Главная » Файлы » Библиотека » Психология

Психические взаимодействия
[ Скачать с сервера (12.3 Kb) ] 17.01.2010, 01:13
И.В. Григорьев

НЕКОТОРЫЕ БИОХИМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
НАБЛЮДЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

В ранних исследованиях нами было установ-
лено, что психоэмоциональное состояние (ПЭС) опре-
деленным образом отражается на биохимическом со-
ставе смешанной слюны человека. Используя наблю-
дение за уровнем содержания разных белков, было
показано, что кардинальная смена ПЭС приводила к
формированию соответствующих картин белкового
состава слюны.
Так как во время общения разных людей про-
исходит естественное изменение ПЭС собеседников,
мы поставили задачу проанализировать, какие транс-
формации происходят при этом в составе слюны. Одни
наблюдения были проведены в искусственно создан-
ной обстановке, другие были осуществлены в естест-
венных условиях. Последние были по результатам наи-
более значительны.
Предваряя описание результатов наших на-
блюдений, необходимо сказать, что взаимодействия
психики (или психической энергии) людей можно ус-
ловно разделить на положительные (когда собеседники
взаимно обогащались) и отрицательные (когда участ-
ники общения оказывались в состоянии того или иного
психологического ущерба). Таким образом, очевидно,
что ПЭС состояния при определенном общении суще-
ственно меняются.
В искусственно созданной обстановке нами
был обнаружен хорошо повторяющийся эффект гар-
монизации белкового состава слюны у двух людей,
являющихся друзьями. Эксперимент состоял в сле-
дующем: двое друзей (изучались три пары) входили в
лабораторию (в этот момент у обоих брались пробы
слюны), затем они садились и молча вместе размыш-
ляли о "Высоком" в близких для них образах (в ходе
этого процесса собирались пробы слюны через 1, 2, 5,
7, 10 минут). Оказалось, что спустя, как правило, 10
минут белковый состав слюны становился практически
одинаковым у обоих испытуемых, хотя перед началом
исследования этот состав мог сильно различаться.
Отражение негативного влияния было иссле-
довано в естественных условиях. Например, когда один
человек активно злословил на другого. Последний на-
ходился на некотором расстоянии и не был свидетелем
происходящего. Тем не менее, в белковом составе
слюны подвергшегося такому воздействию человека
были зафиксированы контрастные изменения. Наблю-
дая такие проявления у разных людей в подобных слу-
чаях, мы сделали предположение о том, что здесь про-
исходит психическое отравление, и оно отражается на
белковом составе слюнного секрета. Было обнаруже-
но, что такие отравления могут длительно сохраняться,
что обнаруживается в данных случаях только биохи-
мическим путем, психологически наблюдаемый, как
правило, ощущает лишь некий внутренний диском-
форт. Самым важным оказалось наблюдение, что по-
сле возвышения сознания (молитва, процесс творчест-
ва, духовная радость и т.п.), состав слюны испытуемого
лица восстанавливался до своего обычного, естествен-
ного вида. Причем, при сосредоточенности данные
позитивные следствия наблюдались уже через 10 ми-
нут. Очевидно, что данные наблюдения показывают,
как тесно в организме связаны психические и биохи-
мические процессы, влияющие на состояние здоровья
человека в целом.

Поступила 23.01.2001 г.
________________
Григорьев Игорь Владимирович,
кандидат биологических наук, (г. Москва)
* * *

Л.Г. Васильевых, Т.В. Самойлова, И.О. Эрметов, В.К. Гаврилькевич

БИОХИМИЧЕСКИЕ АНАЛОГИ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И ИМПЕРИЛА
В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

Двадцатое столетие ознаменовалось круп-
нейшими открытиями в области изучения биохимиче-
ских основ жизнедеятельности человеческого орга-
низма. На пороге двадцать первого столетия можно
считать, что почти все основные биохимические про-
цессы уже исследованы. С другой стороны, семья Ре-
рихов дала человечеству основы нового философско-
го понимания мира – Учение Живой Этики, в котором
широко освещен целый ряд медицинских вопросов, в
том числе, о значении и структуре психической энер-
гии и империла – яда, образующегося при раздраже-
нии человека.
Со времени опубликования Учения Живой
Этики прошло уже более половины столетия. Дости-
жения биохимической науки за этот период были
очень значительны. Но наука шла своим путем, и ав-
торы давали вновь выявленным соединениям свои на-
звания.
Задачей нашей работы стало провести парал-
лели между информацией, данной в Учении Живой
Этики, и известными в настоящее время химическими
веществами, найденными в организме человека.
На уровне физического тела, по аналогии с
общим строением человека, можно выделить основ-
ные семь подуровней организации – системный, ор-
ганный, тканевой, клеточный, молекулярный, атомар-
ный и информационный. При этом на каждом из этих
подуровней существуют определенные руководящие
структуры, посредством которых психическая энергия
регулирует основные функции организма человека.
В данной работе мы остановимся только на
молекулярном и атомарном уровнях.
На атомарном уровне ведущую роль можно
отвести атому фосфора. О подтверждении связи между
атомом фосфора и Психической Энергией говорится в
книгах Учения (Мир Огненный. Часть третья, 440; Агни
Йога, 369; Агни Йога, 413).
Известно, что атом фосфора обладает способ-
ностью образовывать в организме высокоэнергетиче-
ские связи, с помощью энергии которых реализуются
все этапы взаимопревращения веществ в организме.
На молекулярном уровне следует обратить
внимание на различные химические соединения, в
большинстве своем фосфоросодержащие. Их можно
отнести к веществам, в которых энергия реализуется
на физическом плане.
Проследим, как же описываются материаль-
ные субстраты психической энергии в Учении Живой
Этики?
? "…в вечном обмене веществ и энергий нет конца".
Беспред. 143.
? "…Трансмутация психической энергии в вещество
уже материальное будет само по себе уже утвер-
ждением тонких энергий…". Братство, 279.
? "…Отложения психической энергии будут найде-
ны, ибо каждая энергия имеет физический кри-
сталл…". Агни Йога, 220.
Из вышеперечисленного можно сделать вы-
вод, что при поиске материальных субстратов психи-
ческой энергии в организме необходимо отследить
целую цепочку взаимопревращения веществ. Во-
первых, энергия должна трансформироваться в мате-
риальное вещество, которое будет ее переносчиком. В
дальнейшем, посредством этого вещества энергия мо-
жет отлагаться в различных состояниях, в том числе и в
виде кристаллов. В данной работе будут рассмотрены
понятия вещества психической энергии и ее отложе-
ний в организме человека.
Среди целого ряда таких соединений, наиболее
распространенным в организме человека является
аденозинтрифосфат (АТФ). Запас энергии в этом со-
единении накапливается и расходуется соответственно
при последовательном присоединении или отщепле-
нии двух остатков фосфорной кислоты к молекуле аде-
нозинмонофосфата (АМФ). Таким образом, происхо-
дит процесс взаимосвязи энергии и материальных ве-
ществ.
В дальнейшем, АТФ участвует во множестве
биохимических реакций, связанных с фосфорилирова-
нием веществ, т.е. присоединением к их молекуле ос-
татков фосфорной кислоты. Оказывается, что вещест-
ва, поступившие в организм человека, чаще всего
должны пройти эту стадию, то есть присоединить к
своей молекуле остаток фосфорной кислоты и только в
таком виде они могут усваиваться организмом и
вступать в биохимические реакции. Можно привести,
как пример, всем известную глюкозу, которая усваи-
вается организмом только после присоединения к сво-
ей молекуле остатка фосфорной кислоты. Аналогич-
ная ситуация происходит и с витаминами группы "В",
которые без остатка фосфорной кислоты просто не
активны. Тот же этап превращения проходит в жирах,
белках и нуклеиновых кислотах.
В Учении Живой Этики тоже говорится об
активации веществ при воздействии психической
энергии в организме "…Также пора понять, что вита-
мины и многие другие вещества получают силу, со-
прикасаясь с огненной энергией человека…" (Мир
Огненный. Часть первая, 490).
Итак, переносчиком энергии в организме че-
ловека, т.е. веществом психической энергии являются
высокоэнергетические соединения, посредством кото-
рых происходит присоединение остатков фосфорной
кислоты к различным соединениям в организме. А уже
образовавшиеся вещества можно относить к отложе-
ниям психической энергии.
Обобщая все вышесказанное, можно утвер-
ждать, что нет такой функции в организме, в которой
не принимали бы участие соединения, содержащие
фосфор, более того, они определяют ключевые мо-
менты всех обменных путей в организме.
Теперь рассмотрим второе вещество – импе-
рил. Проанализируем, используя знания, полученные
из Учения Живой Этики, какие качества должны быть
присущи веществу, чтобы его можно было бы назвать
империлом:
? это должно быть конкретное химическое вещество
(Агни Йога, 15).
? при определенных условиях, оно должно иметь
кристаллическую структуру (Агни Йога, 342).
? его образование должно усиливаться в организме
при раздражении (Иерархия, 423), злобе (АУМ,
293), гневе (Надземное, 761), ненависти (Надзем-
ное, 726).
? вещество, которое будет соответствовать импери-
лу, должно быть обнаружено в нервных каналах
(Агни Йога,15, Агни Йога, 220).
? отложения этого вещества нарушают функции
органа, вызывая самые различные раздражения и,
в конечном итоге, разрушение организма (Мир
Огненный. Часть первая, 543).
? отложения империла являются источником буду-
щих болезней (Надземное, 695).
? империл может выдыхаться раздраженным чело-
веком и напитывать окружающее пространство,
оседая на предметах (АУМ, 293).
? витамины, принятые во время гнева, могут
усиливать империл (Иерархия, 236).
? в организме должно быть вещество, разрушающее
кристаллы империла (Агни Йога, 220).
Поиск необходимо вести среди токсичных для
нервной системы продуктов жизнедеятельности
организма. Наиболее токсичным для мозга является
аммиак. Чтобы предотвратить его действие,
существует два пути в организме человека:
превращение аммиака в мочевину и мочевую кислоту.
Поскольку кристаллы в организме образует только
мочевая кислота, мы предлагаем рассмотреть как
претендента на кристалл империла отложение солей
мочевой кислоты, которое вызывает всем известное
заболевание – подагру.
Мочевая кислота в организме человека может
образовываться двумя путями: как путь образования
из аммиака или в результате распада аденина, гуанина
или аденозин и гуанозинмонофосфатов (АМФ и ГМФ)
(схема 1).
Выпавшие кристаллы имеют игольчатую
форму. Их образование вызывает воспалительные и
деструктивно-склеротические изменения органов. В
тканях кристаллы мочевой кислоты поглощаются
лейкоцитами, где под воздействием ферментов
происходит разрушение выпавших кристаллов
мочевой кислоты.
Известно, что провоцирующими факторами в
этом процессе являются: употребление в большом
количестве мясной пищи, алкогольных напитков, чая,
кофе, также физическое перенапряжение, нервно-
эмоциональные перегрузки, травмы, состояние
длительного физического покоя, например, после
операции и др. Вторичная подагра может быть вызвана
приемом ряда медикаментов, препаратов крови,
витамином В-12, мочегонными средствами и др.
Вот как описывается состояние больного
перед приступом подагры: "…ухудшается настроение
вплоть до значительной подавленности и депрессии.
Имеют место ощущения беспокойства, ожидания чего-
то неприятного, опасного, возникают мрачные
мысли… отмечаются явления резко повышенной
возбудимости, нервозности… люди с самым мягким и
терпеливым характером становятся в эти моменты
раздражительными и необычайно обидчивыми"
(Э.Г.Пихлак,1970).
Тканевые отложения мочекислых соединений
могут обнаруживаться практически в любом участке
организма: в суставных и ушных хрящах, почках, по
ходу нервных стволов, в менингиальных оболочках.
Подагра имеет самую разнообразную клиническую
картину, а не только в виде поражения суставов, как
это принято считать. Так можно выделить поражение
кожи и подкожной клетчатки, радикулит,
подагрический миозит, подагрический фарингит,
подагрический ларингит и другие.
Нами проведены сравнительные параллели, на
основании которых можно утверждать, что проявления
воздействия яда империла на организм совпадают с
клиническими признаками подагры.
И в заключении остановимся на вопросе о
связи психической энергии с кристаллом империла.
Нами рассмотрено соединение аденозинтрифосфат,
как вещество, в котором аккумулируется психическая
энергия. В вышеописанной схеме образования
мочевой кислоты вещество психической энергии
(АТФ) в результате химических реакций может
преобразовываться в кристалл империлла (кристаллы
мочевой кислоты). Основным фактором при этом
будет раздражение человека.

Схема 1.

АТФ АМФ инозиновая кислота гипоксантин ксантин мочевая кислота

глутамин кристаллы солей мочевой кислоты

аммиак
Поступила 23.01.2001 г.

________________
Васильевых Людмила Григорьевна,
кандидат биологических наук,
заведующая лабораторией Хмельницкого областного онкодиспансера,
руководитель медицинского научно-исследовательского отдела
Подольского культурно-просветительского центра им. Н.К. Рериха
(г. Хмельницкий)
Самойлова Тамара Викторовна,
врач-педиатр Хмельницкой областной детской больницы,
сотрудник медицинского научно-исследовательского отдела
Подольского культурно-просветительского центра им. Н.К. Рериха
(г. Хмельницкий)
* * *
И. Сяэск

МОЗГОВОЙ ПЕСОК ШИШКОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ ЧЕЛОВЕКА

В научной литературе отложения, которые
находят на поверхности шишковидной железы, а также
в сосудистых сплетениях желудочков мозга и в
сосудистой оболочке мозга, известны под различными
названиями: мозговой песок, corpora arenacea, acervuli,
calcareous granules. Рядом современных
исследователей было доказано, что отложения
мозгового песка шишковидной железы у людей
являются результатом метаболической активности
пинеалоцитов, а не патологическим процессом, в ходе
которого происходит кальцификация
некротизированных тканей железы, как долгое время
считалось ранее. Уменьшение образования мозгового
песка ассоциируется с множеством заболеваний.
Тогда как увеличение количества мозгового песка не
указывает на специфическое патологическое
состояние.
В составе мозгового песка шишковидной
железы, являющегося продуктом жизнедеятельности
пинеалоцитов, мы разделяем два основных
компонента: органический и неорганический.
Органический компонент имеет две составляющие:
гормональную (сюда входят более 10 гормонов
шишковидной железы) и негормональную
(компоненты мембран и цитоплазматического
матрикса клеток пинеалоцитов). Неорганический
компонент имеет две фазы: аморфную фазу, которая
является предшественницей кристаллической фазы.
Гормональная составляющая органического
компонента мозгового песка: индоламины: мелатонин,
серотонин, производные триптофана: 5-гидрокси-
триптофол, 5-метокситриптамин, 5-метокситриптофол,
норадреналин, адреногломерулотропин; пептиды:
аргинин, вазотоцин, пинолин, тиреотропин рилизинг
фактор.
Неорганический компонент: аморфная фаза:
фосфат кальция Са3(РО4)2), кристаллическая фаза:
кристаллы: гидроксиапатита Са10(РО4)6(ОН)2,
карбонатапатита, а также обнаруженные нами с
помощью рентгеноструктурного анализа кристаллы
гидрофосфата кальция Са3(РО4)2·H2O. Соединение
органического и неорганического компонентов
мозгового песка придают мозговому песку большую
прочность, сравнимую с прочностью стали.
Свойства пинеалоцитов формировать
неорганический компонент мозгового песка в виде
отложений кристаллов гидроксиапатитов и
гидрофосфата кальция нельзя признать
специфическими. Подобные процессы - отложения
вышеупомянутых соединений – происходят и в других
соматических клетках организма в физиологических
условиях, как внутриклеточно (в митохондриях и
лизосомах), так и внеклеточно (гликозаминогликаны,
коллагеновые волокна). Этиология этого процесса не
известна. По нашей гипотезе, образование
неорганического компонента мозгового песка нельзя
рассматривать отдельно от процесса, известного в
организме под названием кальциноз. По нашему
мнению, это отдельные звенья единого процесса,
имеющего функцию и значение, не исследованные
досконально современной наукой. Неорганические
отложения в виде гидроксиапатитов, карбонапатитов,
фосфата кальция, возникают в результате
физиологических процессов: в сосудистых желудочках
мозга, костной ткани, дентине и эмали зубов и т.д., и
при патологических процессах: в атеросклеротических
бляшках и клапанах сердца на ранних стадиях
атеросклероза, при остеохондрозе, остеоартритах,
гидроксиапатитной артропатии, бронхолитиазе,
нефрокальцинозе, оболочках нервов при сахарном
диабете и т.д.. Неорганический компонент мозгового
песка чувствителен к кислотно-щелочному балансу
организма. Образованию кристаллической фазы
способствует щелочная среда организма, тогда как
кислотная легко растворяет ее. Литий и фтор
препятствуют растворению кристаллической фазы.
Необходимо отметить, что гормон мелатонин,
ранее считавшийся специфическим гормоном
шишковидной железы, вырабатывается также клетками
кишечника и сетчатки глаза. Свойства мелатонина,
вырабатываемого железой в ночное время суток,
чрезвычайно многообразны: он обладает
гипнотическим действием; осуществляет контроль за
биологическими ритмами; играет роль в сезонных
депрессиях; влияет на репродуктивные процессы;
имеет антиоксидантный и антипролиферативный
эффекты, стимулирует клеточный иммунитет;
осуществляет контроль над процессом старения.
Мозговой песок имеет желтоватый оттенок,
который ему могут придавать примеси металлов,
среди которых в составе мозгового песка известны:
стронций, цинк, магний, натрий, железо, сера.
Наблюдаемая фосфоресценция (хемилюминесценция
голубого цвета) мозгового песка может объясняться
как интенсивными биохимическими процессами, так и
наличием радиоактивных включений в виде солей
урана. Последние придают мозговому песку и
отложениям кальция в виде кристаллических
отложений в различных органах и тканях при
кальцинозах радиоактивные свойства, делая эти
отложения одним из источников рентгеновского
излучения организма.

________________
Поступила 29.01.2001 г.
Сяэск Ирина Владимировна,
врач, докторант Тартусского университета, (г. Тарту, Эстония)
* * *
М.Н. Чирятьев

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ "КУЛЬТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА"
ДЛЯ ГАРМОНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ГРУПП

Овладение культурно-историческим опытом
человечества, воплощенным в эстетических формах
искусства, открывает новые возможности в
организации процессов взаимодействия человека с
культурной и природной средой, ноосферой и
биосферой. Как подчеркивал В.И. Вернадский,
подобный процесс в планетарном масштабе
осуществляет научная мысль, воздействуя на
окружающее живое и косное вещество и этим изменяя
энергетику биосферы, выявляя и организуя ее
взаимосвязи с ноосферой. Рерихи, идя дальше,
придавали особое значение способностям мысли
рождать новые возможности, строить новые
пространства, преобразовывать невидимые и видимые,
внутренние и внешние миры.
В этой связи чрезвычайно актуальным и
значимым является изучение роли творческой мысли
и возможностей восприятия человека в изменении
энергетики пространства его жизнедеятельности.
В последнее время в научных исследованиях
появилось множество фактов, подтверждающих опыт
прошлого и говорящих об онтологичности
психических процессов. В этой связи возникла
необходимость в пересмотре методологии научного
эксперимента, имеющего дело с психическими
проявлениями и особенно с информационно-
энергетическими взаимодействиями, в которых
участвует психическая энергия.
Требования к воспроизводимости научных
исследований, которые обязательны в классической
методологии науки, сегодня должны быть расширены
и существенно изменены с учетом многофакторности
условий, влияющих на живые организмы.
Исследователю "тонких" взаимодействий (особенно
дистанционных) людей или иных живых организмов
важно, по мере возможного, учитывать их психическое
(или психо-физиологическое) состояние, природно-
космические и пространственные факторы и влияние
всех присутствующих.
В Санкт-Петербурге, начиная с конца 1970-х
годов, группой исследователей, при непосредственном
участии автора данного сообщения, были предложены,
обоснованы и экспериментально апробированы новые
методы синтеза "культурно-психологического
пространства" научно-художественными средствами.
Это "пространство" специально создавалось для
указанных целей1.
Такое пространство должно способствовать
гармонизации взаимосвязей всех участников, оно
многомерно, подвижно и в зависимости от
поставленных задач может синтетично включать
использование естественно-природных и
искусственных сред, создаваемых с применением
музыки, свето-цветовых факторов, специальных
ароматов, ритмической организации семантических и
физических полей. При этом инициируются
творческие способности присутствующих, выявляются
их резервные возможности2. Важно отметить, что
достигается это не за счет манипулирования
сознанием людей, а посредством создания условий для
свободного раскрытия внутренних духовных
накоплений, используя для этого богатый потенциал
мировой культуры.
В докладе предполагается остановиться на
конкретных примерах, полученных в результате
исследований с многочисленным контингентом
разного социального и культурного уровня. Важно
также отметить, что как отдельным культурным
традициям в разные века было свойственно порождать
разные видения мира и способы мышления (образно-
ассоциативное; зрительно-осязательное; динамичное,
воспринимающее временную протяженность в звуке и
свете и т.п.), так и моделируемое средствами искусства
"культурно-психологическое пространство"
способно, за счет резонанса, конфликта или
дополняющего взаимодействия с внутренним миром
человека направленно выявлять разные качества
сознания. Для осуществления этих целей были созданы
специальные программы, моделирующие и
организующие особые среды восприятия
(перцептивные среды – ПС ). Эти программы, в
определенном сюжетном сценарии используя
произведения искусства (музыка, поэзия, элементы
театрально-игровой деятельности и др.) с возможным
включением психо-физиологических стимулов (тембр,
высота звука, тональность, цвет, запах, фактура и др.)
представляют, скорее всего, новый жанр
синтетического искусства, возникающий как следствие
взаимодействия достижений гуманитарных и
естественных наук. Структура программы создается
как прообраз "траектории" в пространстве состояний,
и в целом должна соответствовать "допустимым",
реализуемым последовательностям состояний. При
этом возможно моделировать "природно-
космические" ритмы: суточные, сезонные, годовые,
онтогенетические и др3. Синтез "культурно-
психологического пространства", органичной
составляющей которого являются ПС, включает и
попытки сочетаний так называемых "стихий",
имеющих свои аналогии в произведениях искусства и в
других используемых факторах.
Создание программ осуществлялось с учетом
проводимого личностного и ситуативного
тестирования функциональных состояний.
Соответствующие исследования включали в себя
методы психологического, физиологического и психо-
энергетического тестирования.
В докладе также делается попытка
философского обоснования целесообразности нового
методологического подхода, для чего используются
представления Н.К., Е.И. и С.Н. Рерихов, В.И.
Вернадского, П.А. Флоренского, мыслителей древней
Греции и Индии. В частности, рассматриваются идеи
П.А. Флоренского о "пневматосфере" или о
"существовании особой части вещества, вовлеченной
в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа",
о чем, по мнению П.А.Флоренского, "есть много
данных, правда, еще недостаточно оформленных,
намекающих на особую стойкость вещественных
образований, проработанных духом, например,
предметов искусства". "Это, – как отмечает
П.А.Флоренский, – заставляет подозревать
существование и соответственной особой сферы
вещества в космосе" (Письмо В.И. Вернадскому от
21.09.29г.).
Проделанная работа, на наш взгляд, является
еще одной практической иллюстрацией актуальности
возникновения новой научной картины мира4.
Создаваемые "культурно-психологические
пространства" и "перцептивные среды" способствуют
проявлению особых состояний сознания и могут,
кроме учебно-образовательных и исследовательских
целей (например, повышения воспроизводимости и
качества результатов исследований свойств
психической энергии или направленного
преобразования функциональных состояний
человека), иметь оздоровительное назначение,
содействовать гармонизации сознания участников
"малых групп" и созданию оптимальных систем
жизнедеятельности (см. ссылку 3).
Исследования проводились с участием
специалистов-психологов, психо-физиологов, химиков,
музыкантов, искусствоведов, режиссеров и др. в
Ленинградском Государственном Университете, в
Сельскохозяйственной Академии, в Институте театра,
музыки и кино, в Интерьерном театре, в Горном
институте, в секции биоэлектроники НТОРЭС им. А.С.
Попова и др. Исследователи имели опыт научно-
исследовательской работы в области психо-био-
энергетики и информационно-энергетических
взаимодействий.
Опыт этих исследований пригодился и для
проведения в 1990г. первой в истории культурной
программы "Космос–Человек–Культура",
осуществленной под Знаменем Мира в космическом
пространстве на борту орбитальной станции Мир
летчиком-космонавтом А.Н. Баландиным5.

Примечания.
Чирятьев М.Н., Беляк Н.В. Научно-художественный
синтез и преобразование психологического пространства.
В сб. Семиодинамика. Труды семинара. – С.Пб., 1994. –
С.153-169. (Труды семинара были представлены для
публикации 5 октября 1982г. и арестованы Парткомом
Ленинградского Гос. Университета, который счел работу
семинара "идеологически вредной").
2 Чирятьев М.Н. Некоторые аспекты организации
информационного пространства в антропоэкологических
исследованиях. В сб. Космическая антропоэкология:
техника и методы исследований. Материалы Второго
Всесоюзного совещания по космической антропоэкологии.
– Л., 1984. – С.350-353.
3 Родионов В.Д., Смирнов В.А., Чирятьев М.Н.
Методологический подход к организации перцептивных
сред, предназначенных для направленного преобразования
функциональных состояний человека. В сб. Космическая
антропоэкология: техника и методы исследований.
Материалы Второго Всесоюзного совещания по
космической антропоэкологии. – Л., 1984. – С.391-395.
4 Фурсей Г.Н., Рюмцев Е.И., Чирятьев М.Н. при содействии
и участии Лихачева Д.С. Наука и образование в общем
контексте культуры как определяющий фактор
устойчивого развития России. – СПб., 1998. –164 с.
(см.гл.2).
5 Баландин А.Н., Чирятьев М.Н., Беляк Н.В., Лебедев Г.С.
Знамя Мира в Космосе. В Сб.: "Защитим Культуру".
Материалы международной общественно-научной
конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха 1995. –
М., 1996. – С.185-191.

________________
Поступила 23.01.2001 г.
Чирятьев Михаил Николаевич,
председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов,
вице-президент Международной Лиги Защиты Культуры,
советник РАЕН (г. Санкт-Петербург)

* * *
Е.Н. Черноземова

СЛОВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ МИРА,
или Вселенная показывает нам язык

Пытаясь найти ответы на вопросы, которые
нам кажутся сегодня актуальными, мы должны себе
отдавать отчет, что самым точным и мощным
инструментом, данным человеку для освоения мира,
является мысль. Мысль – уникальное явление, которое
способно обдумывать само себя и проникать в то, что
уже не есть бытие. Может быть, неудачи в поисках
новых путей познания лежат как раз в том, что мы
плохо знаем тот самый инструментарий, которым
располагаем. Может быть, самое необходимое, что
сегодня нужно сделать – обобщить знания о природе
человеческой мысли. Мне хотелось сказать, что
инструмент этот дан нам со всей щедростью
безвозмездно, но видимо, это не так. За свои мысли и
за то, что мы делаем с их помощью, мы должны
отвечать.
Если человек предыдущих эпох и не мог
сказать о том, что собою представляет мысль, он все-
таки выработал правила пользования этим тонким и
сильным инструментом. Вопросы, которые нам
кажутся сегодня ново звучащими и актуальными, на
самом деле решались на протяжении многих веков.
Первый и наиважнейший из них – приемлемые и
неприемлемые способы обретения знания. В самом
языке запечатлена нравственная оценка способов
обретения знания: однокоренными в русском языке
являются слова заповедь, исповедь, проповедь и
ведьма, ведовство. Значит, ведать (знать) можно
праведно и неправедно. Заповеди представляют собой
договор Человека со Вселенной. Нарушение любой из
них ведет к тому, что изменяется нечто в самой
природе Человека, он попросту перестает им быть.
Нарушая заповедь, Человек не только нарушает нечто
в мире, но наносит удар по своей собственной
природе. История человеческой мысли, развитие
литературы и искусства доказывают, что проверка
заповедей путем их нарушения наказуема. Об этом
роман "Преступление и наказание", и "Анна
Каренина" об этом.
Второй акт общения со Вселенной – исповедь,
когда Человек выявляет свою позицию в диалоге с
самим собой. Прежде всего, Человеку нужно
сознаться себе в своих ошибках. Акт этот, как и
молитва, имеет огромное значение для
самовоспитания, сказали бы мы еще недавно, но в
соответствии с целью сегодняшнего высказывания,
скажем – для отшлифовки инструмента познания –
человеческой мысли, которая для проникновения в
тайны мироздания должна быть, по замыслу, чистой.
Проповедь – высказывание от лица Бога или
Вселенной – также возможна при условии чистоты
мысли, которая сегодня выверяется как по
Священному Писанию, так и взглядом человека в себя.
Язык показывает нам, что способы познания
могут быть и неправедными. Ведовство – из разряда
способов неправого проникновения в тайны
Вселенной.
В решении вопроса о допустимости и
недопустимости способов обретения знания были
искусительные моменты. Например, всерьез
обсуждался вопрос о том, что Знание дал Человеку
падший ангел, настояв на том, чтобы Человек отведал
плод с древа познания Добра и Зла. Серьезное
возражение такой позиции высказано в
хрестоматийной для всей Европы поэме "Потерянный
рай" английского поэта XVII века Джона Мильтона,
которая довольно сложно входит в русскую культуру.
В поэме автор утверждает устами Архангела,
отвечающего на вопрос Адама об устройстве мира,
что Человеку дано все необходимое знание для того,
чтобы жить в мире: он любим Богом, – и это главное и
единственное, что ему нужно знать. Бог, по словам
Архангела, позволяет лишь догадываться людям об
устройстве мира и приоткрывает свои секреты, смеясь
над потугами людей разобраться в них:
Все мирозданье предоставил Он
Любителям догадок, может быть
Над ними посмеяться возжелав,
Над жалким суемудрием мужей
Ученых, над бесплодною тщетой
Их мнений будущих, когда они
Исчислят звезды, создавать начнут
Модели умозрительных небес
И множество придумывать систем,
Одну другой сменяя, им стремясь
Правдоподобность мнимую придать .
(Пер. Арк. Штейнберга).
Архангел говорит о мудрости устройства мира, о
непостижимости Божественного замысла и о
бесполезности попыток познать то, что не дано узнать
Человеку Богом, о мудрости неведения, умении "не
отравлять / Тревожным суемудрием – услад /
Блаженной жизни". Здесь нет призыва к бездумному
и бездеятельному существованию. Здесь
предупреждение о гранях, за которые заходить
небезопасно.
То же указание на небезопасность
содержится в великих трагедиях Шекспира "Гамлет",
"Макбет", "Король Лир", в которой прорыв в
незнаемое осуществляется огромным эмоциональным
потрясением, нечеловеческим накалом чувств. Король
Лир сходит с ума, Состояния Гамлета остаются
пограничными, Макбет не справляется с открывшимся
и становится чудовищем, которое на извещение о
смерти жены отвечает: не могла найти момента
получше!
Есть и более интересные накопления
проникновения мысли в незнаемое.
В работе научного семинара, объединяющего
ученых, неудовлетворенных исследовательскими
способами академической науки, в числе участников
которого представители различных областей знания –
философы, астрофизики, географы, физики,
биохимики, – выявляются некоторые общие
проблемы. Одна из них – проблема выработки языка,
который удовлетворил бы многих. Происходит отказ от
свойственной академической науке
терминологизации. Возникает желание выйти из узко
специального круга единомышленников, быть
услышанным и понятым представителями других сфер
знания. То, что это возможно, доказывал доклад
доктора географических наук А.Д. Арманда,
состоявшийся в январе 2001 года. Язык становится
более универсальным. Необходимо, чтобы он не
оказывался при этом менее точным. Доказательность
должна сохраниться.
Пример доказательности языка в разговоре о
метафизических явлениях дает творчество Джона
Донна – основоположника традиций, подхваченных и
развитых английскими поэтами-метафизиками
XVII века. Здесь уместно вообще задуматься над тем,
что такое поэзия и каковы ее функции, отдать себе
отчет в том, что она и существует во имя создания
способов повествования о несказуемом, о том, что
чувствуют или предчувствуют, ощущают многие, а
сказать дано только избранным. Метафизический
стиль характеризуют ситуация интимного диалога,
простота лексики, метафоризм, наличие образов-
кончетти, способствующих раскрытию мысли1. При их
создании поэты часто прибегают к специфичным
терминам. Допустим, уместно ли в стихотворении о
Любви слово "циркуль"? Поэт, как и современный
ученый, ведет рассуждения в системе установленных
допущений. Он напоминает нам о концепции,
согласно которой браки творятся на небесах, а потом
спрашивает, стоит ли печалиться при ра

Категория: Психология | Добавил: NATALYA | Теги: отношения, Взаимодействие, Григорьев, Психология
Просмотров: 1154 | Загрузок: 154 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: