Лекции по информатике Лекция 1. Введение в информатику Лекция 2. Общие принципы организации и работы компьютеров Лекция 3. Классификация компьютеров Лекция 4. Арифметические основы компьютеров Лекция 5. Логические основы компьютеров Лекция 6. Программное обеспечение компьютеров Лекция 7. Алгоритмы. Алгоритмизация. Алгоритмические языки Лекция 8. Технология подготовки и решения задач с помощью компьютера Лекция 9. Применения информатики и компьютерной техники Лекция 1 Введение в информатику 1.1. Что такое инфоpматика? Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика". Широко распространен также англоязычный вариант этого термина - "Сomputer science", что означает буквально "компьютерная наука". Инфоpматика - это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы ее создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности. В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием "информатика" области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации - массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей. Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима без нее. Инфоpматика - научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Ее основные направления: -pазpаботка вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения; -теоpия инфоpмации, изучающая процессы, связанные с передачей, приемом, преобразованием и хранением информации; -методы искусственного интеллекта, позволяющие создавать программы для решения задач, требующих определенных интеллектуальных усилий при выполнении их человеком (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др.); -системный анализ, заключающийся в анализе назначения проектируемой системы и в установлении требований, которым она должна отвечать; -методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа; -средства телекоммуникации, в том числе, глобальные компьютерные сети, объединяющие все человечество в единое информационное сообщество; -разнообразные пpиложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности. Информатику обычно представляют состоящей из двух частей: -технические средства; -программные средства. Технические средства, то есть аппаратура компьютеров, в английском языке обозначаются словом Hardware, которое буквально переводится как "твердые изделия". А для программных средств выбрано (а точнее, создано) очень удачное слово Software (буквально - "мягкие изделия"), которое подчеркивает равнозначность программного обеспечения и самой машины и вместе с тем подчеркивает способность программного обеспечения модифицироваться, приспосабливаться, развиваться. Программное обеспечение - это совокупность всех программ, используемых компьютерами, а также вся область деятельности по их созданию и применению. Помимо этих двух общепринятых ветвей информатики выделяют еще одну существенную ветвь - алгоритмические средства. Для нее российский академик А.А. Дородницин предложил название Brainware (от англ. brain - интеллект). Эта ветвь связана с разработкой алгоритмов и изучением методов и приемов их построения. Алгоритмы - это правила, предписывающие выполнение последовательностей действий, приводящих к решению задачи. Нельзя приступить к программированию, не разработав предварительно алгоритм решения задачи. Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. С ней связано начало революции в области накопления, передачи и обработки информации. Эта революция, следующая за революциями в овладении веществом и энергией, затрагивает и коренным образом преобразует не только сферу материального производства, но и интеллектуальную, духовную сферы жизни. Рост производства компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий приводят к значительным изменениям во всех сферах общества: в производстве, науке, образовании, медицине и т.д. 1.2. Что такое информация? Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение. Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях. В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. "Информировать" в этом смысле означает "сообщить нечто, неизвестное раньше". Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы. Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертеж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей - в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Так, сообщение, составленное на японском языке, не несет никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно. Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно. В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит. Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объем сообщения. Более развернутое представление о существе рассматриваемых вопросов дается в [11, 41, 42]. 1.3. В каком виде существует информация? Информация может существовать в самых разнообразных формах: -в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий; -в виде световых или звуковых сигналов; -в виде радиоволн; -в виде электрических и нервных импульсов; -в виде магнитных записей; -в виде жестов и мимики; -в виде запахов и вкусовых ощущений; -в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д. Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами. 1.4. Как передается информация? Информация передается в виде сообщений от некоторого источника информации к ее приемнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приемнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением. канал связи ИСТОЧНИК -----------® ПРИЕМНИК Примеры: -сообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передается приемнику (телезрителю) от источника - специалиста-метеоролога посредством канала связи - телевизионной передающей аппаратуры и телевизора; -живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т.д.) воспринимает информацию из внешнего мира, перерабатывает ее в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности. Передача информации по каналам связи часто сопровождается воздействием помех, вызывающих искажение и потерю информации. 1.5. Как измеряется количество информации? Какое количество информации содержится, к примеру, в тексте романа "Война и мир", в фресках Рафаэля или в генетическом коде человека? Ответа на эти вопросы наука не дает и, по всей вероятности, даст не скоро. А возможно ли объективно измерить количество информации? Важнейшим результатом теории информации является вывод: В определенных, весьма широких условиях можно пренебречь качественными особенностями информации, выразить ее количество числом, а также сравнить количество информации, содержащейся в различных группах данных. В настоящее время получили распространение подходы к определению понятия "количество информации", основанные на том, что информацию, содержащуюся в сообщении, можно нестрого трактовать в смысле ее новизны или, иначе, уменьшения неопределенности наших знаний об объекте. Так, американский инженер Р. Хартли (1928 г.) процесс получения информации рассматривает как выбор одного сообщения из конечного наперед заданного множества из N равновероятных сообщений, а количество информации I, содержащееся в выбранном сообщении, определяет как двоичный логарифм N. Формула Хартли: I = logN. Допустим, нужно угадать одно число из набора чисел от единицы до ста. По формуле Хартли можно вычислить, какое количество информации для этого требуется: I = log2>100 " 6,644. То есть сообщение о верно угаданном числе содержит количество информации, приблизительно равное 6,644 единиц информации. Приведем другие примеры равновероятных сообщений: -при бросании монеты: "выпала решка", "выпал орел"; -на странице книги: "количество букв четное", "количество букв нечетное". Определим теперь, являются ли равновероятными сообщения "первой выйдет из дверей здания женщина" и "первым выйдет из дверей здания мужчина". Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, о каком именно здании идет речь. Если это, например, станция метро, то вероятность выйти из дверей первым одинакова для мужчины и женщины, а если это военная казарма, то для мужчины эта вероятность значительно выше, чем для женщины. Для задач такого рода американский ученый Клод Шеннон предложил в 1948 г. другую формулу определения количества информации, учитывающую возможную неодинаковую вероятность сообщений в наборе. Формула Шеннона: I = – ( p1> log p + p log p + . . . + p log p ), где pi - вероятность того, что именно i-е сообщение выделено в наборе из N сообщений. Легко заметить, что если вероятности p, ..., p равны, то каждая из них равна 1/N, и формула Шеннона превращается в формулу Хартли. Помимо двух рассмотренных подходов к определению количества информации, существуют и другие. Важно помнить, что любые теоретические результаты применимы лишь к определенному кругу случаев, очерченному первоначальными допущениями. В качестве единицы информации условились принять один бит (англ. bit - binary, digit - двоичная цифра). Бит в теории информации - количество информации, необходимое для различения двух равновероятных сообщений. А в вычислительной технике битом называют наименьшую "порцию" памяти, необходимую для хранения одного из двух знаков "0" и "1", используемых для внутримашинного представления данных и команд. Бит - слишком мелкая единица измерения. На практике чаще применяется более крупная единица - байт, равная восьми битам. Именно восемь битов требуется для того, чтобы закодировать любой из 256 символов алфавита клавиатуры компьютера (256=28>). Широко используются также еще более крупные производные единицы информации: -1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210> байт, -1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220> байт, -1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230> байт. В последнее время в связи с увеличением объемов обрабатываемой информации входят в употребление такие производные единицы, как: -1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240> байт, -1 Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт = 250> байт. За единицу информации можно было бы выбрать количество информации, необходимое для различения, например, десяти равновероятных сообщений. Это будет не двоичная (бит), а десятичная (дит) единица информации. 1.6. Что можно делать с информацией? Информацию можно: -создавать; -передавать; -воспринимать; -иcпользовать; -запоминать; -принимать; -копировать; -формализовать; -распространять; -преобразовывать; -комбинировать; -обрабатывать; -делить на части; -упрощать; -собирать; -хранить; -искать; -измерять; -разрушать; -и др. - Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами. 1.7. Какими свойствами обладает информация? Свойства информации: -достоверность; -полнота; -ценность; -своевременность; -понятность; -доступность; -краткость; -и др. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестает отражать истинное положение дел. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п. Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдет применение в каких-либо видах деятельности человека. Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она еще не может быть усвоена), так и ее задержка. Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация. Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях. Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях. 1.8. Что такое обработка информации? Обработка информации – получение одних информационных объектов из других информационных объектов путем выполнения некоторых алгоритмов [15]. Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения объема и разнообразия информации. Средства обработки информации - это всевозможные устройства и системы, созданные человечеством, и в первую очередь, компьютер - универсальная машина для обработки информации. Компьютеры обрабатывают информацию путем выполнения некоторых алгоритмов. Живые организмы и растения обрабатывают информацию с помощью своих органов и систем. 1.9. Что такое информационные ресурсы и информационные технологии? Информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство. Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно- конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др. [42]. Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов - трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют. Информационная технология - это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации. Человечество занималось обработкой информации тысячи лет. Первые информационные технологии основывались на использо-вании счетов и письменности. Около пятидесяти лет назад началось исключительно быстрое развитие этих технологий, что в первую очередь связано с появлением компьютеров. В настоящее время термин "информационная технология" употребляется в связи с использованием компьютеров для обработки информации. Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и, отчасти, - бытовую электронику, телевидение и радиовещание. Они находят применение в промышленности, торговле, управлении, банковской системе, образовании, здравоохранении, медицине и науке, транспорте и связи, сельском хозяйстве, системе социального обеспечения, служат подспорьем людям различных профессий и домохозяйкам. Народы развитых стран осознают, что совершенствование информационных технологий представляетсамую важную, хотя дорогостоящую и трудную задачу. В настоящее время создание крупномасштабных информационно-технологических систем является экономически возможным, и это обусловливает появление национальных исследовательских и образовательных программ, призванных стимулировать их разработку. 1.10. Что понимают под информатизацией общества? Информатизация общества - организованный социально-экономический и научно- технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [53]. Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда. Информатизация - это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др. 1.11. Вопросы для самоконтроля 1.1. Что означает термин "информатика" и каково его происхождение? 1.2. Какие области знаний и административно-хозяйственной деятельности официально закреплены за понятием "информатика" с 1978 года? 1.3. Какие сферы человеческой деятельности и в какой степени затрагивает информатика? 1.4. Назовите основные составные части информатики и основные направления ее применения. 1.5. Что подразумевается под понятием "информация" в бытовом, естественно-научном и техническом смыслах? 1.6. Какие формы существования информации Вы можете назвать? 1.7. Приведите примеры знания фактов и знания правил. Назовите новые факты и новые правила, которые Вы узнали за сегодняшний день. 1.8. От кого (или чего) человек принимает информацию? Кому передает информацию? 1.9. В каких формах человек передает и принимает информацию? 1.10. Где и как человек хранит информацию? 1.11. Что необходимо добавить в систему "источник информации - приемник информации", чтобы осуществлять передачу сообщений? 1.12. Какие типы действий выполняет человек с информацией? 1.13. Приведите примеры ситуаций, в которых информация а) создается; д) копируется; и) передается; б) обрабатывается; е) воспринимается; к) разрушается; в) запоминается; ж) измеряется; л) ищется; г) делится на части; з) принимается; м) упрощается. 1.14. Приведите примеры обработки информации человеком. Что является результатами этой обработки? 1.15. Приведите примеры информации: -а) достоверной и недостоверной; -б) полной и неполной; -в) ценной и малоценной; -г) своевременной и несвоевременной; -д) понятной и непонятной; -е) доступной и недоступной для усвоения; -ж) краткой и пространной. 1.16. Назовите системы сбора и обработки информации в теле человека. 1.17. Приведите примеры технических устройств и систем, предназначенных для сбора и обработки информации. 1.18. От чего зависит информативность сообщения, принимаемого человеком? 1.19. Почему количество информации в сообщении удобнее оценивать не по степени увеличения знания об объекте, а по степени уменьшения неопределенности наших знаний о нем? 1.20. Как определяется единица измерения количества информации? 1.21. В каких случаях и по какой формуле можно вычислить количество информации, содержащейся в сообщении? 1.22. Почему в формуле Хартли за основание логарифма взято число 2? 1.23. При каком условии формула Шеннона переходит в формулу Хартли? 1.24. Что определяет термин "бит" в теории информации и в вычислительной технике? 1.25. Приведите примеры сообщений, информативность которых можно однозначно определить. 1.26. Приведите примеры сообщений, содержащих один (два, три) бит информации. 1.12. Упражнения 1.1. Запишите множество вариантов загорания двух светофоров, расположенных на соседних перекрестках. [ Ответ ] 1.2. Три человека, Иванов, Петров и Сидоров, образуют очередь. Запишите все возможные варианты образования этой очереди. [ Ответ ] 1.3. Назовите все возможные комбинации из двух различных нот (всего нот семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си). [ Ответ ] 1.4. Пусть голосуют 3 человека (голосование "да"/"нет"). Запишите все возможные исходы голосования. [ Ответ ] 1.5. Предположим, что имеются 3 автомобильные дороги, идущие от Парижа до Тулузы, и 4 - от Тулузы до Мадрида. Сколькими способами можно выбрать дорогу от Парижа в Мадрид через Тулузу? Попытайтесь найти систематический метод для последовательного нахождения решения так, чтобы можно было составить список способов, не пропустив ни одного из них. [ Ответ ] 1.6. Поезд находится на одном из восьми путей. Сколько бит информации содержит сообщение о том, где находится поезд? [ Ответ ] 1.7. Сколько существует различных двоичных последовательностей из одного, двух, трех, четырех, восьми символов? [ Ответ ] 1.8. Каков информационный объем сообщения "Я помню чудное мгновенье" при условии, что один символ кодируется одним байтом и соседние слова разделены одним пробелом? [ Ответ ] 1.9. Определите приблизительно информационный объем: -а) этой страницы книги; -б) всей книги; -в) поздравительной открытки. 1.10. Сколько бит необходимо, чтобы закодировать оценки: "неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо" и "отлично"? [ Ответ ] 1.11. Сколько различных символов, закодированных байтами, содержится в сообщении: 1101001100011100110100110001110001010111 ? [ Ответ ] 1.12. Сколько байт памяти необходимо, чтобы закодировать изображение на экране компьютерного монитора, который может отображать 1280 точек по горизонтали и 1024 точек по вертикали при 256 цветах? [ Ответ ] 1.13. Решите уравнение: 8x> (бит) = 32 (Кбайт). [ Ответ ] 1.14. Решите систему уравнений ж 2 (бит) = 8y-5> (Кбайт), н и 22y-1> (Мбайт) = 16 (бит). [ Ответ ] 1.15. Определите правила формирования приведенных ниже последовательностей и вставьте пропущенные числа [49]: а) 1, 3, 5, ..., 9; ж) 128, 64, 32, ..., 8; н) 15 (27) 42 б) 20, 15, ..., 5; з) 4, 9, 17, 35, ..., 139; 30 (...) 55; в) 1, 2, 4, ..., 16; и) 1, 2, 2, 4, 8, ..., 256; о) 10 (50) 15 г) 1, 4, 9, ..., 25; к) 2, 3, 10, 15, ..., 35; 17 (...) 20; д) 1, 8, 27, ..., 125; л) 1, 3, 3, 9, ..., 6561; п) 143 (56) 255 е) 1, 2, 6, ..., 120; м) к, о, ж, з, г, ..., ф; 218 (...) 114. [ Ответ ] Лекции по информатике Лекция 2 .....
|