Матвеева Т. А. художник И. Н. Мешковский Реставрация столярно-мебельных изделий ПРЕДИСЛОВИЕ "Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей-долг и обязанность граждан СССР" - так записано в ст. 6 Конституции Союза Советских Социалистических Республик Памятники истории и культуры - важнейшая часть духовного наследи советского народа. Они призваны служить "...целям развития науки, народног образования и культуры, формирования высокого чувства советског патриотизма, идейно-нравственного, интернационального и эстетическог воспитания трудящихся" (Закон СССР "Об охране и использовании памятнико истории и культуры", 1979 г.) Памятники культуры, как и все живое, подвержены старению. Этот процес неудержим, однако он может быть замедлен, приостановлен, памятник може быть возвращен к жизни. В этом и состоит задача реставрации. Реставрация это укрепление и восстановление разрушенных, поврежденных или искаженны памятников истории и культуры с целью сохранения их исторического художественного значения Деятельность по сохранению памятников началась в первые же годы Советско власти. Возрастающие с каждым годом объемы реставрационных работ показываю не только отношение партии и государства к культурному наследию страны, н и наглядно демонстрируют миролюбивую политику нашей страны: народ оберегающий культурное наследие, не может стремиться к разрушительны войнам В принятых на XXVII съезде КПСС "Основных направлениях экономического социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года подчеркивается связь между дальнейшим подъемом культуры населения и охрано памятников старины: "Повысить уровень образования и культуры населения полнее удовлетворять его духовные запросы. Усилить патриотическое интернациональное воспитание советских людей, особенно молодежи. Активне вести работу по сохранению и приумножению национального культурног наследия, по сбережению памятников отечественной и мировой истории культуры" Мебель, являясь результатом творческой деятельности человека разны исторических эпох, представляет собой памятник материальной культур общества, В ней отражены условия жизни, обычаи и вкусы людей, он характеризует уровень развития техники, дает нам сведения о материалах методах производства в определенный исторический период в данной стране Как ни в одном другом предмете или изделии прикладного искусства, в мебел находят применение разнообразные материалы и технологические приемы, также жанры и техники не только самого прикладного искусства, но и других так называемых "больших" видов искусства Живопись по фарфору и лаку, литье и чеканка по металлу, скульптура и кости и дерева, гобелен и тисненая кожа, драгоценные камни, панцир черепахи, перламутр - все это гармонично сочетается в мебели, лучши художественные образцы которой украшают музейные собрания и галереи мира Мы с интересом и удовольствием рассматриваем образцы старинной мебели музеях, любим и ценим ее, потому что она красива и является важны документом своего времени. Однако то, что мы видим в музеях, - это лиш скромная частица богатого мебельного искусства прошлого. Коллекции подча состоят из мебели, которая сохранилась случайно, благодаря счастливы обстоятельствам. То, что дошло до нас, нередко находится в плачевно состоянии. Возродить это богатство, сделать его всеобщим достоянием задача мастеров-реставраторов Искусство реставрации мебели известно с давних пор. Еще в XVII и XVII вв. известные мастера-мебельщики наряду с созданием новых издели реставрировали старую мебель, нередко при этом переделывая ее соответствии с требованиями моды своего времени. В те времена к мебел относились как к предметам чисто утилитарным или декоративным, в ней н видели памятника культуры и не стремились сохранить ее в первоначально виде В XIX в. появились уже крупные фирмы, занимающиеся реставрацией старинно мебели. Это связано с развитием машинного производства мебели, кризисо ремесел, появлением на рынке дешевых, но грубоватых и несовершенны изделий, изготовленных машинным способом. Подлинная старинная мебель стал редкостью, ее начали ценить и реставрировать. Однако и в этот период пр реставрации допускались трансформация и искажение мебели. Пр восстановлении мебели определенного стиля реставратор в случае утра отдельных элементов восполнял их по своему вкусу и своим представлениям данном стиле Во второй половине XIX в. появилось новое понимание задач реставрации восстановление первоначального вида памятника на основе предварительног изучения произведений мебельного искусства соответствующего периода. Утрат стали восполнять путем копирования сохранившихся частей или аналогичны предметов. Однако в связи с широким распространением частног коллекционирования реставрация в этот период преследует в основно коммерческие цели, поэтому наряду с восстановлением подлиннико существовали и их подделка и искажение. Частный реставратор стремилс увеличить объем работы, сделать мебель как новую На рубеже XIX и XX вв. складываются основы научной реставрации музейны экспонатов, наиболее полно разработанные в отношении памятнико архитектуры, монументальной и станковой живописи. Большой вклад в создани теории научной реставрации памятников культуры внесли советски архитекторы, художники и искусствоведы. Основные принципы этой теори закреплены Венецианской Хартией II Международного конгресса архитекторов технических специалистов (1964 г.), а также в ряде решений международны организаций по охране и реставрации памятников (ЮНЕСКО и др.). Главный и этих принципов заключается в том, что реставрируемый памятник культур рассматривается прежде всего как исторический документ, значение и ценност которого со временем только возрастают, поэтому его искажение ил модификация недопустимы. Реставрационные действия должны быть направлен главным образом на укрепление, консервацию памятника Что касается мебели, то теоретические основы ее научной реставрации настоящее время находятся в стадии разработки. Практическая реставраци базируется главным образом на традиционных методах и приемах. Как и в второй половине XIX в., целью большинства реставраций являетс восстановление объектов как памятников мебельного искусства. При этом целью "улучшения" экспозиционного вида предмета нередко практикуется ег поновление, что порой отрицательно сказывается на его состоянии В последние годы во многих странах отмечается повышенный интерес истории культуры, проблемам охраны и реставрации произведений искусства, том числе декоративно-прикладного и, в частности, мебели. Эта тенденци особенно характерна для нашей страны, где сохранение памятников культур стало всенародным делом. Повсеместно возрождаются историко-архитектурны памятники, разрушенные войной, восстанавливаются старые и создаются новы мемориальные музеи выдающихся людей нашей Родины - писателей, художников общественных деятелей, ученых. Интерьеры этих музеев должна заполнит мебель, которая также нуждается в реставрации Однако профессия реставратора-мебельщика у нас пока еще очень редкая Таких специалистов не готовит ни одно учебное заведение. Ими становятс иногда выпускники средних профессионально-технических училищ, приобретающи специальность столяра по производству художественной мебели, а такж некоторые выпускники Московского высшего художественно-промышленног училища (бывш. Строгановское), прошедшие двухгодичный курс обучения н отделении подготовки мастеровисполнителей при кафедре проектировани мебели. Попадая в реставрационные мастерские, они постепенно по руководством старых мастеров приобретают необходимые знания и опыт совершенствуют свое мастерство и лишь спустя годы становятс реставраторами-профессионалами Овладеть искусством реставрации мебели непросто. Оно требует о мастера-исполнителя высокой культуры, определенной художественно подготовки, обширных знаний в области истории мебельного искусства технологии, совершенного владения техникой обработки разнообразны материалов, применяемых в мебели Проблемы реставрации мебели не нашли пока должного освещения специальной литературе. Книг, посвященных теории и практике реставраци мебели, очень мало. Среди известных публикаций наибольший интере представляет книга Д. Алкуфа "Реставрация мебели" (1979 г.) (на французско языке), в которой освещаются как технологические, так и теоретически вопросы реставрации художественной мебели. Можно также отметить изданные з рубежом практические руководства для реставраторов-любителей: К. Девиса Т. Хенвея "Реставрация мебели" (на английском языке) и Е. Медковой и А Бохмановой "Старинная мебель (исправление и восстановление)" (1985 г.) -н чешском языке. Все эти книги были у нас в продаже и их можно найти библиотеках Настоящее издание - первое в Советском Союзе пособие по реставраци мебели, посвященное главным образом технологическим и в некоторой степен методическим вопросам, написано на основе обобщения практического опыт отечественных и зарубежных реставраторов Книга адресована прежде всего учащимся профессионально-технически училищ, приобретающим специальность столяра по изготовлению художественно мебели. Она должна расширить их кругозор и возбудить интерес специальности реставратора. В книге на конкретных примерах показан технические приемы реставрации с описанием применяемых материалов инструментов оборудования Книга может быть полезной и для умельцев - любителей столярного ремесла Некоторые сведения, касающиеся принципов научной реставрации мебели применяемых материалов, методов консервации и ухода за мебелью, могут быт полезны реставраторам-профессионалам, а также хранителям и владельца антикварной мебели ГЛАВА ОСНОВЫ НАУЧНОЙ РЕСТАВРАЦИИ СТОЛЯРНО-МЕБЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИ Современная научная реставрация - это целый комплекс мероприятий направленных на сохранение и передачу будущим поколениям культурног наследия В соответствии с положениями закона СССР "Об охране и использовани памятников истории и культуры" (1979 г.) все реставрационные работ производятся специализированными научно-реставрационными организациями ил организациями, имеющими в своем составе высококвалифицированны реставраторов, с разрешения и под контролем органов охраны памятников Проведению реставрационных работ предшествует исследование памятник культуры, его атрибуция*, выявление степени сохранности и степени искажени предшествующими реставрациями, установление первоначального вида. результате исследования определяют объем и методы реставрационных работ разрабатывают методику их выполнения Под методом реставрации понимают способ и образ действий реставратора под методикой - последовательность и приемы выполнения отдельных операций В настоящее время существуют два основных метода реставрации памятнико истории и культуры: консервация и реконструкция Консервация- совокупность научно обоснованных мер, направленных н приостановление процесса разрушения памятника, укрепление и поддержани памятника в дошедшем до нашего времени виде. В отношении мебели таким мерами являются очистка предмета от загрязнений, дезинфекция, общее местное укрепление предмета (шиповых соединений, отставшей облицовки декоративных элементов и т.д.); защита от дальнейшего воздействия внешне среды * Атрибуция- определение подлинности и автора художественного произведения а если это невозможно, то школы, страны, времени создания и т. д Реконструкция- воссоздание памятников прошлого по сохранившимся и остаткам, изображениям или описаниям. В процессе реставрации мебели могу воссоздаваться заново различные части предмета, в сильной степен разрушенные или утраченные: отдельные конструктивные детали или их части фрагменты облицовки, декора (резьбы, мозаики, накладных украшений и металла и т.п.), а также отделочные покрытия. Задача реставрационно реконструкции - воспроизведение с максимальной точностью первоначальног облика как отдельных элементов, так и предмета в целом Объем реконструкционных работ зависит от состояния памятника, ег исторической и художественной ценности, а также от его дальнейшег назначения и характера экспозиции. В некоторых случаях он может быт полностью воссоздан заново. Так, при реставрации дворцовмузеев по Ленинградом (Павловск, Петродворец и др.) были воссозданы заново многи детали убранства интерьеров и образцы мебели по сохранившимся чертежам путем копирования уцелевших. Однако даже прекрасно выполненная копи старинной мебели, представляющая художественную ценность и выполняющая сво воспитательную функцию, не является памятником мебельного искусства Именно сохранение подлинности реставрируемого объекта, его историческо ценности как документа своей эпохи (которая со временем только возрастает является основной задачей реставрации. Это положение подчеркивается трудах основоположников русской и советской школ научной реставрации, также нашло отражение в рекомендациях ЮНЕСКО в форме тезиса предпочтительности консервации. Консервация обязательна, все прочи реставрационные действия вторичны и допустимы только при явно необходимости. Это в полной мере относится и к реставрации мебели Метод консервации может быть единственно возможным, когда реставрируема мебель, например, являясь музейным экспонатом, хорошо сохранилась, не имее существенных утрат или представляет собой памятник из далеких эпо (археологическая мебель), а также уникальное произведени декоративно-прикладного искусства, даже если сохранился лишь фрагмен памятника Однако в большинстве случаев на реставрацию поступает мебель сильн разрушенная, имеющая утраты и искажения в результате предшествующе реставрации или ремонта. Предназначенная для экспозиции в интерьере вмест с другими предметами, характеризующими определенную историческую эпоху, ил в качестве произведения декоративно-прикладного искусства такая мебел требует целостной реставрации, восполнения утрат, т. е. реконструкции. Ещ в большей степени реконструкция необходима с целью упрочнения мебели предназначенной для использования по прямому назначению в домашних условия (частная коллекция), в представительских организациях (посольствах и др.) а также в музейных экспозициях, где она выполняет и утилитарную функцию Если число и объем восполнений, произведенных по аналогии, невелики, есл они произведены тактично, не рассчитаны на подделку, относятся к утилитарн необходимым, если подлинность предмета сохраняется, то така реставрационная реконструкция допускается В процессе реставрации мебели следует руководствоваться правилами приведенными ниже 1. Сохранять максимум старых, подлинных элементов в изделии. Необходим стремиться сохранить и использовать все части мебели, которые еще могу служить (древесину, облицовку, настилочные материалы и др.), и вводить ка можно меньше новых элементов. Так, не следует заменять массивную древесину если только она не слишком поражена червоточиной. Частично разрушенны брусковые элементы лучше нарастить, даже если это будет заметно, чем делат новые. Шпон следует заменять лишь в том случае, если он сильно поврежден растрескался, истончен в результате циклевания при предыдущей реставрации Для сохранения прочности изделия допускается изготовлять новые элемент каркаса, которые не будут видны при экспозиции. В этом случае части стары деталей, если древесина еще достаточно прочная, используют для ремонт видимых частей мебели 2. Избегать радикальных, необратимых действий. Принцип обратимости главный в реставрации. Все действия, которые производит реставратор, должн иметь обратимый характер (консервация, ремонт, восполнение утрат), чтобы будущем при более совершенных методах, в случае необходимости, могла быт возможной новая реставрация Не допускается применять недостаточно проверенные новые (в особенност синтетические) материалы и технологии, которые наносят или могут нанести дальнейшем непоправимый вред реставрируемому изделию. Имеются в вид необратимые пропитки, применяемые для обработки древесины, поврежденно червоточиной, клеи, растворители, отделочные материалы и др Не следует без особой необходимости разбирать изделие для ремонт отдельных его частей, особенно облицованную мебель. Хрупкая облицовка може пострадать при разборке, кроме того, не исключено искажение первоначальног вида предмета При реставрации резной мебели с позолотой нередко старый левкас позолоту удаляют полностью, независимо от степени сохранности объекта. В т же время общеизвестно, что в большинстве случаев грунт резьбы XVIII в. н мебели и других изделиях тонко проработан резцом, либо чеканен, либ гравирован. Уничтожая авторский грунт и позолоту XVIII в., мы тем самы искажаем памятник. Произведенная заново обработка поверхности рукой мастер нашего времени не сохраняет почерк эпохи. Вещь теряет подлинность 3. Уважать естественное старение, "патину времени". Если о принадлежност реставрируемого предмета мебели тому или иному историческому периоду м судим по форме изделия, характеру декора, особенностям конструкции применяемым материалам, то о том, что это подлинная вещь, а не подделка нам говорят состояние древесины, металлических деталей, позолоты и др. наличие неизбежного налета - патины, которую оставляет время Если первоначально деревянная поверхность мебели имеет живой и ярки цвет, что можно установить по сохранившемуся цвету древесины внутри издели или под украшениями из бронзы, то со временем древесина неизбежно стареет Даже если ее поверхность была защищена прозрачным покрытием, под действие света и воздуха цвет древесины меняется, становится более темным и глухим Если изделие полировалось шеллачной политурой, которая придае поверхности шелковистый блеск и выявляет глубину и переливчатость волоко древесины, то с годами эта глубина усиливается. Поверхность с благородно патиной отличается прозрачностью, мягкостью и глубиной тона, обычно немног более темного, чем первоначальный цвет древесины. Время оставляет свой сле и на металле: бронза и латунь темнеют, становятся более тусклыми, н позолоте остаются потертости, царапины Необходимо бережно относиться к естественному старению, которое являетс свидетелем жизни и истории предмета. Всякое вмешательство современны средств в предмет должно быть минимальным и не должно искажать ни ег материальные данные, ни эстетический облик 4. Не устранять следы реставрации, сделанной в старину. Бережно отношение к мебели как историческому памятнику должно удерживат реставратора от исправления во что бы то ни стало того, что было сделан при ремонте мебели в старину Иногда поступающая на реставрацию мебель кажется модифицированной реставраторам хочется восстановить ее первоначальный вид: реконструироват то, что было отнято, или убрать то, что кажется добавленным. Однако если были трансформации в форме изделия или его декоре, то они порой так ж `старинны, как и мебель. В старину мебель нередко переделывали. Эт переделки свидетельствуют об изменении вкусов и требований к мебели разные исторические периоды. Ликвидируя эти трансформации, можно потерят следы истории мебели, не будучи в полной уверенности, что при это возвращается ее первоначальный облик 5. Восполнение утрат производить только при наличии достаточн достоверной информации. Когда часть конструкции или декоративных элементо изделия утрачена, возникает проблема ее восстановления. Сохранившиес идентичные или симметричные элементы используют в качестве модели дублируют. Так же поступают в том случае, когда отсутствующая част сохранилась на другом изделии, входящем в тот же гарнитур (при реставраци стульев, например), или на другом известном экземпляре (когда мебел заведомо повторяли). При этом по возможности применяют те же материалы, чт и в оригинале Если исчезнувший элемент является уникальным и аналогов такой мебели нет его воссоздание требует особого внимания и осторожности. Если речь идет существенной части изделия, влияющей на ее конструкцию и внешний ви (верхняя часть спинки стула, например), реконструкция необходима. В это случае в качестве аналогов используют другие изделия, идентичные по времен и стилю исполнения, а также чертежи, рисунки, фотографии и друго иллюстративный материал Если отсутствуют аналоги декоративных элементов, их не восстанавливают н в том случае, когда недостающие части настолько незначительны, что н портят общего вида изделия, ни в том случае, когда, наоборот восстановление их будет требовать слишком значительных дополнений. В каждо конкретном случае необходимо искать оптимальное решение, общая схема здес непригодна 6. Не стараться сделать реставрацию незаметной. Многие хороши реставраторы считают делом чести скрыть реставрацию, сделать ее незаметной полагая, что реставрированная мебель теряет свою ценность. Они иногд проделывают дополнительную дорогостоящую и бесполезную работу, стараяс замаскировать реставрацию: имитируют червоточину, трещинки на шпоне загрязнения или потертости на позолоте и отделочном покрытии, подделыва новые элементы под старые Не следует, конечно, по отношению к мебели применять принципы реставраци археологических памятников, согласно которым реставрированные (новые) част должны быть вполне отчетливо выявлены. В мебели они должны как б растворяться в оставшихся частях. Нужно добиваться того, чтобы реставраци не была шокирующей, очень бросающейся в глаза, она должна быть незаметно издали, оставляя изделие цельным и гармоничным. В то же время дл специалиста, изучающего старинную мебель, разница в старых, подлинны элементах и дополнениях должна быть очевидной. Для этого вполне достаточн при подгонке цветового тона сделать незначительное отличие между старыми новыми частями изделия 7. Не пытаться улучшить мебель. Реставрацию иногда отождествляют ремонтом, при котором преследуется цель восстановить главным образо утилитарную функцию мебели и допускается своевольное обращение с ней Музейная мебель не подвергается искажениям, но мебель из частных собраний иногда под влиянием заказчика, нередко переделывают, трансформируют, чтоб сделать ее более гармоничной, более практичной или привлекательной. Тако подход к реставрации существовал в XIX в,, когда мебель средних веков Ренессанса была значительно искажена. Нельзя допускать повторения ошибо прошлого в отношении мебели более позднего времени, особенно предметов представляющих историческую или художественную ценность 8. Не принимать поспешных, необдуманных решений. Прежде чем начат реставрацию, необходимо тщательно продумать весь процесс и составить пла работы, определить методы и приемы выполнения каждого этапа. Если возникаю сомнения или не хватает опыта для решения какой-либо задачи, необходим консультироваться у опытных мастеров, музейных работников, искусствоведов Наконец, у нас есть научные организации, такие, как Всероссийски художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации, которые помогу решить любой вопрос Как правило, проект реставрации, предложенный реставратором-исполнителем должен рассматриваться и утверждаться реставрационным советом, в соста которого входят музейные хранители, научные сотрудники, реставраторы. Сове может внести пожелания и дополнения в план реставрации. Такая практик исключает ошибки при реставрации, повышает ответственность исполнителя и то же время позволяет реставратору проявлять инициативу, накапливать опыт 9. Сохранять всю информацию о реставрируемой мебели. Принимая н реставрацию мебель, реставратор должен собрать все имеющиеся сведения п истории памятника, условиям его хранения, предшествовавшим реставрациям т, д. Если на самом изделии имеются какие-либо этикетки, маркировки ил другие знаки, их необходимо сохранить Реставрация может многое открыть в мебели: ее изготовителя, автора историю. Все эти сведения необходимо сохранить. В процессе реставраци должны быть зафиксированы все действия, выполняемые реставратором подробным описанием применяемых материалов, инструментов, методов и сроко выполнения той или иной операции. Все данные вносятся в типовой "Паспор реставрации памятника истории и культуры", который является важны документом для последующего изучения памятника Глава I МАТЕРИАЛ 1. ДРЕВЕСИН ....
|