Главная » Файлы » Библиотека » Психология

Психологическая готовность к материнству
[ Скачать с сервера (5.7 Kb) ] 17.01.2010, 01:25
Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И.
Изучение психологической готовности к материнству
как фактора развития последующих взаимоотношений
матери и ребенка
Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в разных аспектах: в плане
социологических исследований позднего материнствования и материнствования
несовершеннолетних ([11] и др.); при исследовании факторов риска психической
патологии ребенка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей
([2,с.29,30; 3; 4, с.35-42] и др.); в филогенетическом аспекте [6]. Исследуются значимые
личностные характеристики будущей матери [1O, с.469-489; 12,с.81,82], разрабатываются
опросники, выявляющие отношения родителей к неродившемуся ребенку [8,с.167-183],
изучаются факторы, влияющие на материнское поведение [9,с.460-463]. Несмотря на
слабую изученность проблемы пренатального развития, предпринимаются попытки
организации пренатального воспитания в русле идеологии психоанализа и
трансперсональной психологии [7, с.21-37].
При всем разнообразии подходов к изучению "материнствования" (mothering)
систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского
поведения и развития ребенка не проводилось. Поэтому вопрос о ведущих факторах,
обеспечивающих эту связь, остается открытым. Он и стал предметом настоящего
исследования.
Предлагаемый подход основывается на концепции генезиса общения ребенка со взрослым,
разработанной М.И. Лисиной (1986), и исходит из представления о ведущей роли
субъектно-ориентированного общения в психическом развитии младенца. Такого рода
общение возможно лишь при отношении взрослого к ребенку как к субъекту, личности, в
противоположность "объектному" отношению, когда младенец выступает для него
преимущественно как объект ухода (педагогических, медицинских и других воздействий)
[5; 1,с.167-217].
На этом основании мы предположили, что субъектное отношение к ребенку может
оказаться стержневым фактором в структуре психологической готовности к материнству,
проецироваться в стиль материнского поведения и тем самым обеспечивать наиболее
благоприятные условия для психического развития младенца, важнейшими показателями
которого являются уровень общения ребенка с матерью, особенности становления у него
образа себя и потребности в сопереживании.
В исследовании решались следующие задачи: 1) разработать методы исследования и
определения уровня психологической готовности к материнству; 2) разработать методы
определения типа материнского поведения; 3) сопоставить экспериментальным путем
уровни психологической готовности к материнству, материнского поведения и
психического развития младенцев.
Для определения уровня психологической готовности к материнству использовались
рисуночные тесты, специально разработанная анкета для беременных, индивидуальные
беседы. Обследовались 3O женщин на восьмом-девятом месяце беременности,
посещавших женские консультации.
Определение типа материнского поведения проводилось путем анкетирования тех же
матерей в послеродовом периоде, в первые дни выписки из родильного дома, при
достижении ребенком возраста одного и трех месяцев. Для каждого этапа разрабатаны
специальные анкеты с целью выявления превалирующего (субъектного или объектного)
отношения матери к ребенку в разных сферах взаимодействия. Группа из 11 матерей той
же выборки участвовала в серии экспериментов, направленных на выявление
особенностей их взаимоотношений со своими детьми в возрасте одного и трех месяцев.
При этом использовался метод стандартизированного наблюдения за поведением матери
и ребенка в следующих ситуациях: кормление, пеленание, укладывание спать, при плаче
ребенка, во время свободного бодрствования в ситуации эмоционального общения и игры
с использованием игрушки. Фиксировались характеристики взгляда, действий,
эмоциональных, речевых проявлений и других показателей поведения матери и ребенка.
Для определения показателей психического развития детей проводились эксперименты по
ранее разработанным и описанным методикам [1,с167-217], предназначенным для
выявления уровня общения младенца с матерью, выраженности его стремления к
сопереживанию и характеристик становления образа себя.
Обработка анкетных данных производилась путем начисления баллов по заранее
разработанным шкалам с целью оценки уровня психологической готовности к материнству
и реализации материнского поведения в количественном выражении. Показатели
изучаемых в экспериментах проявлений матери и ребенка также баллировались по
специальным шкалам. Это позволило использовать метод ранговых корреляций
Г.Спирмена для установления наличия (или отсутствия) связи между уровнем готов ности
к материнству, особенностями материнского поведения на разных этапах после рождения
ребенка по анкетным данным и реальному поведению в ситуациях наблюдения и
эксперимента, а также исследуемых показателей развития ребенка.
На данной стадии исследования получены следующие результаты.
Выделены основные составляющие структуры психологической готовности к материнству:
особенности переживания женщиной беременности; ориентация на стратегию
воспитания и ухода за младенцем; ранний детский опыт будущей матери (наличие или
отсутствие привязанности к матери, стиль родительского воспитания, игровые
предпочтения и пр.). Все три составляющие оказались связанными между собой (Rs1 =
O,379 при p < О,O5; Rs2 = O,352 при p < О,O5; Rs3 = O,4O3 при p < О,O5). Разные
варианты сочетания элементов этих составляющих в совокупности определили уровень
психологической готовности к материнству.
По этому признаку обследованнаяи выборка разделилась на три группы: в первую группу –
с самым низким уровнем готовности к материнству – вошли женщины, получившие от 17
до 28 баллов (они составили 23% от всей выборки); во вторую – женщины, набравшие от
3O до 38 баллов (5O%); в третью – женщины, набравшие от 4O до 48 баллов (27%).
Качественный анализ анкетных данных выявил следующие характерные признаки разных
групп будущих матерей:
– женщины первой группы чаще отмечали наличие колебаний в принятии решения иметь
ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности, скупо и
формально отвечали на вопросы, касавшиеся их отношения к неродившемуся ребенку,
преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого режима. Они также чаще
указывали на отсутствие в детстве привязанности к матери и строгое отношение
родителей, редко отдавали предпочтение играм с куклами;
– женщины третьей группы чаще не испытывали колебаний в принятии решения иметь
ребенка, отмечали преобладание положительных ощущений и переживаний в период
беременности, охотно и развернуто отвечали на вопросы, касавшиеся их отношения к
неродившемуся ребенку, преимущественно ориентировались на соблюдение мягкого
режима. Все они имели в детстве привязанность к матери, отмечали ласковое отношение
родителей, чаще отдавали предпочтение играм с куклами;
– ответы во второй группе были частично сходны с ответами в первой группе и частично
с ответами в третьей группе.
Далее показатели психологической готовности к материнству сопоставлялись с данными
анкетирования матерей в послеродовом периоде, в первые дни после выписки из
родильного дома, при достижении ребенком возраста в один месяц. Оказалось, что
уровень психологической готовности к материнству коррелирует с оценками материнского
поведения на всех обследованных этапах (Rs1 = O,855 при p < О,O1; Rs2 = O,415 при p <
О,O5; Rs3 = O,329 при p < О,O5).
Это означает, что, во-первых, анкета, разработанная для определения уровня готовности
женщины к материнству, позволяет прогнозировать ее последующее материнское
поведение; во-вторых, выделенные три уровня готовности к материнству соответствуют
разным типам материнского поведения, устойчиво сохраняющимся на исследованных
этапах.
Данные экспериментального исследования свидетельсвуют о том, что уровень готовности
к материнству коррелирует с наблюдаемым взаимодействием матери с ребенком
трехмесячного возраста (Rs = O,71O при p < О,O5). На этом этапе сохраняется
соответствие трех качественно различных типов материнского поведения трем уровням
готовности к материнству.
Видно, что показатели материнского поведения в третьей группе почти во всех ситуациях
выше, чем в первой и второй группах, показатели во второй группе выше показателей в
первой группе. Особенно яркие различия в показателях материнского поведения.
Показатели материнского поведения в трех группах (в условных баллах, в среднем по
группе). Матери третьей группы на высоком уровне общаются и играют, гораздо хуже это
удается матерям второй группы, а матери первой группы в ситуации общения оказываются
наименее компетентными и почти совсем не умеют играть с младенцем. Количественные
различия в показателях материнского поведения отражаются в следующих качественных
особенностях.
Матери первой группы в режимные моменты разговаривают с ребенком мало, не
комментируют его и собственные действия, не используют "бэби-ток" (особо
интонированную "детскую речь") и редко употребляют ласковые слова. Часто
затрудняются в определении причины плача ребенка, не выражают ему сочувствия,
иногда даже поддразнивают; при пеленании редко учитывают движения ребенка;
практикуют кормление из бутылочки не на руках, а в кроватке; при укладывании спать
редко напевают или укачивают. В ситуации специально организованного общения с
ребенком используют ласковую интонацию, но не употребляют ласковых обращений,
содержание обращений формальное, касается преимущественно режимных моментов:
"наелся?", "не выспался?" и т.п. Они обычно не замечают инициативных проявлений
ребенка или игнорируют их, не приурочивают свое поведение к поведению ребенка, не
повторяют за ним звуков, не побуждают к улыбкам. Во время игры с младенцем не
стремятся заинтересовать его игрушкой и сами не проявляют интереса, часто просто молча
показывают ее и отстраненно наблюдают за ребенком.
Совершенно иное поведение в третьей группе: при выполнении режимных моментов
матери много разговаривают с ребенком, комментируют все действия, активно используя
"бэби-ток", употребляют ласковые обращения, стремятся поймать его взгляд. Чутко
реагируют на плач ребенка, точно определяют его причину, стараются успокоить малыша,
выражая сочувствие. При пеленании приноравливаются к движениям младенца; при
кормлении поощряют ласковыми словами, из бутылочки кормят всегда на руках; при
укладывании нередко напевают колыбельную, укачивают. В специально организованном
общении адресуются к ребенку с оживленной мимикой, улыбками, ласковыми словами,
используют "бэби-ток", содержание обращений обычно имеет личностную
направленность: "ты мой дорогой!", как ты хорошо разговариваешь!" и т.п. Они высоко
чувствительны к инициативным проявлениям ребенка, поощряют их, повторяют за ним
все звуки, побуждают к улыбкам и вокализациям, приурочивают свои воздействия к
поведению ребенка. Во время игры стараются использовать самую занимательную
игрушку, привлекают внимание к ней словами, выразительной мимикой, демонстрируя
все ее качества, побуждают ребенка к рассматриванию, при этом стремятся поймать взгляд
малыша и разделить с ним впечатления, сами увлечены игрой.
Матери второй группы ведут себя по-разному: в режимные моменты они иногда вступают
в общение с ребенком, изредка комментируя действия, разговаривают с ласковой
интонацией, но сдержанно, "бэби-ток"используют редко. Чутко реагируют на плач, но не
выражают сочувствия младенцу и, как матери первой группы, иногда поддразнивают его.
При пеленании не всегда учитывают движения младенца; при кормлении из бутылочки
иногда ребенка берут на руки, но иногда бутылочку подкладывают в кроватку; при
укладывании изредка укачивают малыша. В ситуации общения используют "бэби-ток",
называют ребенка ласковыми словами, но не всегда откликаются на его инициативу,
почти никогда не стараются приурочить свои воздействия к поведению малыша, редко
поощряют его действия, не повторяют за ним звуков, нечасто побуждают к улыбкам и
вокализациям. В игре пытаются вызвать интерес к игрушке словами, но демонстрируют ее
однообразно, редко стремятся поймать взгляд ребенка и разделить с ним впечатление,
склонны наблюдать за малышом со стороны, не включаясь в игру.
В целом можно заключить, что по показателям готовности к материнству, по данным
анкетирования и реально наблюдаемому поведению у матерей третьей группы
превалирует субъектное отношение к ребенку, у матерей первой группы – объектное
отношение, а у матерей второй группы отмечается смешанное, или промежуточное,
отношение.
Данные об особенностях психического развития детей в три месяца показали
корреляционную зависимость как от типа материнского поведения, так и от уровня
психологической готовности к материнству. Соответствующие коэффициенты корреляции
представлены в таблице.
Количественный и качественный анализ исследуемых особенностей психического
развития детей показал, что младенцы третьей группы обнаружили самый высокий
уровень общения с матерью. Они более инициативны, лучше владеют экспрессивно-
мимическими средствами общения, чем младенцы первой и второй группы; все умеют
развивать коммуникативную ситуацию; проявляют выраженный интерес к общению,
быстро и с удовольствием включаются в него, не прекращают контакта по своей
инициативе и активно протестуют, когда его прекращает мать. Вторая группа младенцев
имеет более низкий уровень об щения с матерью, чем третья. Они менее инициативны, но
имеют высокие показатели компонентов комплекса оживления, демонстрируя
преимущественно ответное поведение; слабее умеют развивать коммуникативную
ситуацию; нередко сами прекращают общение. Младенцы первой группы достаточно
инициативны, но имеют самые низкие показатели компонентов комплекса оживления; не
у всех отмечается умение развивать коммуникативную ситуацию; часто наблюдаются
отвлечения.
Таблица 1. Показатели корреляционной связи особенностей психического развития
ребенка
с реальным поведением матери и ее готовностью к материнству Сравниваемые показатели
Реальное поведение матери Готовность к материнству Rs p Rs p Уровень развития
общения ребенка с матерью 0,780 0,001 0,710 0,005 Выраженность стремления
сопереживания с матерью 0,875 0,001 0,816 0,001 Характеристика образа себя у ребенка
0,800 0,001 0,580 0,005
У детей третьей группы ярче, чем у второй, выражено стремление к сопереживанию с
матерью в радующей ситуации, тогда как у младенцев первой группы оно не отмечалось
вовсе. Показатели становления образа себя также обнаружились раньше и ярче у детей
третьей группы, чем первой и второй; младенцы первой группы проявили наименее
выраженные характеристики образа себя.
Итак, проведенное исследование выявило связь между уровнем психологической
готовности женщины к материнству, ее реальным материнским поведением и
особенностями психического развития ребенка в три месяца. При этом подтвердилась
исходная гипотеза о субъект-объектном отношении матери к ребенку как основном факторе
в структуре психологической готовности к материнству, определяющем дальнейшее
материнское поведение и тем самым влияющем на особенности психического развития
ребенка.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о структуре
психологической готовности к материнству. Ее основными составляющими являются
переживания женщиной беременности, ориентации на стратегию воспитания и ее ранний
детский опыт. Стержневым фактором, спроецированным на все три составляющие
готовности к материнству, является двухполюсное континуальное субъект-объектное
отношение к ребенку, которое определяет тип материнского поведения в первые три
месяца после рождения младенца и особенности его психического развития.
Литература
1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Особенности психической активности ребенка
первого года жизни // Мозг и поведение младенца / Под ред. О.С. Адрианова. М.:
Институт психологии РАН, 1993.
2. Брутман В.И., Северный А.А. Нежеланная беременность как фактор риска
психической патологии будущего ребенка // Актуальные вопросы детской
психоневрологии: Материалы республиканской конференции. Томск, 1992.
3. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.С. Некоторые результаты
социологического и психологического обследования женщин, отказавшихся от
своих новорожденных детей// Вопросы психологии. 1994. N 5.
4. Копыл О.А., Бас Л.Л., Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение
факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка
//Синапс. 1993. N 4.
5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
6. Филиппова Г.Е.Образ мира и мотивационные основы материнства // Проблемы
изучения и развития личности дошкольника. Пермь. 1995.
7. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность // Человек. 1993.
8. Condon J. The Assessment of Antenatal Emotional Attachment: Development of the
Questionaire Instrument // Brit. J. Med. Psychol. 1993. Vol. 66. No. 2.
9. Klous M., Jerauld R., et al. Maternal Attach ment: Importance of the First Post-partum Days
// New Engl. J. Medicine. 1972. Vol. 286. No. 9.
10. Slade P., MacPherson S., et al. Expectation, Experiences, and Satisfaction with Labour // Brit.
J. Clin. Psychol. 1993. Vol. 32. No. 4.
11. The Different Faces of Motherhood. N.Y., L.,1988.
12. Wijma K., Wijma B. Changes in Anxiety during Pregnancy and after Delivery // Reprod. Life:
Proceedings of the 1Oth International Congress... Carnforth, 1992.
© С.Ю.Мещерякова, Н.Н.Авдеева, Н.И.Ганошенко, 1996
Категория: Психология | Добавил: NATALYA | Теги: дети, семья, материнство, Психология
Просмотров: 1270 | Загрузок: 145 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: