Главная » Файлы » Библиотека » Юмор

Мысли и афоризмы
[ Скачать с сервера (64.5 Kb) ] 04.12.2009, 21:12
Шри Ауробиндо
"Мысли и афоризмы"

ДЖНЯНА

[1] В человеке есть две союзные силы: знание и мудрость. Знание - это
та часть искаженной средой истины, до которой ощупью добирается разум;
мудрость - то, что прозревает в духе око божественного видения.

[2] Вдохновение - это тонкий ручеек света, проистекающий из знания
беспредельного и вечного; оно в большей степени превосходит рассудок, чем
сам рассудок превосходит чувственное знание.

[3] Когда мне случается говорить, разум шепчет: "Я скажу то-то и
то-то"; однако, Бог изымает эти слова и с моих уст срывается нечто иное, от
чего разум трепещет.

[4] Я - не Джняни, ибо нет у меня иного знания, кроме того, что Господь
дает мне для исполнения Его трудов. Как же узнать, разумно или безумно то,
что я вижу? Нет, все не так; открывшееся моим глазам не разумно и не
безумно, а попросту истинно.

[5] Если бы люди смогли получить хотя бы мимолетный проблеск того
бесконечного наслаждения, тех совершенных сил, тех светоносных сфер
стихийного знания, того глубочайшего покоя нашего бытия, которые ожидают нас
на просторах, пока еще не достигнутых нашей животной эволюцией, они бросили
бы все и не успокоились бы до тех пор, пока не овладели бы этими
сокровищами. Но узок путь, с трудом поддаются двери, и всегда начеку страх,
недоверие и скептицизм - верные стражи Природы, не дающие нам покинуть ее
привычные пастбища.

[6] Недавно я постиг, что когда умирает рассудок, на свет появляется
Мудрость; прежде, чем пришло это освобождение, у меня было одно лишь знание.

[7] То, что люди называют знанием, есть приятие рассудком ложных
видимостей. Мудрость же проницает взором все покровы и поистине видит.

[8] Рассудок разделяет, выявляет частности и противополагает их друг
другу; Мудрость же объединяет и примиряет противоположности во всеобъемлющей
гармонии.

[9] Если ты называешь лишь свои верования знанием, а верования других -
заблуждением, невежеством или шарлатанством, ты не вправе нападать на секты,
обвиняя их в догматизме и нетерпимости.

[10] Душа знает лишь то, что она видит и что испытала; все остальное -
видимость, предрассудок и субъективное мнение.

[11] Моя душа знает, что она бессмертна. Ты же разымаешь на части
мертвое тело и торжествующе вопрошаешь: "Так где твоя душа и где твое
бессмертие?"

[12] Бессмертие - это не существование ментальной личности после
смерти, хотя она и в самом деле не умирает, но обладание в бодрствовании
нерожденной и бессмертной Сутью (Self), орудием и тенью которой является
тело.

[13] Убедительными доводами они доказали мне, что Бога нет, и я поверил
им. А потом я увидел Бога, ибо Он пришел и заключил меня в свои объятия.
Чему же мне теперь верить - чужим доводам или собственному опыту?

[14] Мне сказали: "Все это галлюцинации". Я решил выяснить, что же
такое галлюцинация, и обнаружил, что этим словом обозначают субъективное или
психическое переживание, которому не соответствует никакая объективная или
физическая реальность. Тогда я сел и подивился чудесам человеческого разума.

[15] Галлюцинация - это научный термин, который обозначает редкие
проблески истин, обычно скрытых от нас ввиду нашей чрезмерной поглощенности
материей; случайная комбинация искусных мазков художника - высочайшего и
универсального Разума, который в своем сознательном бытии задумал и, как на
холсте, воплотил этот мир.

[16] То, что люди называют галлюцинацией, есть отражение в уме и
чувствах того, что лежит за пределами нашего обычного рассудочного и
чувственного восприятия; суеверие же возникает в силу неверного истолкования
умом этих отражений. Других галлюцинаций не существует.

[17] Не уподобляйся множеству нынешних спорщиков, погребающих мысль под
мудреными словами или усыпляющих ищущего чарами формул и ученого языка. Ищи
непрестанно; найди причину того, что кажется поверхностному взгляду простой
случайностью или иллюзией.

[18] Кто-то постановил, что Бог должен быть таким-то и таким-то, или
это не Бог. По-моему же, мне дано лишь познать, что есть Бог, и я не
понимаю, как можно указывать Ему, каким Ему быть. Ибо где тот образец, по
которому мы можем судить о Нем? Подобные суждения порождены безумием нашего
эгоизма.

[19] В этой вселенной нет ничего случайного; понятие иллюзии само по
себе есть иллюзия. Человеческий разум до сих пор не породил ни одной
иллюзии, которая не содержала бы в себе искаженную истину.

[20] Пока у меня был всеразделяющий ум, я отвращался от многих вещей;
после того, как я забыл о нем, я искал по всему миру уродливое и
отвратительное, но уже не мог найти ни того, ни другого.

[21] Господь открыл мне глаза; ибо я увидел благородство вульгарного,
привлекательность отвратительного, совершенство уродливого и красоту
безобразного.

[22] Христиане и вайшнавы превозносят прощение, что же касается меня, я
спрашиваю: "Что я должен простить и кому?"

[23] Бог поразил меня рукой человека; что же мне теперь, сказать: "Я
прощаю Тебе дерзость твою, о Господи"?

[24] Бог принес мне благо, поразив меня. Что же мне, сказать: "Я прощаю
Тебе, о Всемогущий, зло и жестокость, но больше так не делай"?

[25] Когда, изнемогая в несчастье, я называю его злом, или испытываю
ревность и разочарование, я знаю, что во мне вновь пробуждается вечный
глупец.

[26] Когда я вижу, как страдают другие, я чувствую себя несчастным, но
мудрость, не мне принадлежащая, видит, как при этом совершается благо, и
благословляет.

[27] Сэр Филип Сидни сказал как-то о преступнике, которого вели на
казнь: "Если бы не милость Божья, это шел бы сэр Филип Сидни". Будь он
мудрее, он бы сказал: "Вот, по милости Божьей, идет сэр Филип Сидни".

[28] Господь - великий и жестокий Мучитель, потому что Он любит. Вам
этого не понять, ведь вы не видели Кришну и не принимали участия в Его
играх.

[29] Наполеона называли тираном и имперским головорезом; мне же виделся
воинственный Бог, шагающий по Европе.

[30] Я забыл, что такое порок и что - добродетель; я вижу только Бога,
Его игру во вселенной и Его волю в человечестве.

[31] Я видел дитя, играющее в грязи, и то же самое дитя, умытое матерью
и сияюще чистое, но каждый раз меня охватывал трепет перед его совершенной
чистотой.

[32] Того, к чему я стремлюсь или что считаю правильным, не происходит;
из этого ясно следует, что нет Всемудрого, который управлял бы миром, а есть
лишь слепой Случай или жестокий Произвол.

[33] Атеист - это Бог, играющий с Собою в прятки; но отличается ли от
него теист? Что ж, пожалуй, ибо он увидел тень Бога и ухватился за нее.

[34] О Вселюбящий, порази меня! Если Ты не сделаешь этого сейчас же, я
буду знать, что Ты не любишь меня.

[35] Благословенно будь, о Несчастье; ибо ты открыло мне лик моего
Возлюбленного.

[36] Люди до сих пор влюблены в скорбь; когда они видят того, кто выше
горя и радости, они проклинают его и кричат: "О ты, бесчувственный!" Именно
поэтому Христос до сих пор распят на кресте в Иерусалиме.

[37] Люди влюблены в грех; когда они видят того, кто выше порока и
добродетели, они проклинают его и кричат: "О, ты попиратель основ,
бессовестный и безнравственный!" Именно поэтому Шри Кришна все еще не живет
во Вриндаване.

[38] Некоторые утверждают, что Кришны никогда не было, что он миф. Они
имеют в виду на Земле; потому что если бы Вриндавана не существовало вообще,
не была бы написана Бхагавадгита.

[39] Поразительно! - немцы опровергли существование Христа; и тем не
менее, его распятие до сих пор остается более значительным историческим
событием, чем смерть Цезаря.

[40] Порой приходишь к мысли, что подлинное значение имели лишь те
события, которых никогда не было; ибо в сравнении с ними все исторические
свершения кажутся какими-то тусклыми и незначительными.

[41] История знает четыре великих события: осада Трои, жизнь и распятие
Христа, изгнание Кришны во Вриндаване и его беседа с Арджуной на поле
Курукшетра. Осада Трои породила Элладу, изгнание во Вриндаване породило
религию преданности и любви (ибо прежде были только медитация и поклонение),
Христос со своего креста научил Европу человеколюбию, беседе на поле
Курукшетра еще предстоит освободить человечество. И тем не менее, говорят,
что ни одного из этих четырех событий не было.

[42] Говорят, что Евангелия - это вымысел, а Кришна - творение поэтов.
В таком случае, возблагодарим Господа за этот вымысел и низко поклонимся
творцам.

[43] Если Господь назначил мне место в аду, то непонятно, зачем я
должен стремиться к небесам. Он лучше знает,что нужно для моего
благополучия.

[44] Если Господь влечет меня в небеса, то, даже если Он другой рукой
пытается удержать меня в аду, я должен стремиться ввысь.

[45] Истинны лишь те мысли, противоположные которым равно истинны в
свой срок и в своей области; бесспорные догмы - самые опасные разновидности
лжи.

[46] Логика - худший враг Истины, как ханжество - худший враг
добродетели; ибо первая не видит своих заблуждений, а второе - своего
несовершенства.

[47] Погруженный в сон Неведения, приходил я к месту, где собирались
для медитации святые люди, но общество их казалось мне скучным, а само место
- сущей тюрьмой; когда же я пробудился, Господь заключил меня в тюрьму и
сделал ее местом медитации и уготованной встречи с Ним.

[48] Когда я с удовольствием дочитывал до конца скучную книгу, понимая
при этом все совершенство ее скуки, я знал, что ум мой бывал покорен.

[49] Я знал, что ум мой бывал покорен, когда он восхищался красотой
безобразного, ясно понимая при этом, почему другие испытывают к тому же
самому отвращение или ненависть.

[50] Ощущать и любить Бога красоты и добра в уродливом и злом и при
этом стремиться в совершенной любви своей исцелить последние от уродства и
зла - вот подлинная добродетель и нравственность.

[51] Ненавидеть грешника - самый большой грех, ибо это значит
ненавидеть Бога; однако же, впадающий в него упивается своей высочайшей
добродетелью.

[52] Когда я слышу слова "праведный гнев", меня поражает способность
человека к самообману.

[53] Удивительно: люди могут любить Бога, но не в силах полюбить
человечество. Кого же, собственно, они любят?

[54] Раздоры между религиозными сектами похожи на спор кубков о том,
который из них единственно достоин содержать нектар бессмертия. Пусть себе
спорят, мы же должны вкусить сам нектар, неважно из какого кубка, и достичь
бессмертия.

[55] Вы говорите, в каждом кубке напиток имеет свой привкус. Но ведь
это только вкус; что может лишить нектар бессмертия его силы?

[56] Стань безбрежным во мне, о Варуна; прояви свою мощь во мне, о
Индра; будь ослепительным и светоносным, о Солнце; о Луна, исполнись
очарования и нежности. Будь яростным и внушающим ужас, о Рудра; будьте
порывистыми и стремительными, о Маруты; будь сильным и отважным, о Арьяма;
будь сладострастным и дарующим наслаждение, о Бхага; будь нежным, ласковым,
любящим и страстным, о Митра. Будь ярким и снимающим покровы, о Рассвет; о
Ночь, будь торжественной и исполненной тайного смысла. О Жизнь, будь
изобильной, щедрой и радостной; о Смерть, направляй поступь мою от обители к
обители. Приведи всех их в гармонию, о Брахманаспати. Не дай мне впасть в
рабство к этим богам, о Кали.

[57] Когда ты одерживаешь победу в диспуте, о яростный спорщик, тебя
можно только искренне пожалеть; ведь ты упустил возможность расширить свое
познание.

[58] Тигр действует согласно своей природе и не знает ничего иного -
потому он божествен и нет в нем зла. Усомнись он в себе хоть на миг, он
станет преступником.

[59] Животное, пока не развратилось, еще не отведало плодов с древа
познания добра и зла; божество отказалось от них ради древа вечной жизни;
человек же пребывает посредине между высшими небесами и низшей природой.

[60] Одно из великих утешений религии состоит в том, что время от
времени вы можете схватить Бога и задать ему хорошую трепку. Люди
насмехаются над глупостью дикарей, которые бьют своих богов всякий раз,
когда не получают ответа на молитвы; однако, сами насмешники и есть истинные
глупцы и дикари.

[61] Смерти нет. Умереть может лишь Бессмертное; то, что смертно, не
может ни родиться, ни погибнуть. Нет ничего конечного. Лишь Беспредельное
может установить свои пределы; у конечного же не может быть ни начала, ни
конца, ибо сам акт мысленного представления собственного начала и конца
служит доказательством его бесконечности.

[62] Я слушал, как глупец с важным видом нес сущий вздор, и недоумевал,
что этим хотел сказать Бог; поразмыслив немного, я увидел искаженную маску
истины и мудрости.

[63] Бог велик, - говорит магометанин. Поистине, Он столь велик, что
может позволить Себе слабость всякий раз, когда и в ней бывает
необходимость.

[64] Бог часто терпит неудачу в делах Своих; это признак Его
безграничной божественности.

[65] Поскольку Бог - велик и непобедим, Он может позволить Себе быть
слабым; Он неизменно чист, и поэтому может без ущерба для Себя вкушать
сладость греха; обладая вечным знанием о всяком наслаждении, Он может
находить наслаждение и в страдании; Он - сама мудрость, и потому Он
оставляет за Собой право на глупость.

[66] Грех - это то, что когда-то было на своем месте, а ныне оказалось
не на месте; иной греховности нет.

[67] Нет греха в человеке - лишь болезни, непроходимое невежество и
ложное применение сил и способностей.

[68] Чувство греховности было необходимо для того, чтобы человек
проникся отвращением к собственным порокам. Таким образом Бог давал человеку
возможность преодолеть эгоизм. Человек же ответил на умысел Божий тем, что,
плохо сознавая свои грехи, он слишком хорошо видит грехи других.

[69] Грех и добродетель - это игра, в которую мы играем с Богом,
сопротивляясь Его усилиям устремить нас к совершенству. Сознание собственной
добродетели помогает нам втайне лелеять свои пороки.

[70] Исследуй себя без сожаления, тогда ты станешь более милосердным и
сострадательным к другим.

[71] Мысль - это стрела, выпущенная в направлении истины; она может
поразить цель, но никогда не покроет всей мишени. Но стрелок слишком доволен
своим успехом, чтобы стремиться к чему-то большему.

[72] Признак пробуждающегося Знания - ощущение, что пока я знаю совсем
немного или ничего; и все же, если бы я мог действительно знать то, что я
знаю, я бы уже обладал всем.

[73] Когда приходит Мудрость, вот первый ее урок: "Такого понятия, как
знание, не существует; есть лишь проблески Бесконечного Божества."

[74] Практическое знание - это нечто другое; оно реально и полезно, но
ему никогда не хватает полноты. Поэтому обобщать и систематизировать хотя и
необходимо, но пагубно.

[75] Мы должны систематизировать, но даже создавая систему и
придерживаясь ее, мы всегда должны твердо помнить ту истину, что все системы
по природе своей преходящи и неполны.

[76] Европа гордится своей практической и научной организацией и
великими достижениями. Я жду, пока ее организация достигнет совершенства -
тогда дитя сокрушит ее.

[77] Гений открывает систему; человек средних способностей превращает
ее в стереотип, который разрушается с приходом нового гения. Опасно, когда
армию ведут в бой ветераны: ибо на сторону противника Бог может поставить
Наполеона.

[78] Когда наше знание свежо, оно непобедимо; когда знание стареет, оно
утрачивает свои достоинства. Так случается потому, что Бог никогда не стоит
на месте.

[79] Бог - это бесконечная Возможность. Поэтому Истина никогда не
отдыхает; и потому же Заблуждение оправдывается его детьми.

[80] Послушав некоторых верующих, можно подумать, что Бог никогда не
смеется; Гейне был близок к истине, когда прозрел в Нем божественного
Аристофана.

[81] Временами смех Бога бывает очень груб и невыносим для утонченного
слуха; Ему мало быть Мольером, Он должен быть также и Аристофаном, и Рабле.

[82] Если бы люди относились к жизни не столь серьезно, они очень скоро
смогли бы сделать ее более совершенной. Бог никогда не относится серьезно к
трудам Своим; вот почему мы видим перед собой эту прекрасную Вселенную.

[83] Стыд приносит свои восхитительные плоды, и как в эстетике, так и в
этике мы едва ли смогли бы обойтись без него; но в остальном он является
признаком слабости и свидетельством невежества.

[84] Сверхъестественное есть то, природа чего нами пока еще не
постигнута, не познана, или силами чего мы еще не овладели. Жажда чуда,
присущая человеку, указывает на то, что восхождение его еще не завершено.

[85] Не верить в сверхъестественное - рационально и благоразумно;
однако, в вере в сверхъестественное тоже есть своя мудрость.

[86] Великие святые совершали чудеса; более великие - порицали их; а
самые великие святые и порицали, и совершали их.

***

[87] Открой глаза свои и увидь, что такое мир на самом деле и что -
Бог; отбрось тщетные и приятные фантазии.

[88] Этот мир был создан Смертью, дабы она обрела жизнь. Ты хочешь
упразднить смерть? Тогда исчезнет и жизнь. Тебе не дано упразднить смерть,
но ты можешь превратить ее в более великое существование.

[89] Этот мир был создан Жестокостью, дабы она смогла возлюбить. Ты
хочешь упразднить жестокость? Тогда и любовь исчезнет. Тебе не дано
упразднить жестокость, но ты можешь преобразить ее в ее противоположность -
в неистовую Любовь и Упоение.

[90] Этот мир был создан Невежеством и Заблуждением, дабы они могли
обрести знание. Ты хочешь упразднить невежество и заблуждение? Тогда
исчезнет и знание. Тебе не дано упразднить невежество и заблуждение, но ты
можешь превратить их в высочайшую лучезарную силу, превосходящую разум.

[91] Если бы существовала только Жизнь, но не смерть, то не было бы и
бессмертия; если бы существовала только любовь, но не жестокость, то вместо
радости были бы обыденные мимолетные восторги; если бы существовал только
разум, но не невежество, то наши величайшие достижения не выходили бы за
пределы ограниченной рассудочности и житейской мудрости.

[92] Преображенная Смерть становится Жизнью, которая есть Бессмертие;
преображенная Жестокость становится Любовью, которая есть нестерпимый
экстаз; преображенное Невежество становится Светом, который простирается за
пределы мудрости и знания.

[93] Боль - это прикосновение Матери нашей, которая развивает нашу
способность к переживанию все более высокого восторга. Три ступени в ее
школе: сначала - терпение, затем - невозмутимость души и, наконец, - экстаз.

[94] Всякое отречение свершается ради большей, еще не познанной
радости. Одни отрекаются, чтобы испытать радость исполненного долга, другие
- ради радости покоя, третьи отрекаются во имя радости Господней, четвертые
- во имя радости самоистязания, твое же отречение пусть станет переходом,
ведущим к свободе и безмятежному экстазу запредельного.

[95] Лишь через совершенное отречение от желания - или через
совершенное удовлетворение желания - можно войти в самые тесные объятия
Бога, ибо и в том, и в другом случае выполняется главное условие: желание
умирает.

[96] Познай на опыте души своей истину Писаний; затем, если тебе
угодно, обоснуй и утверди истинность этого опыта логически, а потом можешь
даже опровергнуть собственные доказательства; однако, никогда не ставь под
сомнение сам свой опыт.

[97] Когда ты веришь опыту души своей и отрицаешь отличный от него опыт
другой души, знай, что Бог тебя дурачит. Разве ты не слышишь Его довольный
смех за покровами души твоей?

[98] Откровение - это непосредственное видение, непосредственное
слышание Истины или вдохновенная память о ней - дришти, шрути, смрити; это
высочайшее переживание, которое всегда можно пережить снова. Не потому, что
это сказал Бог, но потому, что это видела душа, слово Писаний является для
нас высочайшим выражением Истины.

[99] Слово Писания непогрешимо; ошибочными могут быть лишь толкования,
которые дают Писанию сердце и ум.

[100] Избегай всякой приземленности, узости и поверхностности в
религиозной мысли и религиозном опыте. Будь шире самых широких горизонтов,
будь выше самой Канчанджанги, будь глубже самых глубоких океанов.

Категория: Юмор | Добавил: NATALYA | Теги: Ауробиндо, афоризмы
Просмотров: 369 | Загрузок: 112 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: