Процесс тамплиеров Барбер, Малколм «Малколм Барбер. Процесс тамплиеров»: Алетейя, Энигма; 1998 ISBN 5 7808-0032 4, 5 89321 020 4 Оригинал: Malcolm Barber, «The Trial of the Templars» Перевод: Ирина Тогоева Оглавление Процесс тамплиеров 1 Оглавление 1 Аннотация 2 Предисловие 2 Введение 2 Глава 1. Участники 4 Орден Тамплиеров (Храмовников) 4 Понтификат 11 Французская монархия 18 Глава 2. Аресты 28 Глава 3. Вмешательство понтифика 43 Глава 4. Папские и епископальные расследования 58 Глава 5. Защита ордена 71 Глава 6. Конец сопротивления 89 Глава 7. Обвинения 102 Глава 8. Следствие в других странах 110 Глава 9. Разгром ордена 126 Глава 10. Заключение 139 Приложение А 142 Статьи обвинения 142 Приложение В 146 Описание канонического приёма в орден тамплиеров, согласно показаниям Жерара де Ко от 12 января 1311 года 146 Хронология процесса тамплиеров 149 Аннотация Книга английского ученого М. Барбера посвящена одному из самых скандальных событий европейской истории — знаменитому судебному процессу, который в начале 14 века французский король Филипп Четвёртый и папская инквизиция вели против рыцарского ордена тамплиеров (храмовников) по обвинению в тягчайшей ереси (отрицании Христа, идолопоклонстве, содомии и т.п.). В результате богатейший и могущественнейший орден христианского мира, насчитывавший почти двухсотлетнюю историю, был разгромлен и прекратил своё существование. Прошли сотни лет, но по сей день у ордена есть как горячие сторонники, так и яростные противники. Книга М. Барбера — одно из самых авторитетных исследований в мире и первая публикация па русском языке — восстанавливает реальную картину происшедшего; опираясь па огромный документальный и научный материал, автор раскрывает подоплёку и истинные причины уничтожения ордена. Моим родителям Малколм Барбер Предисловие Эта книга написана по двум основным причинам. Во-первых, процесс тамплиеров был явлением исключительно важным для средних веков, что совершенно незаслуженно обходили вниманием англоязычные историки. И во-вторых, согласно моим убеждениям, процесс этот самым непосредственным образом перекликается с событиями последних десятилетий века двадцатого, когда многие народы подвергались и подвергаются репрессиям и насилию со стороны собственных государственных машин, не гнушающихся использовать даже террор и пытки во имя достижения всеобщего конформизма. Во время работы над этой книгой я пользовался щедрой помощью и поддержкой многих, за что им огромное спасибо, однако особо я бы хотел отметить доктора Бернарда Хамильтона из Ноттингемского университета, профессора Дж.С. Холта из Университета в Рединге и, более всего, мою жену Элизабет — невозможно переоценить её постоянную моральную поддержку, помощь в написании данного труда, а также критические замечания. Я бы также хотел поблагодарить миссис Дженет Кори и миссис Одри Мунро за перепечатку рукописи, профессора Льюиса Торпа, издателя «Ноттингемских медиевистических записок», за то, что он любезно предоставил мне возможность ещё раз воспользоваться уже опубликованными в моей статье материалами («Пропаганда в средние века: обвинения против тамплиеров», 1973), а также синдиков и издателей Кембриджского университета за участливое отношение к моему труду. Рединг, 1977 Малколм К. Барбер Введение Тамплиеры — духовно рыцарский орден, основанный в Святой Земле в 1119 года. В 12-13 веках орден этот был весьма богат, ему принадлежали значительные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Палестины и Сирии, так и на Западе, особенно во Франции. Орден обладал также широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему понтификом римским, которому он непосредственно подчинялся, и светскими монархами, на землях которых проживали тамплиеры. Орден нередко выполнял функции банкира, чему способствовала интернациональная природа этой организации, но главной целью его учреждения была военная защита государств, созданных крестоносцами на Востоке; собственно, и сам орден зародился на этих землях и благодаря своей тамошней деятельности приобрёл славу и могущество. Однако в 1291 году христианские поселенцы были изгнаны из Палестины египетскими мамелюками, и существование тамплиеров, таким образом, лишилось своего основного смысла. Ранним утром 13 октября 1307 года, в пятницу, члены ордена, проживавшие во Франции, были внезапно арестованы чиновниками короля Филиппа Четвёртого. Аресты производились именем Святой инквизиции, а владения тамплиеров переходили в собственность короля. Членов ордена обвиняли в тягчайшей ереси — в том, что они отрекались от Иисуса Христа, плевали на распятие, целовали друг друга непристойным образом и питали склонность к гомосексуализму, а также поклонялись идолам на своих тайных собраниях и т. д. В октябре и ноябре арестованные тамплиеры, в том числе Жак де Молэ, великий магистр ордена, и Гуго (Юг) де Пейро, генеральный досмотрщик, почти одновременно признали свою вину. Ко многим заключённым применялась пытка. Затем де Молэ публично повторил своё признание перед собранием теологов Парижского университета. Со своей стороны Филипп Красивый написал другим монархам христианского мира с настоятельной просьбой последовать его примеру и произвести аресты тамплиеров на своей территории, поскольку их признания доказывают, что все они стали отъявленными еретиками. Понтифик Климент Пятый сперва воспринял эти аресты как прямое посягательство на его авторитет, поскольку тамплиеры подчинялись непосредственно ему, и, хотя весь предыдущий год между ним и Филиппом шли споры относительно ордена, понтифик так и не отдал приказа об арестах. Однако после первой вспышки возмущения и гнева он был вынужден примириться со сложившимся положением вещей и вместо того, чтобы сопротивляться, попытался взять ответственность за случившееся на себя. 22 ноября 1307 года он издал буллу «Pastoralis praeeminentiae», в которой отдал приказ всем монархам христианского мира произвести аресты тамплиеров и именем римского понтифика начать отчуждение их земель. Эта булла положила начало судебным процессам в Англии, на Пиренейском полуострове, в Германии, Италии и на Кипре. Два кардинала были посланы в Париж для того, чтобы лично допросить руководителей ордена. Однако в присутствии представителей понтифика де Молэ и де Пейро отказались от своих признаний и настоятельно просили остальных тамплиеров сделать то же самое. К этому времени понтифик уже имел серьёзные основания полагать, что дело это шито белыми нитками, и в начале 1308 года приостановил инквизиционные процессы. Филипп Четвёртый и его легисты целых полгода тщётно пытались воздействовать на понтифика, побуждая его вновь начать следствие, манипулируя как общественным мнением, так и мнением университетских богословов, а также намекая самому понтифику на возможность санкций против него. Кульминацией этой кампании явилась встреча короля и понтифика в Пуатье в мае июне 1308 года, во время которой после долгих споров понтифик наконец согласился начать два судебных расследования: одно должно было осуществляться папской комиссией внутри самого ордена, второе — представлять собой серию судебных процессов на уровне епископств, где местные суды должны были определить виновность или невиновность того или иного конкретного члена ордена. Далее, на октябрь 1310 года был намечен Вьенский собор, которому предстояло вынести окончательное решение по делу тамплиеров. Между тем в Шинон были посланы три кардинала, чтобы лично выслушать признания руководителей ордена, находившихся там в заточении. Кардиналы узнали следующее: руководители тамплиеров вернулись к исходным показаниям. Епископальные расследования, которые проводились под неусыпным контролем и давлением со стороны самих епископов, тесно связанных с французским престолом, начались, видимо, в 1309 года, и, как оказалось, в большинстве случаев тамплиеры повторили свои первоначальные признания после применения тяжких продолжительных пыток. Папская комиссия, расследовавшая деятельность ордена в целом, начала слушания по делу лишь в ноябре 1309 года, Сперва казалось, что всё пойдёт по хорошо проторенному пути «добычи» признаний, однако, сперва неуверенно, а затем со всё большей убеждённостью, братья тамплиеры перед лицом папской комиссии, вдохновляемые двумя талантливыми священниками — Пьером де Болоньей и Рено де Провеном, — стали последовательно защищать свой орден и своё достоинство. К началу мая 1310 года почти шестьсот тамплиеров пришли к решению защищать орден, полностью отрицая истинность вырванных у них в начале следствия признаний, сделанных либо перед инквизиторами в 1307 года, либо перед епископами в 1309 года Понтифик Климент Пятый, поняв, что близкого конца начатому судебному процессу в обозримом будущем не предвидится, отложил Собор на год, т.е. до 1311 года. Дабы сокрушить всё более крепнувшую оборону тамплиеров, Филипп Четвёртый предпринял жёсткие меры. Архиепископ Санса, ставленник короля, вновь начав расследование по делу отдельных членов ордена в рамках своей епархии, установил, что сорок четыре человека виновны как повторно впавшие в ересь, передал их светскому суду (приводившему в исполнение приговоры церковных судов). 12 мая 1310 года пятьдесят четыре тамплиера были приговорены к сожжению на костре и казнены в предместье Парижа. Один из двух главных вдохновителей защиты ордена в суде, Пьер де Болонья, чудесным образом исчез, а Рено де Провен был приговорён советом провинции Сане к пожизненному тюремному заключению. Благодаря этим казням удалось заткнуть рот почти всем непокорным — сопротивляться продолжали лишь несколько особенно отважных братьев, и многие тамплиеры вернулись к своим первоначальным показаниям. Слушания папской комиссии также закончились в июне 1311 года Летом 1311 года понтифик объединил свидетельские показания, полученные им из Франции, с материалами следствия, мало помалу поступавшими из других стран. По сути дела, лишь во Франции и в тех районах, что находились под её господством или влиянием, от тамплиеров действительно добились признания вины. В октябре наконец состоялся Вьенский собор, и понтифик настоятельно потребовал роспуска ордена (хотя окончательного приговора пока не вынес) на том основании, что тамплиеры настолько обесчестили себя, что орден уже не сможет существовать далее в прежнем виде. Сопротивление святых отцов во время Собора было, однако, весьма значительным, и понтифик под давлением короля Франции настоял на своём, заставив аудиторию молчать под страхом отлучения от церкви. Булла «Vox in excelso» от 22 мая 1312 года возвестила о роспуске ордена, а согласно булле «Ad providam» от 2 мая вся собственность ордена безвозмездно передавалась другому крупному ордену — госпитальерам. Вскоре после этого Филипп Четвёртый изъял у госпитальеров крупную сумму денег в качестве судебной компенсации. Что же касается самих тамплиеров, то в отдельных случаях они, помимо тяжкой епитимьи, были приговорены к различным срокам тюремного заключения, в том числе и пожизненно, в иных же случаях, особенно если братья так и не признали своей вины, их ссылали в различные монастыри, принадлежавшие другим орденам, чтобы там они до конца жизни влачили жалкое существование. Их предводители, по всей видимости, предстали перед папским судом 18 марта 1314 года и были приговорены к пожизненному тюремному заключению. Гуго де Пейро, генеральный досмотрщик ордена, и Жоффруа де Гонневиль, приор Аквитании, выслушали свой приговор молча, однако великий магистр Жак де Молэ и приор Нормандии Жоффруа де Шарне громко протестовали, отвергая все обвинения, и утверждали, что их святой орден по прежнему чист перед Богом и людьми. Король незамедлительно потребовал их осуждения как впавших в ересь вторично, и в тот же вечер они были сожжены на одном из наносных островков Сены, так называемом Еврейском острове. *** Цель данной книги — детально проследить развитие перечисленных выше событий, постараться понять мотивы поведения основных участников и определить, насколько обвинения, выдвинутые против ордена, соответствовали действительности. Глава 1. Участники Орден Тамплиеров (Храмовников) Долгий период крестовых походов охватывает два столетия с 1095 года по 1291 года, продолжаясь и в позднее средневековье, когда значительно возросло народонаселение, расширились сферы экономического влияния, имели место весьма динамичные социальные процессы, росла политическая консолидация, расцветала культура. Безусловно, и в 17 веке нередко поговаривали об очередном крестовом походе, однако именно в 12-13 веках понятие крестовых походов стало жизненно важным для судеб большинства жителей христианского Запада. За этот период западное христианское сообщество испытало по отношению к крестоносцам целую гамму чувств — от экзальтированного восторга по поводу взятия Иерусалима во время Первого крестового похода до горького, всё усиливавшегося разочарования, свойственного 13 веку, когда столь многие из войн за Гроб Господень закончились поражением. Духовно рыцарский орден, разместившийся на Храмовой горе, где когда то стоял храм царя Соломона, изначально возник именно в связи с активной деятельностью крестоносцев и в первые два столетия крестовых походов сформировался и окреп благодаря чрезвычайному воодушевлению, царившему в массах и вызванному первыми успехами крестоносцев, которые и подняли орден на вершину славы, благосостояния и могущества, однако потом сами же народные массы и низринули его с этой вершины, подвергнув унижениям и разгрому, поскольку идеалы первых крестоносцев оказались поруганы и искажены, а новые крестовые походы неизменно оканчивались поражениями. В годы, последовавшие за взятием Иерусалима в 1099 года, франки постоянно укрепляли свои заморские территории, но им вечно не хватало людских ресурсов, ибо многие из участников Первого крестового похода вернулись на Запад, а созданные на Востоке новые государства крестоносцев так и не привлекли достаточного количества поселенцев, способных должным образом защищать границы этих государств. В результате паломники, каждый год являвшиеся на поклон к палестинским святыням, часто подвергались нападениям разбойников и мусульманской конницы, ибо крестоносцы были просто не в состоянии обеспечить им должную охрану. Изначально именно эти обстоятельства и послужили причиной создания ордена храмовников. Вот как эти скромные начинания описывает архиепископ Тирский Вильгельм: В том же году несколько благородных рыцарей, людей истинно верующих и богобоязненных, выразили желание жить в строгости и послушании, навсегда отказаться от своих владений и, предав себя в руки верховного владыки церкви, стать членами монашеского ордена. Среди них первыми и наиболее знаменитыми были Гуго де Пейн и Год фру а де Сент Омер. Поскольку у братства не было пока ни своего храма, ни жилища, король предоставил им временное убежище у себя во дворце, построенном на южном склоне Храмовой горы. Каноники стоявшего там храма на определённых условиях уступили часть обнесённого стеной двора для нужд нового ордена. Более того, король Иерусалимский Болдуин (Балдуин) Второй, его приближённые и патриарх со своими прелатами сразу обеспечили ордену поддержку, выделив ему некоторые из своих земельных владений — одни пожизненно, другие во временное пользование — благодаря чему члены ордена могли бы получать средства к существованию. В первую очередь им было предписано во искупление своих грехов и под руководством патриарха «защищать и охранять идущих в Иерусалим паломников от нападений воров и бандитов и всемерно заботиться об их безопасности». Итак, собравшись вдевятером, братья нового ордена заручились поддержкой таких важных лиц из числа крестоносцев, как Гуго, граф Шампани, и Фульк Пятый, граф Анжуйский, однако об их деятельности мало кто знал до Собора в Труа в 1128 года, на котором орден был признан официально и Бернару Клервоскому поручили разработать его Устав, в который были бы сведены основные законы ордена. Устав состоял из семидесяти двух статей, определявших структуру ордена. Первоначально в него входили представители двух основных категорий: рыцарей и служителей (sergeants). Возраст вступавших должен был быть таков, чтобы они «могли держать в руках оружие». «Обычных» монахов в этом ордене не было, в отличие от собственно монашеских орденов. На территории ордена не должны были проживать женщины, поскольку считалось «весьма опасным разрешать сёстрам нашим присоединяться к ордену, ибо, как известно, враг рода человеческого многих сбил с пути истинного с помощью женщин». Полный отказ от общения с женщинами символизировал белый цвет. «Всем рыцарям — членам ордена летом и зимой мы предписываем носить по возможности белые одежды, чтобы они, оставив позади прежнюю, полную тёмных соблазнов жизнь, имели бы возможность по этим белым чистым одеждам отличать своих братьев и осознавать своё единство друг с другом и с Создателем. Ведь именно белый цвет — символ целомудрия, а целомудрие обеспечивает чистоту помыслов и здоровье плоти». Братья служители носили чёрные или коричневые тащи, что было отличительным признаком их более низкого социального статуса. Женатые тоже могли присоединяться к ордену, однако носить белые одежды им не разрешалось. После смерти тамплиера его имущество передавалось братству, а вдове выделялась некая доля, которая должна была обеспечивать её существование. Однако она добровольно должна была покинуть свой дом, поскольку братья, давшие обет безбрачия, не могли оставаться в одном доме с женщиной. Тамплиеров не посвящали в духовный сан, и они в качестве духовников сперва пользовались услугами не состоявших в ордене священников, однако в течение 12 века внутри ордена сформировалась ещё одна категория братьев — священники-капелланы. Подобно прочим крупным монашеским орденам, орден тамплиеров получил право на владение собственностью: «А потому, рассудили мы по справедливости, раз Вы называетесь защитниками Храма… то должны иметь и дома, и земли, и слуг, и сервов, справедливо править ими и пользоваться всеми прочими юридическими и церковными правами». Тамплиеры, присутствовавшие на Соборе в Труа, сразу же открыли во Франции и в Англии энергичную и весьма успешную кампанию по вербовке в орден, для чего большая их часть, подобно Годфруа де Сент Омеру, отправилась на родину. Гуго де Пейн посетил Шампань, Анжу, Нормандию и Фландрию, а также — Англию и Шотландию. Помимо множества неофитов, орден получил щедрые пожертвования в виде земельных владений, что обеспечило ему солидное экономическое положение на Западе, особенно во Франции, и подтвердило его изначальную «национальную» принадлежность — т.е. орден прежде всего считался французским. Однако весьма скоро идея присоединения к этому духовно рыцарскому ордену захватила также и Лангедок, и Пиренейский полуостров, где близость враждебно настроенных мусульман заставляла местное население возлагать надежды в первую очередь на крестоносцев. Популярность ордена «рыцарей монахов» в 12 веке можно проиллюстрировать тем, что военные функции были приданы и ордену госпитальеров, ранее, ещё в 70-е годы 11 века, созданному на Востоке исключительно в благотворительных целях, а также учреждением подобных рыцарских орденов в Испании и Португалии, где в 1164-1170 гг. появились ордена Калатрава, Сантьяго и Алькантара, а в 1198 года в Палестине был официально учреждён понтификом Иннокентием Третьим Тевтонский орден. Орден тамплиеров активно расширял рамки своей деятельности также благодаря тесному сотрудничеству с Бернаром Клервоским. В начале 30-х годов 12 века именно он по просьбе Гуго де Пейна написал трактат, оправдывавший существование «сражающихся монахов». В определённом смысле основной его целью было «воспеть хвалу новому рыцарству» и заразить этой идеей различных христианских правителей Запада. Тамплиер в трактате Бернара Клервоского был «рыцарем без страха и упрёка, у которого тело укрыто латами, а душа — преданностью истинной вере. Не ведая сомнений, владея этим двойным оружием, он не страшится ни человека, ни дьявола, ни даже самой смерти — ведь он издавна возжелал её для себя». И вот почему: «Война во имя благородной цели не может иметь порочных результатов, как и война неправедная не может быть сочтена делом благородным». Это утверждение Бернар Клервоский иллюстрирует примерами из жизни светских рыцарей того времени, занятых распрями и междоусобицами. «Вы покрываете лошадей своих шелками, под роскошью одежд прячете свои благородные доспехи; Вы украшаете без устали свои знамена, щиты и седла; у Вас позолоченные шпоры, а упряжь украшена ещё и драгоценными каменьями, и вот, окружённые богатством и роскошью, Вы с преступным недомыслием и позорным рвением спешите навстречу глупой погибели. Неужели всё это — качества истинного рыцаря? Более подходят они, по моему, тщеславной и глупой женщине!» Причины войн, в которых участвовали эти рыцари, были, с точки зрения Бернара Клервоского, самыми заурядными и часто весьма легкомысленными, возникая из-за вспышек неразумного гнева, из-за тщеславных ли побуждений или корысти. Рыцари храмовники ничем не украшали себя — напротив, проявляли полное равнодушие к своей внешности и часто бывали немыты, грязны, покрыты пылью, с нечёсаными волосами и обгоревшими на Солнце лицами. Мечей без особой на то причины они не обнажали, ибо главной их целью была борьба с неверными, они могли даже убивать злодеев, ибо это считалось «не убийством, но искоренением зла». Поскольку помыслы их были чисты, они не ведали страха и бросались в бой с врагами, каковы бы ни были шансы на победу, словно перед ними всего лишь безобидные агнцы. Св. Бернар (Клервоский) весьма чётко уловил основные настроения в отношении к тамплиерам в первой половине 12 века. В то время тамплиеры были весьма малообразованными людьми, не имевшими склонности к созерцательной мирной жизни, какую вели монахи в обычных орденах; их основным умением и занятием была война, а в орден их привлекала возможность сочетать высокую боевую активность с возможным и вероятным отпущением всех грехов, которое обеспечивал им орден. Тамплиеры являлись носителями многих потаённых верований, устремлений и даже инстинктов, которые подвигли людей и на участие, например, в Первом крестовом походе. В некотором роде они служили живым оправданием крестовых походов вообще, и до тех пор, пока христиане Запада сохраняли веру в праведность своих действий на Востоке, духовно рыцарским орденам оказывалась всемерная поддержка — земельной собственностью, деньгами и людьми. Однако подобный успех таил в себе определённые внутренние опасности. Если христиане и нуждались в некоей персонификации крестовых походов в виде реально существующего военного ордена, которому они могли оказывать щедрую поддержку, то не менее нуждались они и, так сказать, в козле отпущения, на которого можно было изливать свой гнев, когда идея крестовых походов несколько потускнела. Тамплиеры были неразрывно связаны с крестовыми походами, и благополучие ордена росло или уменьшалось вместе с этим движением. Понтификат также с восторгом приветствовало создание нового ордена. С 1139 по 1145 год были изданы три буллы, определявшие отношения ордена с понтификатом и белым духовенством. В булле «Omne datum optimum» от 29 марта 1139 года был одобрен и утвержден Устав тамплиеров, а сам орден и обители братства взяты под покровительство понтифика. Эта булла также предоставляла ордену право свободно пользоваться награбленной у неверных добычей, позволяла тамплиерам иметь своего священника в каждом замке или крепости и отправлять свои обряды, в том числе и похоронные, в любом храме, а первым лицам ордена разрешала исключать из рядов братства бесполезных или недостойных его членов. Буллой запрещалось выбирать великого магистра не из числа самих тамплиеров и вносить изменения в Устав; последнее можно было делать только с согласия великого магистра и общего собрания братства; запрещалось также требовать, чтобы тамплиеры приносили вассальную клятву, и взимать с ордена церковную десятину. Булла «Milites Templi» от 9 января 1144 года даровала отпущение грехов жертвователям в пользу ордена и разрешала совершать богослужения на территории, временно подвергшейся интердикту, когда там присутствовали сборщики ордена. Булла «Milicia Dei» от 7 апреля 1145 года разрешила ордену строить собственные часовни и хоронить умерших в освящённой земле. Рост числа рыцарских орденов явился частью более широкого явления — возрождения монашеских братств, что наиболее ярко отразилось в возникновении картезианского и цистерцианского орденов. Первый крестовый поход существенно способствовал религиозному воодушевлению, охватившему всё западное общество в целом, благодаря чему были созданы предпосылки для расцвета орденов. Ничего удивительного, что вскоре и сами крестоносцы стали создавать свои ордены. К середине 12 века их материальное благополучие и успех были очевидны всем. Тамплиеры владели землями и сервами, скотом и мельницами, давильными прессами и вересковыми пустошами, где паслись бесчисленные стада овец; владели они и ценными бумагами. Весьма скоро численность самих рыцарей монахов уже не шла ни в какое сравнение с громадной армией чиновников, бальи, ремесленников, слуг и сторонних благодетелей ордена, которые либо вступали в ряды тамплиеров, либо были тесно связаны с ними. Европейские земельные владения тамплиеров надёжно обеспечивали экспансию на Восток, поставляя для неё как людей, так и денежные средства (так называемые responsions). Очень скоро орден стал финансировать также светских крестоносцев. Принятие на себя роли банкира было для ордена вполне естественно, ибо в монастырях всегда по традиции скапливались огромные средства, передаваемые туда на хранение, так что тамплиеры имели возможность давать деньги в долг. Было у них и ещё одно преимущество — они владели многочисленными замками и крепостями как на Западе, так и в Святой Земле, где в безопасности хранились деньги, боны и долговые расписки, а при необходимости переправить деньги всегда имелась вооруженная охрана. Во время Второго крестового похода тамплиеры одолжили Людовику Двенадцатому огромную сумму — 30000 солидов; а когда в 1190 года Филипп Второй отправился в свой крестовый поход, то отдал распоряжение, чтобы во время его отсутствия все подати, собранные в королевском домене, поступали на хранение тамплиерам Парижа. Таким образом, в 12 веке орден превратился в некую международную корпорацию, имевшую в своём распоряжении как обширные земли, так и крупные суммы денег, принадлежавшие коронованным особам и высокопоставленным лицам христианских государств. Однако прежде всего орден предназначен был для защиты заморских территорий этих государств на Востоке. В 1172 года некто Тео Дорих, совершавший паломничество в Иерусалим, описал свои впечатления с наивным ужасом и восторгом: «Трудно даже представить себе, сколь велико могущество и богатство тамплиеров — они и госпитальеры властвуют почти во всех городах и селеньях некогда весьма богатой страны иудеев… и повсюду высятся их замки, где обитают сами рыцари и их войска; известно также, что и в иных странах у них имеется множество земельных владений». Казалось совершенно естественным, что в том же году английский король Генрих Второй Плантагенет передал тамплиерам на хранение крупную сумму денег в качестве штрафа за убийство Бекета, и этой суммы хватило на содержание двух сотен рыцарей в Святой Земле в течение года. В завещании этого короля в 1182 года орденам тамплиеров и госпитальеров также было пожаловано по 5000 серебряных марок каждому, а их великие магистры назначались хранителями ещё одной крупной суммы в 5000 марок за охрану стен Иерусалима. Круг обязанностей рыцарских орденов ещё более расширился в 13 веке, ибо слабые или живущие за границей и мало интересовавшиеся делами собственного государства правители имели недостаточно власти, тогда как, особенно во второй половине столетия, высшее баронство заморских территорий сочло чересчур сложным и дорогостоящим для себя содержание укреплённых замков, столь необходимых для защиты прилегавшей к замкам территории, и лишь рыцарские ордена имели достаточно средств, чтобы должным образом выполнять эту функцию. Так, в 1217/18 годах тамплиеры построили огромный Замок Паломников на морском побережье между Хайфой и Кесарией (Цезареей), а в 1240 года начали восстанавливать Сафед в Галилее. Тамплиеры также славились как воины; именно благодаря военному искусству отряда тамплиеров, сопровождавшего Людовика Двенадцатого во Втором крестовом походе в 1147/48 годах, король вообще сумел достигнуть Святой Земли. Семьдесят лет спустя Жак де Витри, епископ Акра, так охарактеризовал этих воинов: «По приказу своего командира они вступали в бой и продолжали биться отважно и смело, сохраняя боевой порядок и не поддаваясь искушению вступить в беспорядочную схватку с противником, так что, первыми начав битву, отступали последними… вот почему они вызывали такой ужас у врагов веры Христовой — ведь они в одиночку способны были выступить против тысячи, а вдвоём могли преследовать десять тысяч». Мусульмане также прекрасно сознавали, сколь огромен вклад тамплиеров в реальную защиту христианства. Арабский историк Ибн ал Асир, наиболее внимательный исследователь и летописец деятельности Саладина, считал тамплиеров и госпитальеров «сердцевиной и движущей силой войска франков». После победы над франками при Тивериадском озере в 1187 года обычно довольно милосердный Саладин приказал отрубить головы пленным тамплиерам и госпитальерам, ибо они «проявили большее рвение в бою, чем все остальные франки», и ему хотелось избавить свой народ от столь свирепых противников. Рост численности тамплиеров был отражён в Уставе. Примерно в 40-е годы 12 века Устав был переведён на французский язык, и в него были добавлены новые правила, связанные с изменением конкретной ситуации. Французский вариант Устава подчёркивает иерархическое строение ордена во главе с великим магистром и его заместителем сенешалем. Владения ордена подразделяются на приорства. Десять из них названы в Уставе: Иерусалим, Триполи, Антиохия, Франция, Англия, Пуату, Анжу, Португалия, Апулия и Венгрия. В каждом имелись свой собственный магистр и командор, возглавлявшие местное братство. В 13 веке была создана новая должность — генеральный досмотрщик ордена; он подчинялся лишь великому магистру. Должность эта была создана в чисто практических целях: генеральный досмотрщик должен был выполнять функции командора всех владений тамплиеров на Западе. В руках великого магистра ордена сосредоточились невероятная власть и богатство; все члены братства обязаны были безоговорочно ему подчиняться; и хотя большая часть особо важных решений должна была приниматься на собраниях, однако, видимо, состав участников этих собраний сам по себе уже во многом зависел от воли и желания великого магистра, ибо один лишь сенешаль имел право присутствовать на них без его разрешения. Если великий магистр умирал, его преемник избирался на особом собрании братьев и в полном соответствии с весьма сложными правилами Устава. Подобные генеральные собрания ордена происходили в Иерусалиме, и на них решались наиболее важные вопросы, однако проводились и еженедельные собрания братьев, обязательные для всех и происходившие в приорствах. На этих собраниях рассматривались текущие дела, в частности, выносились наказания нарушителям Устава в соответствии с его предписаниями. Чаще всего налагались лишь лёгкие епитимьи, а серьёзные преступления, такие, как симония, предательство, ересь, содомия или раскрытие тайн ордена, передавались на рассмотрение в более высокие инстанции. Еженедельные собрания также имели право представлять кандидатов на поступление в орден. Если с данной кандидатурой была согласна большая часть братства, собрание принимало её, и, после того как вступающий в «орден подтверждал своё желание стать тамплиером, его экзаменовали двое или трое старших братьев. «Им следовало спросить его, нет ли у него любимой женщины, жены или невесты и не давал ли он клятвы верности или иных обетов другому ордену; также необходимо было выяснить, нет ли у него долгов, которые он не в состоянии уплатить, здоров ли он телом и не имеет ли скрытых недугов, а также — не является ли он чьим либо сервом». Затем кандидат призывался к великому магистру или одному из его заместителей, где его наставляли примерно так: Добрый брат, ты просишь о великом, ибо тебе видна лишь внешняя сторона нашей жизни — прекрасные лошади, которыми мы владеем, и великолепная упряжь, и вкусные яства, и дивные напитки, и красивые одежды, так что тебе кажется, что, вступив в члены братства, жить ты будешь легко и приятно. Но не ведаешь ты тех суровых заповедей, которым подчиняемся мы в братстве своём: и самое сложное для тебя, привыкшего распоряжаться собой по своему усмотрению, стать рабом Господним и верно служить лишь Ему одному. Затем неофит давал обет безбрачия, послушания и бедности, обещая во всём следовать Уставу и обычаям святого братства и до конца жизни с оружием в руках защищать Святую Землю. Неофиту накидывали на плечи плащ тамплиера, и каждый из братьев с пением псалмов и молитв подходил к нему и целовал его в губы. И всё же, если тогдашнее общество и способно было без ущерба для себя «переварить» не слишком большую группу одетых в лохмотья христиан идеалистов, то орден такой величины и могущества, как тамплиеры, не мог существовать долго, не вступая в конфликт с представителями знати, особенно когда данные ордену понтификом римским привилегии, всенародное уважение и экономические успехи возымели следствием признаки свободомыслия и даже некоего высокомерия его членов. Папские привилегии обеспечивали тамплиерам независимость от местного духовенства, а также — теоретически — и от светской власти. Подобное положение вещей весьма возмущало, например, Вильгельма Тирского, считавшего, что тамплиеры слишком озабочены воплощением в жизнь собственных корыстных целей и чересчур небрежно выполняют предписанные им патриархом Иерусалимским обязанности, не повинуясь его воле, хотя именно благодаря его поддержке в первую очередь и получили возможность создать свой орден, тогда как всем известно, что «смирение — вот истинный хранитель всех добродетелей и самостийно восходит на трон, с которого низринуто быть не может». Тамплиеры же отказывают патриарху в том послушании, какое являли их предшественники, и оскорбляют храмы Божьи тем, что отбирают у них законную десятину и первые плоды, попирая тем самым их законные права без всякого на то основания. В 1179 года на Третьем Латеранском соборе Вильгельм Тирский возглавил наступление белого духовенства на военные ордена, и Собор постановил: ограничить привилегии, полагавшиеся тамплиерам до той поры. Тамплиеры также всё чаще вызывали гнев и раздражение в народе. Уже в 1160 года понтифик был вынужден издать буллу, запрещавшую стаскивать тамплиеров с коня, оскорблять их действием или словом, и с тех пор булла эта неоднократно подтверждалась. С 1199 по 1210 года понтифик Иннокентий Третий несколько раз требовал не причинять ущерба самим тамплиерам, их слугам и их собственности и осуждал епископов, провоцировавших стычки тамплиеров с их братьями во Христе и даже посадивших кое-кого из членов ордена в тюрьму. Тамплиеры перестали быть угодны светским властям Иерусалимского королевства. Вильгельм Тирский насчитывает четыре инцидента, во время которых члены братства вступали в конфликт с верховной властью, каждый раз наихудшим образом трактуя мотивы подобного поведения тамплиеров. Так, во время осады Аскалона в 1153 года великий магистр, по слухам, помешал всем осаждавшим, кроме нескольких рыцарей тамплиеров, ворваться в город, как только пали его стены, и это чуть не привело атакующую сторону к поражению. Вильгельм Тирский отстаивает ту точку зрения, что великий магистр сделал это исключительно из желания обеспечить своему ордену возможность захватить как можно бол
|