§4. Синтаксические нормы 4.1. Порядок слов в предложении 227. Выделите дополнения, объясните занимаемое ими место в данных ниже предложениях. 1. Ну, я перво-наперво притаился: солдат и ушел с письмом-то (И. Гончаров). 2. Основания никакого к такому заключению со стороны Натальи Фадеевны не было, никто ни на кого не восставал, даже кометы в тот год не было... (И. Гончаров). 3. Отечество славлю, которое есть, но трижды ¾ которое будет (В. Маяковский). 4. Белье на веревках ? знамена дворов ? качается в сонном Неаполе (Е. Евтушенко). 5. С волнением смотрел Алексей этот фильм ? прошлое вдруг стало таким явным (Л. Корнешов). 6. Пойдет Бобыль по деревне, стучит под окнами, а Дружок стоит рядом, хвостом виляет (С. Есенин). 7. Желанья свои и надежды связал я навеки с тобой (М. Исаковский). 8. Новый хозяин Фаворов бороденку уже стриг, над дворянством посмеивался и европейскую свою науку с российским навыком сочетал (Л. Леонов). 9. Он надел на грудь красный бант. Его выбрали в батарейный комитет (В. Катаев). 10. Панину сам бог судья (В. Пикуль). 228. Укажите место и стилистическую роль определений в приводимых ниже предложениях. Отметьте случаи инверсии. 1. Петя подобрал тяжелые полы шинели на стеганой ватной подкладке и, кружась под ударами ветра, бросился догонять Гаврика (В. Катаев). 2. Сын крестьянский из людей поморских (В. Пикуль). 3. Кривоногий улыбался все ласковее. От этого все черты, мелкие, хищные и незначительные, сближались, и лицо теперь казалось почти черным (Ю. Домбровский). 4. Революции с гидрою Толку нянчится нет, И работа нехитрая, Если схвачен поэт (В. Корнилов). 5. Ну ты переборчивая. Все не по тебе (Л. Петрушевская). 6. Колыхались звездные кочевья. Мы не засыпали у костра. Шумные тяжелые деревья Говорили с нами до утра. Мне в ту ночь поэт седой и нищий Небо распахнул над головой. Точно сразу кто-то выбил днище Топором из бочки вековой (Н. Елагин). 7. Да, кончился ослепительный, но короткий век Черубины де Габриак. Но не кончилась жизнь 23-летней Елизаветы Дмитриевой, хотя соединение трагедии любовной и трагедии поэтической стоило ей если не жизни, то без преувеличения литературной судьбы (А. Васильева). 8. А конь не стоял на месте, он дикий, неученый, он не умеет танцевать (Ю. Тынянов). 9. "Как он любил вас, Анна Гавриловна! И только летчики замечали, что стены круглые говорили, сливаясь кольцами обручальными" (А. Вознесенский). 10. Омытые светом деревья просвечивают в тиши, как будто гусиные перья ? только пиши (А. Вознесенский). 11. Как увижу ее, я и сам не свой: Опускаются руки сильные. Помрачаются очи бойкие... (М. Лермонтов). 12. ... У меня в доме есть прекрасная для вас комната, светлая, покойная... (Н. Гоголь). 229. Установите место обстоятельств и характер их семантико-синтаксических отношений с другими членами предложения. 1. Гарун бежал быстрее лани, Быстрей, чем заяц от орла! Бежал он в страхе с поля брани, где кровь черкесская текла... (М. Лермонтов). 2. Иван вскочил вдруг с своего места и бросился со всех ног снимать с него плащ (Н. Гоголь). 3. Сели в мягкие кресла у круглого журнального столика (И. Шевцов). 4. Тот сидел совершенно неподвижно, со злым лицом, сдвинув брови, и даже не шевельнулся при входе врача (М. Булгаков). 5. Еще я долго поброжу По бороздам земного луга, Еще не скоро отрешу Вола усталого от плуга (В. Брюсов). 6. Через пару дней невозмутимые рабочие перестилали войлок пола, похожий на абстрактный шедевр Поллока и Кандинского... (А. Вознесенский). 8. Дверцы со стуком захлопнулись, лошади тронули (В. Пикуль). 9. Голова и руки у меня трясутся от слабости (А. Чехов). 10. Гаврик насилу поспевал за ним (В. Катаев). 11. Три года жил Ваня как бродячая собака, без дома, без семьи (В. Катаев). 12. Есть ему не хотелось, зато пил жадно и много: излишек воды тек у него по рубахе (Л. Леонов). 230. Определите характер ошибок, связанных с порядком слов (ошибки в расположении главных и второстепенных членов предложения, частиц, уточняющих слов и т.д.). Исправьте предложения. 1. Большое внимание надо уделить обучению технике работ на уборке работающих студентов и школьников. 2. Успехов больших добились учащиеся нашей школы. 3. Студенты готовились к занятиям хорошо, в частности Павлова и Киреев. 4. Награждаются студенты только те, которые хорошо учатся. 5. Опавшие листья с деревьев шелестели под ногами. 6. Мы далеко еще не использовали возможностей нового метода. 7. Предложено закрепить за как можно большим числом студентов двоечников. 8. Завершается сейчас работа по комплексной механизации откормочного цеха. 9. Студент он хороший. А декан факультета даже нам так сказал: "Если бы все были такие, многих проблем бы уже у нас не было". 10. Ректор принимает в своем кабинете людей с их проблемами. 11. Открытый и глубокий ум Базарова ставит значительно выше его либералов Кирсановых. 12. Нужно уметь делать не только этот анализ, но и смотреть дальше. 231. В данных ниже предложениях найдите неудачный порядок слов, приведите его в соответствие с нормой. 1. Однако что дракон представляет из себя на самом деле и откуда появился его настоящий облик ? далеко не каждый знает об этом. 2. Такую тяжелую жизнь могли разве что скрасить чудесные картины природы. 3. Кроме того, коснулся в своей статье Раскольников и вопроса о таком преступлении, которое "разрешается по совести", и потому, собственно, не может быть названо преступлением. 4. Стаханов в 1935 году установил мировой рекорд производительности труда на отбойном молотке. 5. Мужество рождалось их в борьбе. 6. Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. Покажите, что неверное расположение слов в данных выше предложениях приводит к нарушению актуального членения и к изменению коммуникативного смысла высказывания. 232. Существует мнение (см., например: Крылова О.А. Какое расположение слов считать ошибочным. ? РЯШ, 1972, № 3, с. 58), что в практике преподавания целесообразно различать два типа ошибок в порядке слов: синтаксические ? когда неверное расположение слов нарушает коммуникативный смысл высказывания вследствие того, что изменяется состав темы и ремы, ? и стилистические, когда в результате неудачного словорасположения высказывание приобретает чуждую контексту стилистическую окраску. Докажите, что это так, используя примеры из предыдущих упражнений. 4.2. Варианты координации главных членов предложения 233. Объясните употребление форм сказуемого. Проследите, какие условия определяют выбор той или иной формы. 1. Большинство родителей, воспитателей детских садов, учителей и педагогов тратят огромную часть своих усилий на то, чтобы вырастить так называемого "нормального ребенка". 2. В результате неэквивалентного внешнеторгового обмена с более богатыми государствами большинство латиноамериканских стран имеет пассивный торговый баланс. 3. Большинство учреждений, которые сегодня мы воспринимаем как само собой разумеющееся, ? заводы, школы, средства массовой информации, даже многие политические институты, были созданы социальными новаторами прошлого. 4. Ряд принятых уже законов в области экономики напоминает ведомственные инструкции: длинные, запутанные, двойственные. 5. Большая часть людей, имеющих влияние в городе, стоит на его стороне. 6. Большинство мальчишек укутано в самодельные маскировочные халаты из простыней, наволочек и передников. 7. Сохранился ряд воспоминаний о подвигах комиссара бригады. 8. Ряд штангистов, борцов, легкоатлетов, пловцов неоднократно занимали призовые места. Расскажите, чем определяется выбор формы сказуемого при подлежащем, выраженном сочетанием неопределенно-количественного существительного с существительным в родительном падеже множественного числа. 234. Проанализируйте употребление формы единственного или множественного числа сказуемого при подлежащем, выраженном сочетанием числительного с существительным в родительном падеже множественного числа. 1. В Италии ежегодно в среднем проходит по 12 забастовок. 2. На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки. 3. Около 500 иностранных корреспондентов, аккредитованных в Москве, все чаще называют ее "информационной столицей мира". 4. Пять из семи крупных наступлений, предпринятых гитлеровцами и их пособниками в 1941?1945 годах против патриотов Югославии, были нацелены на Боснию и Герцеговину. 5. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных. 6. Пять величественных крепостей охраняют Гаванскую бухту. 7. Ежегодно дом-музей А. Мицкевича в Новогрудке посещает около 30 тысяч человек. 8. В первые дни после трагедии в Армении Аэрофлотом в зону бедствия доставлено около десяти тысяч медицинских работников, горноспасателей, других специалистов. Всего же с 7 декабря перевезено более 76 тысяч человек и 8 тысяч тонн грузов. Перечислите основные факторы, влияющие на выбор формы сказуемого при подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием. 235. Вставьте необходимые буквы; выбор формы сказуемого мотивируйте. Укажите возможные варианты. 1..Теперь против Валерки был... четверо. 2. Нас оставал...сь только трое из восемнадцати ребят. 3. По дороге шл... трое. 4. Из двадцати, окончивших школу, только четверо поступил... в вуз. 5. Теперь шестеро из них сидел... за деревьями, держа ружья. 6. Нас, офицеров, здесь трое. Двое мирно сп...т. 7. По неуважительным причинам отсутствовал... четверо. 8. Пятеро сдал... экзамен досрочно. 236. Объясните формы координации сказуемого и подлежащего. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую оценку. 1. Председатель слушала его молча, глядела невесело в сторону (В. Тендряков). 2. Ездовой думал, что им придется долго ждать вызова, но агроном прямо просеменила к двери и, несмотря на протестующие возгласы Марины, вошла в кабинет директора (Ю. Нагибин). 3. Секретарь входила в кабинет, возвращалась и, не взглянув на Извекова, садилась за свой стол (К. Федин). 4. Редактор рассказала о событиях в нашей стране и за рубежом. Все слушали ее внимательно (из газет). 237. Допишите недостающие буквы в окончаниях. Выделите главные члены предложения. Объясните употребление формы единственного или множественного числа сказуемого. 1. За месяц израсходован... тысяча рублей. 2. На строительство детских дошкольных учреждений отпущен... миллион рублей. 3. Сколько благородных задач сто...т перед учителем! 4. Последние двое студентов успешно сдал... экзамены. 5. После революции большинство иностранных специалистов разъехал...сь по своим странам. 6. 45 минут прошл... незаметно. 7. 45 минут, о которых вы просили, прошл... . 8. Несколько домохозяек, вышедших за хлебом или за молоком, также теснил...сь в толпе. 9. В июле 1918 года в Англии бастовал... около полумиллиона рабочих военного завода. 10. В заботах незаметно прошл... еще несколько дней. 11. Было даже как-то неловко, что столько людей пришл... встречать нас. 12. Несколько выпускников нашего училища работа...т на часовом заводе. 238. Выберите из данных в скобках форм сказуемого (глаголов или причастий) правильную. Мотивируйте свой выбор. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику. 1. До окончания школы (осталось ? остались) полтора года. 2. Оставшиеся до выпускных экзаменов полгода (пройдет ? пройдут) быстро. 3. Всеобщим голосованием (было избрано ? были избраны) 85 человек. 4. Большинство, в особенности преподаватели, (жаждало ? жаждали) решительных действий и (готово было ? готовы были) на риск. 5. Сам предмет обсуждения ? социально-экономические и политические проблемы, вопросы культуры и искусства; события международной и внутрисоюзной жизни и т.д. ? казалось бы, не (терпит ? терпят) никаких стилистических вольностей, не (допускает ? допускают) никаких отклонений от нормы. 6. Те, кто (придет ? придут) с наиболее интересными предложениями, (сможет ? смогут) принять участие в создании совета фирмы, в рассмотрении и отборе поступивших проектов. 7. Немало храбрецов когда-то (пыталось ? пытались) добраться сюда. 8. Ряд белорусов (эвакуировался ? эвакуировалось ? эвакуировались) в Поволжье. 9. В этом случае деепричастие или деепричастный оборот интонационно (сливается ? сливаются) с союзом. 10. В первой половине XI века ряд княжеств (отделяется ? отделяются), и Киевское государство распадается. 11. Три года после окончания института (работал ? работала) инженер Петрова на заводе. 12. Конструктор (внес ? внесла) рационализаторское предложение, внедрение которого позволило бы снизить себестоимость выпускаемых деталей. Это уже третье её предложение. 239. Определите, удачно ли выбрана форма сказуемого. Отметьте возможные варианты. Исправьте, где необходимо, предложения. 1. Сколько талантливых ребятишек растет сейчас в деревне! 2. Сколько людей взрослых учатся! 3. На строительство спортивного комплекса ассигновано миллион рублей, на сегодняшний день израсходовано тысяча рублей. 4. Большинство железных дорог в латиноамериканских странах были построены иностранными компаниями. 5. В стачке углекопов участвовали около миллиона рабочих. 6. В начале 20-х годов нашего столетия было совершено ряд открытий. 7. Администрация школы, особенно директор и завуч, много сделали для организации летнего отдыха детей. 8. Большинство населения России были безграмотны. 9. Кто из подруг сказала вам об этом? 10. Никто, кроме врачей и сестер, в операционную не входили. 4.3. Варианты согласования определений и приложений с определяемыми словами 240. К данным существительным общего рода подберите определения; составьте с ними предложения так, чтобы показать, в чем особенность согласования в таких конструкциях: сирота, соня, неряха, крошка, пройдоха, пьяница, горемыка, шельма. Расскажите о согласовании определений с существительными общего рода. 241. Оцените со стилистической точки зрения следующие словосочетания: известный в мире микробиолог Сергеева ? известная в мире микробиолог Сергеева; инженер Николаева, выступивший на собрании ? инженер Николаева, выступившая на собрании; уважаемый товарищ Титова ? уважаемая товарищ Титова; интересная газета "Аргументы и факты" ? интересные "Аргументы и факты". Как согласуется определение с существительным, имеющим при себе приложение? 242. Подберите определения к следующим сложным словам, поясните, чем обусловлен ваш выбор. Машина-автомат, плащ-палатка, царь-пушка, павильон-беседка, автомат-закусочная, горе-ученик, крепость-герой, крем-сода, крем-брюле, кресло-качалка, диван-кровать, доберман-пинчер, сарай-кладовая, каша-концентрат, вагон-библиотека, ракета-носитель, блок-схема, бой-баба, плакун-трава. 243. Объясните с нормативно-стилистической точки зрения употребление следующих конструкций: три большие дома ? три больших дома две ученические тетради ? две ученические тетради на две равные части ? на две равные части четыре высокие горы ? четыре высоких горы три лисьи шапки ? три лисьих шапки каждые два часа ? каждых два часа целые четыре месяца ? целых четыре месяца добрые три часа ? добрых три часа последние два дня, проведенные… ? последних два дня, проведенных… две новые столовые ? две новых столовых два случайные прохожие ? два случайных прохожих В чем особенность согласования определения с существительным, зависящим от числительных два, три, четыре? 244. Дайте нормативно-стилистическую оценку употребления формы единственного и множественного числа существительных при двух определениях: в правой и левой руке ? в правой и левой руках; теоретическая и практическая стилистика ? теоретическая и практическая стилистики; государственная и кооперативная собственность ? государственная и кооперативная собственности; болгарский и македонский язык ? болгарский и македонский языки; существительные мужского и женского рода ? существительные мужского и женского родов; учащиеся первой и второй смены ? учащиеся первой и второй смен; первый и второй этажи ? первый и второй этаж; между первым и вторым этажами ? между первым и вторым этажом; в конце XV ? начале XVI века ? в конце XV ? начале XVI веков; соляная и серная кислота ? соляная и серная кислоты; золотая и серебряная медаль ? золотая к серебряная медали; вторая и третья группы IV курса ? вторая и третья группа IV курса; существительное первого и второго склонения ? существительные первого и второго склонений. Расскажите о согласовании двух определений при одном существительном: а) в форме единственного числа; б) в форме множественного числа. 245. Выберите правильный вариант согласования определения при существительных ? однородных членах. Мотивируйте свой выбор: студенческие успеваемость и дисциплина ? студенческая успеваемость и дисциплина; летние жар и зной ? летний жар и зной; написать интересный роман или сценарий ? написать интересные роман или сценарий; молодые редиска и лук ? молодая редиска и лук. 246. Поясните в отрывках из стихотворений В. Брюсова форму согласования определений с существительными ? географическими названиями: 1. Лист широкий, лист банана, на журчащей Годавери, Тихим утром ? рано, рано ? Помоги любви и вере. 2. Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра... 3. Свой хор заветный водят музы Вдали от дольных зол и бед. Но ты родные Сиракузы Люби, как древле Архимед! 4. Племен враждующих не числи: Круги бегут, им нет числа. В лазурной Марне, в желтой Висле Влачатся чуждые тела; В святых просторах Палестины Уже звучат шаги войны; В Анголе девственной ? долины Ее стопой потрясены... 5. Благодарю, священный Хронос! Ты двинул дней бесценных ряд, ? И предо мной свой белый конус Ты высишь, старый Арарат. 247. Заключенные в скобках названия поставьте в нужной форме. 1. В Летнем саду ("Эрмитаж") прошли гастроли известного артиста. 2. Два года мой брат жил в городе (Кировск). 3. Мы отдыхали летом на реке (Ока), притоке реки (Волга). 4. Вода в озере (Нарочь) чистая и холодная. 5. Самолет подлетал к одному из самых больших островов (Новая Зеландия). 6. Мы остановились в гостинице ("Минск"). 7. Наш корреспондент встретился с губернатором штата (Мичиган) в США. 8. Рабочие и ИТР завода ("Октябрьская революция") выдвинули своих кандидатов в городской Совет. 9. Подборка стихов поэта будет дана в следующем номере журнала ("Новый мир"). 10. Автобус прибыл на автовокзал города (Тула). 11. На проезжей части улицы (Петровка) совершен наезд на пешехода. 12. На станции (Воронеж) скопилось много пустых вагонов. 13. На озере (Ладожское) образовано новое рыболовецкое хозяйство. 14. На озере (Свирь) любит отдыхать Андрей Вознесенский. Расскажите о согласовании приложений с определяемыми словами. 248. Допишите окончания. Поясните, каким правилам подчинено согласование определений с существительными, имеющими при себе приложение. 1. В нашем студенческом клубе уже оформили больш... витрину-стенд, наглядно показывающ... жизнь студентов нашего факультета. 2. Рахманинск... концерт-симфония произвел... на меня большое впечатление 3. На дорогах Закарпатья мы часто встречали машины, каждая из которых имела удобн... дачу-фургон. 4. В Самарканде нам показали высок... башню-минарет, построен... еще в XV веке. 5. В поселке строителей был... построен... нов... сад-ясли. 6. Государствен... музей-усадьба Льва Толстого в Ясной Поляне вновь откры... для посетителей. 7. В этом году наш... участк... детск... врач И.П. Фадеева был... награжден... медалью. 8. На ученом совете факультета выступил... доцент нашей кафедры Шилова, извести... своими работами в области фонетики. 9. Уважаем... тов. Васильева! Просим Вас сдать книги в библиотеку. 10. А теперь слово предоставляется уважаем... товарищ... Титовой. 11. Одна (один) из обитателей ночлежки, Настя, всей душой стремится встретить такого человека, который полюбил бы ее. 12. Оно [озеро ? Н.Ф.] является одн... из главных рыбоводческ... баз провинции Хэйлуцзян. 249. Поставьте слова, данные в скобках, в нужной форме. Вы6op формы мотивируйте. 1. Мне пришлось некоторое время прожить в столице (Республика Мали) городе (Бамако). 2. На острове (Крит) произрастают вечнозеленые деревья. 3. Большая плотина находится в городе (Маркала) на реке (Нигер). 4. В штате (Невада) было отмечено сильное землетрясение. 5. Белорусские биологи два месяца работали в джунглях острова (Цейлон). 6. Южнее озера (Виктория), которое находится в республике (Кения), скот часто бывает подвержен сонной болезни, вызываемой мухой цеце. 7. В курортных городах нашей страны (Ялта, Алупка, Алушта и др.) будут построены новые здравницы. 4.4. Варианты форм, связанные с управлением 250. Сравните данные ниже предложения, имеющие предложное и беспредложное управление. Определите их смысловые и стилистические различия. 1. Глаза девушки потемнели. ? Глаза у девушки потемнели. 2. Этот фильм интересен всем. ? Этот фильм интересен для всех. 3. Монография понятна каждому. ? Монография понятна для каждого. 4. Этот сок полезен детям. ? Этот сок полезен для детей. 5. Мать его работала вечерами. ? Мать его работала по вечерам. 6. На юг мы ехали поездом. ? На юг мы ехали на поезде 7. Вы на машине поедете? ? Вы машиной поедете? 8. Сделал грядку длиной в 15 метров. ? Сделал грядку длиной 15 метров. 251. С данными глаголами составьте словосочетания, в которых эти глаголы управляют словами в различной предложно-падежной форме. Проследите за смысловыми и стилистическими оттенками полученных словосочетаний. Образец: Говорить (что?) (в полном объеме ? говорить разные вещи, говорить правду); ? говорить (о чем?) (в общем виде ? говорить о разных вещах, говорить о правде). а) Знать, наблюдать, охотиться, поражаться, принадлежать, свидетельствовать, сообщать, указывать, упрекать, лежать; б) купить, принести, выпить; ждать, искать, просить, требовать. 252. Сравните падежные формы дополнения при переходных глаголах с отрицанием. Оцените их с нормативной точки зрения: выделите случаи преимущественного употребления винительного либо родительного падежа или одинакового их использования. 1. До вас никто еще этого безобразия не видел. ? До вас никто еще это безобразие не видел. 2. Потом обнаружилось, что она не читает романов, не любит стихов. ? Потом обнаружилось, что она не читает романы, не любит стихи. 3. Мы давно не слышали новых песен. ? Мы давно не слышали новые песни. 4. Новый директор не осуществляет контроля за выпуском продукции. ? Новый директор не осуществляет контроль за выпуском продукции. 5. Маша не принимает участия в общественной жизни группы. ? Маша не принимает участие в общественной жизни группы. 6. Этот человек мне не внушает доверие. ? Этот человек мне не внушает доверия. 7. Учитель еще не проверил работу, которую мы вчера писали. ? Учитель еще не проверил работы, которую мы вчера писали. 8. Ты не любишь мать? ? Ты не любишь матери? 9. Фильм этот я не люблю. ? Фильма этого я не люблю. 10. У нас не может не быть цели в жизни. ? У нас не может не быть цель в жизни. 11. Не произноси этих слов. ? Не произноси эти слова. 12. Не найдешь в мире уголка краше. ? Не найдешь в мире уголок краше. Расскажите об изменении норм управления при переходных глаголах с отрицанием. 253. Рассмотрите падежные формы, которыми выражены дополнения при переходных глаголах с отрицанием в приводимых предложениях. Объясните выбор формы. 1. Мужички такой печали отродяся не видали (П. Ершов). 2. Падающий от окна свет отнюдь не развеивал землистую тень на лбу, на скулах, на чисто выбритых щеках Онисимова (А. Бек). 3. Я не встречал более таких доведенных до абсолюта "белых дыр", каким был Пикассо (А. Вознесенский). 4. Тогда его везли задаром, потому что Макар был сразу похож на батрака, и у него даже документов не спрашивали (А. Платонов). 5. Создатель воссоздателей боится, но может быть уверен до конца, что не теряют собственные лица великие художники лица (Е. Евтушенко). 6. Однако знаменитый собор не произвел на торопливых путешественников должного впечатления (В. Катаев). 7. Спасибо не скажу, ордена не повешу, пенсии на старость ты у меня вовек не доплачешься (В. Пикуль). 8. Он не принял приглашения садиться, ходил по комнате... (Л. Леонов). 9. В раздражении он не заметил своего промаха и, отвернувшись, глядел по сторонам (Л. Леонов). 10. Вам не пройти линию обороны, она сжата, как пружина (Л. Корнешов). 11. Не гляди так, не зови так, Ласк ненужных не жалей (В. Брюсов). 12. В Дядине среди ста тысяч жителей человека с такой фамилией не нашлось (И. Шевцов). 13. Около дачи было озеро, огромный парк: он боялся идти туда, чтобы не встретить Ольгу одну (И. Гончаров). 14. Кто с гордою душою Родился, тот не требует венца... (М. Лермонтов). 15. Еще небесное светило Росистый луг не обсушило (М. Лермонтов). 254. Составьте словосочетания, соединяя данные слова с помещенными в скобках существительными. Употребите полученные словосочетания в контексте. Обратите внимание на управление в синонимичных конструкциях. 1. Адресовать, предназначать, рассчитывать (директор). 2. Беспокоиться, тревожиться (дети). 3. Базироваться, опираться (факты). 4. Влиять, сказываться (рост). 5. Жажда, стремление, потребность (знания). 6. Избегать, уклоняться (работа). 7. Мешать, препятствовать, тормозить (развитие). 8. Обвинять, осуждать (неискренность). 9. Оплатить, уплатить (проезд). 10. Отзыв, рецензия (книга). 11. Отличать, различать (звуки). 12. Отметить, остановиться (достижения). 13. Предупреждать, предостерегать кого-либо (опасность). 14. Презирать, презрение (трусость). 15. Преимущество, превосходство кого-, чего-либо (оппонент). 16. Уверенность, вера (победа). 17. Свойственный, характерный, присущий (молодежь). 255. Объясните выбор падежных форм выделенных существительных. 1. Заканчивается учебный год, дети с нетерпением ждут каникулы (из газет). 2. А на проспекте кучка горожан: Трамвая ждут у ржавой баррикады (О. Берггольц). 3. Мы не можем ждать милостей от природы: взять их у нее ? наша задача (И. Мичурин). 4. ? Ждать покорно беду ? нет, это, извините, не в моем характере (И. Полозов). 5. Тут никакой председатель не поможет, если вы указ ждете (П. Проскурин). 6. Какая-то бабочка, застигнутая врасплох грозою, искала защиты под листком клена (В. Арсеньев). 7. Путники долго бродили, но так и не нашли дорогу, которая вела к озеру (В. Арсеньев). 8. Здесь наш проводник немного заблудился и долго искал тропу (В. Арсеньев). 9. Рабочие требовали повышения заработной платы (из газет). 10. Душа музыки просит (А. Сафронов). 11. Просить милыстыню ему не хотелось (М. Горький). 12. Прежде чем что-либо сделать, он спрашивал совета у отца ("Работница"). Расскажите о вариантах управления при переходных глаголах. 256. Переведите на русский язык. Укажите, в форме какого падежа употребляются выделенные слова в белорусском и русском языках. 1. Чытаць пра подзвiгi. Слухаць пра вайну. Гаварыць пра герояў. 2. Бачыць на свае вочы. Чуць на свае вушы. 3. Смяяцца з брата. Здзекавацца з сябра. 4. Збегай па мацi. Схадзi па сястру. 5. Зараз жа збiрайся i едзь па дачку. 6. Мы ходзiм ранiцай па ваду. 7. Ты, мусiць, даўно ўжо ў ягадах не была. 8. Заўтра, у дзень адпачынку, зноў многа хто ў грыбы пойдзе. 9. Нiна чытае лепей за Таню. 10. Гэта страшней за любы фiзiчны боль. 11. Iван старэйшы за Тамару. 12. Ён старэйшы ад мяне гадоў на чатыры. 13. Там, поплеч з iм, стаяў чалавек, ростам вышэйшы ад ягo. 14. Падзякуй настаўнiкам, дырэктару i пaпpaci, хай яны прабачаць табе. 15.Даруйце мне, што я не вельмi ўмею расказваць. 257. Определите падеж управляемых слов в приведенных ниже словосочетаниях. Приведите эквивалентные белорусские словосочетания и поставьте вопросы к управляемым словам. Пришел к брату, уехал к дочери, привык к тишине, присмотрелся к людям, прислонился к дереву, спустился к реке, стремление к знаниям, подготовка к экзаменам, приезд к сыну, спуск к морю, привычка к чтению вслух. Благодарить друга, бранить ребенка, извинить сына, издеваться над младшими, насмехаться над подругой, смеяться над собой. Смеяться от радости, плакать от тоски. Заведующий учебной частью. 258. Приведите к данным словосочетаниям антонимичные. Переведите полученные словосочетания на белорусский язык. Подчеркните предлоги. Образец: пойти на улицу ? прийти с улицы, прыйсцi з вулiцы. Отнести на почту, отвести в школу, пойти на прогулку, пойти в магазин, прибыть на берег, прибыть в порт, приехать на завод, прийти в театр, убежать на стадион, умчаться в поле, поехать в город, подняться на гору, взобраться на дерево. 259. Переведите на русский язык словосочетания: 1) ездзiць па гарадах, вывучаць па падручнiках, рабiць па чарцяжах, бегаць па палях, хадзiць па лясах, плаваць па рэках, гуляць па парках, ездзiць па дарогах; 2) размаўляць пра розныя дробязi, пытацца пра спаборнiцтва, гаварыць пра знаёмых, думаць пра вучобу, разважаць, пра апошнiя падзеi, расказваць пра кiнафiльм; 3) паслаць па дачку, пайсцi па ягады, збегаць па грыбы, схадзiць па ваду, з'ездзiць па дровы. Определите падеж имен существительных в белорусских и соответствующих им русских словосочетаниях. 260. Соедините глаголы с данными в скобках существительными или местоимениями связью управления. В каком падеже употребляются управляемые слова в русских и соответствующих им белорусских словосочетаниях? I. 1. Необходимо очень хорошо присмотреться (сотня ? другая) попов, лавочников, рабочих для того, чтоб приблизительно верно написать портрет одного рабочего, попа, лавочника (М. Горький). 2. Не будет ли неучтиво с моей стороны, если я присоединюсь (вы) и проведу эту ночь в доме лесничего? (К. Паустовский). 3. В разных вагонах, присоседившись на скамьях (пассажиры), сидели кондуктора, сонные, вялые, усталые (А. Серафимович). 4. Я никак не могу приспособиться (жизнь), стать ее господином (А. Чехов). 5. Глаз настолько привык (темнота), что различал смутными пятнами стволы деревьев (К, Федин). 6. С этого лета я навсегда и всем сердцем привязался (Средняя Россия) (К. Паустовский). 7. ? Казаки! ? От этого возгласа толпа подалась назад. Матвея прижали (перила) (Г. Марков). 8. Известность пришла (Маяковский) еще в молодости (Ю. Никулин). 9. Бессонов помолчал, поднялся и, отойдя, прислонился (книжный шкаф) (А.Н. Толстой). 10. Мне еще нужно подготовиться (моё объяснение), подумать (А. Островский). П. 1. ? Вызволили вы нас из беды, дорогой товарищ. Большое спасибо, вовек не забудем! ? благодарил (рыбак) Беридзе (В. Ажаев). 2. Конечно, можно отчасти извинить (господа чиновники) действительно затруднительным их положением (Н. Гоголь). 3. Граф издевался (свой лакей), изощряясь в этом как только мог (Н. Островский). 4. У заведующего (заводская поликлиника) был большой штат врачей (из газет). 5. ? Вы смеетесь (я)? ? спросил он с удивлением. Так неестественно казалось ему смеяться (бедность) (И. Гончаров). 6. Будьте уверены, что я никогда не осмелюсь шутить (ваши годы и ваш характер) (Ф. Достоевский). 7. И здесь через два года отец женился (красивая девушка Валентина Долгунцова) (А. Гайдар). 8. Когда он был очень молод, доверчив, его женили чуть не насильно (девушка безобразная, злая, развратная) (А. Островский). 9. ? Нет уж, Григорий, будет! Не хочу я больше этого. Не дам я тебе измываться (я) (М. Горький). 261. Исправьте ошибки в управлении при однородных членах предложения. 1. Каждый, кто побывал в удивительном городе на Неве, испытывает глубокое чувство восхищения и любви к нему. 2. Местная селевая станция ведет наблюдение и исследование по зарождению, движению, составу и динамике селей. 3. При такой обстановке никто не был заинтересован в раскрытии и борьбе с коррупцией. 4. Максим Максимович весел, добр, хорошо относится и разбирается в людях, умеет приласкать. 5. Кабаниха невежественна, что проявляется в разговоре ее с Феклушей, странницей. Здесь же чувствуется и ее сожаление и прощание со стариной. На основании анализа приведенных выше примеров, сделайте вывод о распространенных нарушениях литературных норм управления при однородных членах предложения. 262. Укажите характер каждой ошибки. Исправьте предложения. 1. Обособленные согласованные определения отличаются от соотносительных с ними необособленных определений по значению и по функции в предложении. 2. Особенностью этой книги (несколько выделяющей её от предшествовавших в лучшую сторону) является то, что её составители много внимания уделили на сопоставление фактов русского языка и белорусского. 3. Он относился к числу тех, кто в своем глазу не замечал бревно. 4. Даже в самые трудные дни ленинградцев не покидала уверенность в победу над врагом. 6. О том, какие результаты дает использование внутренних ресурсов предприятия, видно из итогов соревнования. 7. Нерадивое отношение к работе создает угрозу своевременного окончания ремонта машин. 8. Считаю, что внешние культура и собранность, характерные бальному танцу, неизбежно дисциплинируют и внутренне. 9. Их не тяготит старое, все в жизни они хотят добиться своими руками. 10. "Я не хочу ничто скрывать", ? поет известная певица из Москвы. 11. Стилистический прием употребления данной пословицы в этом примере аналогичен с предыдущим. 12. Каждая лингвистическая школа дала свою интерпретацию о предмете этой науки. 13. Важно уметь различить основное от второстепенного. 14. Через долгий и трудный путь прошла в своем развитии и становлении русская литература. 15. О значении творческого наследия А.П. Чехова в наше время справедливо отметил Бердников Г.П. в статье, посвященной 125-летию со дня рождения писателя. 16. Чехов радуется этой перемене, но в пьесе звучит и обличение новому строю, предупреждение о его хищнических началах. 4.5. Простое и сложное предложение 263. Укажите стилистические функции предложений; подберите возможные синонимические варианты, определите их семантико-стилистические различия. 1. Три банки мясных консервов, круг копченой колбасы, большой кусок сыра, кирпич хлеба ? целый паек! (К. Симонов). 2. Ни огня, ни прохожего. Внизу ? взволнованная черная Нева (А.Н. Толстой). 3. Светало. Было холодно и трезво (Е. Евтушенко). 4. Завидовать? Что может быть пошлей! (Е. Евтушенко). 5. С кем ты разговариваешь?! Молчать! (А. Чехов). 6. Тут ходят всякие, везде ходят (И. Шевцов). 7. А сейчас ? дело за тобой (И. Шевцов). 8. Как не любить балета? (Н. Некрасов). 9. Напылили кругом. Накопытили. И пропали под дьявольский свист (С. Есенин). 10. Все встречаю, все приемлю. Рад и счастлив душу вынуть (С. Есенин). 11. Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить? (С. Есенин). 264. В данном отрывке из романа "Живые и мертвые" К. Симонова найдите полные и неполные предложения. Попробуйте "трансформировать" текст: неполные односоставные предложения замените полными. Сравните получившийся "трансформ" с исходным текстом. Сделайте вывод о стилистической значимости полных и неполных предложений. Домой Серпилин добрался поздно. Спускаться в метро и толочься среди людей не хотелось, и он прошел всю дорогу пешком. ? А где мама? ? спросил он открывшего ему мальчика. ? На работе. ? Поздно! ? Она по суткам работает: сутки работает, сутки дома. ? А где? ? Серпилин почему-то не подумал вчера, что соседка работает. ? На Казанском вокзале эвакуатором. ? А ты на хозяйстве? ? Я тоже только пришел. ? Во второй смене? ? Нет. На железной дороге, уголь для школы выгружали. ? То-то, гляжу, у тебя руки... Мальчик посмотрел на свои руки и ничего не сказал. ? Ты в каком? ? В седьмом. ? Много сейчас у вас народу в школе? ? Много. У нас три школы слили в одну. А нашу под госпиталь отдали. ? А чайник электрический у вас есть? ? Ваш. ? Вскипяти чаю на двоих. Твой чай, мои харчи. ? Только давайте на кухню, ? сказал мальчик, ? там теплее... Дайте стилистическую характеристику различий полных и неполных предложений. 265. Определите смысловые и стилистические оттенки данных вопросительных и восклицательных предложений. 1. Душно! без счастья и воли Ночь бесконечно длинна. Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна! (Н. Некрасов). 2. Колокольчик среброзвонный, Ты поёшь? Иль сердцу снится? (С. Есенин). 3. Неужели и на этот раз вам не понравился Сапожков? Он говорил сегодня, как пророк (А.Н. Толстой). 4. Что я хотел? Чтобы жить, как манило. Что получилось? Счет гробовой (А. Вознесенский). 5. Вот оно, мое стадо рыжее! Кто ж воспеть его лучше мог? Вижу, вижу, как сумерки лижут Следы человечьих ног. Русь моя, деревенская Русь! Я один твой певец и глашатай... (С. Есенин). 6. ? Да ты чего, что ты? Размахался! Дело, видно, серьезное... (И. Шевцов). 7. Потом прямо между отступавшими выехали на пригорок "катюши" ? в первый раз их тог
|