омега меблировки, общее и целое домашнего уюта, любовная база, отец примуса!
7. ? А он что, жив?
? Умер гражданин Коробейников. Почил.
8. Два его этажа, построенные в стиле Второй импе­рии, были украшены побитыми львиными мордами, не­обыкновенно похожими на лицо известного в свое время писателя Арцыбашева. Арцыбашевских ликов было ров­но восемь, по числу окон, выходящих в переулок. По­мещались эти львиные хари в оконных ключах.
9. Прежде чем наляпывать буквы, он отбил... верев­кой две параллельные линии и, тихо ругая неповинного Воробьянинова, приступил к изображению слов.
10. Умерла Клавдия Ивановна, ? сообщил заказчик.
? Ну, царствие небесное, ? согласился Безенчук. ? Преставилась, значит, старушка... Старушки, они всегда преставляются. Или богу душу отдают, ? это смотря ка­кая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, ? зна­чит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее ? та, считается, богу душу отдает...
? То есть как это считается? У кого это считается?
? У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто поменьше чином, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги про­тянул. Но самые могучие когда помирают, железнодо­рожные кондукторы или из начальства кто, то считается, что дуба дают.
Потрясенный этой спутанной классификацией чело­веческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
? Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера ска­жут?
?Я человек маленький. Скажут: гигнулся Безенчук. А больше ничего не скажут.
412. Найдите синонимы в стихотворении Г.Л. Алексеева "Чер­товские стихи", определите тип синонимов, стилистическую функ­цию, в которой они выступают.
Я говорю:
Да ну вас!
Надоели вы мне!
Идите вы, знаете, куда!
Они говорят:
Нет, не знаем!
Тогда я говорю:
То есть как не знаете?
Идите к черту,
к лешему,
к дьяволу,
к чертовой матери,
к чертовой бабушке,
ко всем чертям!
И они послушно уходят.
413. Найдите в предложениях из романа Ю. Бондарева "Бе­рег" синонимичные слова и определите их семантико-стилистические различия и стилистические функции.
1. Солдаты теперь увесисто захлопали ладонями по плечам, по худенькой спине Ушатикова, успокаивая его этим дружным тисканьем, а он прыснул, залился жере­бячьим смехом. 2. Задним ходом самоходки действитель­но отодвигались к лесу, пятились по шоссе, бегло отстреливались. 3. ...Думал о своей опасной мягкотелости, податливой нетвердости, уже раздражавшей его сейчас. 4. ...Он, наконец, может заставить этих прохожих, этих незнакомых людей на улице восхищаться, грустить, удив­ляться. ...А Никитин чем больше пил, тем больше вос­торгался Вихровым, его талантом, умом... 5. ? Признай­тесь, сочинили эту историю в медсанбате. От нечего де­лать... ? Чушь! Просто заливаете, комбат, ? не поверил Никитин, испытывая вдруг болезненное сопротивле­ние:... ? Зачем вы здесь врали, комбат, как сивый мерин? Что вас дернуло ерунду молоть? 6. Сразу двое парней бросились через пустынный мост к ресторану... Никитин кинулся к нему и с ненавистью и наслаждением ударил его. 7. "Слушайте, сержант! ? не сдержавшись, выгово­рил Никитин. ? Мало того, что вы под дверью шпиони­ли, подслушивали, как старая баба, вы еще угрожаете мне". 8. Никитин вспылил, не выдержав этой невозму­тимой самоуверенности Меженина, его беззастенчивой циничности, этой предложенной им полусделки, полу­сговора. 9. И все хорошо, всё отлично, и вот весна в Германии, и скоро конец войны..., ? подумал Никитин. 10. Тихо, мирно доживем, довоюем как-нибудь, ? гово­рил Меженин. 11. ? Я и говорю, черт тебя изнутри ест, ? повторил Зыкин. ? Всего не сожрет, что-нибудь да оста­нется, ? ответил Меженин. 12. Ох, какую ересь и чепуху я вам наговорила, лейтенант, ? сказала она, запрокинув голову. 13. ? Отказываетесь говорить? Так я понял, Княжко? ? сниженным до подземного рокота басом вы­говорил Гранатуров. ? Княжко произнес: "Это вы сде­лаете только в том случае, если меня не будет в живых!" 14. И тут же острое сознание несоединимой расколотости, разъединенности между ним и ею, сознание слу­чившейся, невозможной, сделанной сегодня ошибки знобящим уколом прошило его, будто тайно предал са­мого себя перед всеми.
414. Определите типы и стилистические функции антонимов.
1. Истина потому только и называется истиною, что противоположна заблуждению, лжи (Н. Чернышевский). 2. Между ними дружбы никогда не было, а была лишь одна скрытая вражда (Ю. Бондарев). 3. В эту повесть связались не мнимо жар и холод, как Север и Юг, мёрт­вой хваткою ? недруг и друг (Н. Кислик). 4. Мы умира­ли ? шкуру он спасал, мы замерзали ? он сидел в тепле, он ползал ? мы прорвались в небеса, он вымер ? мы ос­тались на Земле (Н. Кислик). 5. Прости, если поздно. Лежи, если рано. Не знаем твоих тревог. Пока ж над страной трепещут экраны, как распятый твой свитерок (А. Вознесенский). 6. Колоссальнейшая эпоха! Ходят на поэзию, как в душ Шарко. Даже герои поэмы "Плохо!" требуют сложить о них "Хорошо!" (А. Вознесенский). 7. Да здравствуют Антимиры! Фантасты ? посреди му­ры. Без глупых не было бы умных, оазисов ? без Кара­кумов (А. Вознесенский). 8. Но горше всего, что так до­живешь до седин под пристальным сплетневым оком то "вражьих", то "дружеских" блоков (А. Вознесенский). 9. Море ? полусостоянье между небом и землей, между водами и сушей, между многими и мной; между вымыс­лом и сущим, между телом и душой (А. Вознесенский). 10. Жалуется над безднами участь ее двойная: на небе­сах ? земная, а на земле ? небесная (А. Вознесенский). 11. Ну что тебе надо еще от меня? Чугунна ограда. Улыбка темна. Я музыка горя, ты музыка лада, ты ябло­ко ада, да не про меня. ... На всех континентах твои име­на прославил. Такие отгрохал лампады! Ты музыка сча­стья, я нота разлада. Ну что тебе надо еще от меня? (А. Вознесенский). 12. Грешный дух мой бронирован в плоть, безучастную, как каменья. Помоги мне поднять­ся, господь, чтоб упасть пред тобой на колени (А. Воз­несенский). 13. Опять Букашкину везёт. Ползет, потея. Не понимает, что тот взлет ? его паденье (А. Вознесенский). 14. В тоску заметней седина. Так в ясный день в лесу по-летнему листва зеленая видна, а в хмурый ? бледная за­метнее (А. Вознесенский). 15. Куда-то душу уносили ? забыли принести. "Господь, ? скажу, ? или Россия, назад не отпусти!" (А. Вознесенский). 16. То серьезный, то по­тешный, Нипочем, что дождь, что снег, ? В бой, вперед, в огонь кромешный, Он идет, святой и грешный, Рус­ский чудо-человек (А. Твардовский).
415. В данных ниже контекстах укажите значение полисемантов и омонимов. Определите их стилистические функции.
1. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его (С. Маршак). 2. Раз­ве он играет? Просто ноту к ноте подбирает. К истине наощупь подбирается. А мелодия ? не подбирается (И. Фоняков). 3. В среду в театре мы видели не только "Власть тьмы", но тьму нелепостей (М. Горький). 4. Ска­жи: Какой ты след оставишь? След, чтобы вытерли пар­кет И посмотрели косо вслед, Или незримый прочный след В чужой душе на много лет (Л. Мартынов). 5. Он только вздохи издает. И эти вздохи... издает (Е. Ильин). 6. В конце концов все его пороки вылились в один: по­рок сердца (Л. Стулов). 7. И легковесу вес дается нелег­ко. 8. Когда ты в медсанбатах концы отдавал, немец уже отдавал города (Н Кислик). 9. Его рубашка ? нараспаш­ку, Чрез полчаса, заправив бак, Он выйдет в поле на распашку (М. Исаковский). 10. В полумраке подъезда (в полумрачности, сказал бы я теперь) ничто не напомина­ло о вчерашней трагедии (С. Устинов). И. Известно, птица в небеса несется, второе дело ? яйцами несется. Где птицу взять? ? уже вопрос несется. Отвечу: с рынка птица в дом несется (Ф. Ефимов). 12. Земля, забудь о ссорах и раздорах! Пусть вечно в мире этом Мир живет (С. Львов).
Что понимается под семантическим богатством речи? Ка­кие стили наиболее пригодны для его поддержания? Ответ моти­вируйте.
416. Замените а) фразеологизмы близкими им по значению словосочетаниями и б) слова и словосочетания ? близкими им по смыслу фразеологическими оборотами. Определите семантико-стилистические различия полученных синонимических рядов. До­кажите, что фразеологизмы обогащают речь:
а) подливать масла в огонь, сгущать краски, положа руку на сердце, лить воду на чью-либо мельницу, вывес­ти на чистую воду, держать ухо востро, держать язык за зубами;
б) испугаться, скрыться, вылечить, неожиданно, лег­комысленный человек, не суметь разобраться в чем-ли­бо, усердно работать.

§3. Грамматические средства как
источник богатства речи
417. Найдите случаи стилистического использования катего­рии рода имен существительных.
1. Я проехал какое-

Категория: Языки | Добавил: NATALYA | Теги: языки, русский, культура
Просмотров: 470 | Загрузок: 65 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: