Главная » Файлы » Библиотека » Психология

Критика психоанализа с точки зрения времяоники
[ Скачать с сервера (4.9 Kb) ] 16.01.2010, 18:48
Емельянов Вадим Юрьевич

Критика психоанализа с точки зрения времяоники

Недовольство психоанализом.

Психоанализ сегодня занял лидирующие позиции в мировоззрении современного
человека. Все было бы хорошо, но психоанализ взялся объяснять и высшие
культурные устремления человека и тут, на наш взгляд он оказался однобок.

К религии у Зигмунда Фрейда было пренебрежительное отношение. "На
особую значимость претендует тот случай, когда множество людей совместными
усилиями пытаются обеспечить себе счастье и защиту от страданий путем
иллюзорного преобразования действительности".

В общем-то, многое у Зигмунда правильно, и про сублимацию, и про
необоснованные страхи, но все его конструкции не объясняют феномен веры.

"Мне кажется неопровержимым, — пишет Фрейд, — выведение
религиозных нужд из детской беспомощности и связанного с нею обожания отца. Тем
более что это чувство не только проистекает из детства, но и в дальнейшем
поддерживается страхом перед всемогуществом судьбы. Мне трудно привести другой
пример столь же сильной в детстве потребности, как нужда в отцовской защите.
Поэтому роль "океанического" чувства второстепенна, оно могло бы
служить только восстановлению безграничного нарциссизма. Мы в состоянии четко
проследить первоисточники религиозных воззрений — вплоть до чувства
детской беспомощности. За ним может скрываться что-нибудь еще, но пока все это
окутано густым туманом". Пришло время развеять туман. Раскрыть
первоисточник религиозных воззрений. Выведение религиозных нужд из детской
беспомощности мне не кажется таким уж неопровержимым.

Если мы взглянем на религиозные откровения разных времен и народов, то
прежде всего удивимся обилию в них пророков, предсказывающих будущее. Даже
простое перечисление пророков различных культур заняло бы здесь много места.
Вот истиный исток религиозности. Даже если учесть, что большинство гадалок
— шарлатаны.

Статистика может засвидетельствовать существование вне вневременного
информационного обмена. Нужно лишь выявить степень вероятности появления
каждого верного предсказания.

Жене Юлия Цезаря — Кальпурнии — приснилась картина убийства ее
мужа. Через три дня Юлий Цезарь был заколот кинжалом в Сенате.

Английский король Ричард III увидел во сне, что он погиб в бою. На
следующий день это случилось в реальности — король был убит на поле битвы
при Босворте в 1485 году.

Епископ Йозеф Ланий увидел во сне, как застрелили австрийского эрцгерцога
Франца-Фердинанда. Это убийство произошло буквально на следующий день и
послужило толчком к началу Первой мировой войны.

Эдвард Кейс заранее назвал точную дату землетрясения в Калифорнии, которое
произошло в 1906 году и разрушило Сан-Франциско.

Данте в своей “Божественной комедии” дал точное описание
созвездия Южный Крест, о котором в те годы совершенно точно не могли знать
обитатели Северного полушария Земли. А Свифт в “Путешествии в
Лапуту” указал почти точные сведения о спутниках Марса, — их
расстояниях от этой планеты и периодах обращения, — хотя эти спутники,
Фобос и Деймос, были открыты астрономами лишь много лет спустя... " Кроме
того, они открыли две маленьких звезды или два спутника, обращающихся около
Марса, из которых ближайший к Марсу удален от центра этой планеты на
рвсстояние, равное трем ее диаметрам, а более отдаленный находится от нее на
расстоянии пяти таких же диаметров. Первый совершает свое обращение в течении
десяти часов, а второй в течении двадцати одного с половиной часа, так что
квадраты времен их обращения почти пропорциональны кубам их расстояний от
центра Марса, каковое обстоятельство с очевидностью показывает, что означенные
спутники управляются тем же самым законом тяготения, которому подчинены другие
небесные тела". Откуда взялись эти знания? Как появляются у поэта или
писателя такие сведения? Чаще всего это видения. Не зря в таких случаях
говорится о ясновидении свойственном пророкам.

Поэт и пророк конечно не одно и тоже. Но поэт может стать пророком. Об этом
пишет Пушкин в своем стихотворении "Пророк". Пророчество это и дар, и
великое бремя.

Жизнь и творчество Лермонтова также полны мистических пророчеств. Яркие
примеры — стихи: "Предсказание", "Сон". Вся жизнь его
была проникнута бунтом против неизбежности судьбы, ограничивающей свободу воли
человека.

Сны и видения играли важную роль в судьбе поэта и философа Владимира
Соловьева. За год до коронования Александра III Соловьеву приснился сон,
рассказанный им позднее князю Е.Н.Трубецкому: он видел себя едущим по длинному
ряду московских улиц, и из одного дома выходит к нему католическое духовное
лицо, у которого Соловьев попросил благословения; тот заколебался, но Соловьеву
удалось победить его сомнения ссылкой на мистическое единство вселенской
церкви, и благословение было дано. На коронование прибыл папский нунций, и с
Соловьевым наяву произошло все то, что он видел во сне, — причем совпало
в мельчайших деталях.

Но видят сны-предсказания и обычные люди. У нас нет статистики этого
явления, но есть народная молва утверждающая, что сны предсказывают в среду и
пятницу. Когда человек видит события будущего, сублимация, неврозы и так далее,
могут играть тут только второстепенную роль.

Платон в диалоге Федр пишет (Федр 244 В): “Прорицательница в Дельфах
и жрицы в Додоне в исступлении сделали много хорошего для Эллады и отдельным
людям, и целым народам, а в здравом уме — мало или вовсе ничего. И если
мы стали бы говорить о Сивилле и других, которые благодаря божественному дару
прорицания множеством предсказаний многих направили на верный путь в будущем,
то мы бы потратили слова на то, что всякому ясно. Но вот на что стоит
сослаться: древние которые давали имена вещам, не считали исступление
безобразным или позорным — иначе бы они не прозвали
“маническим” то прекрасное искусство, которое позволяет судить о
будущем. Нет, считая его прекрасным, если оно появляется по божественному
определению, они и дали ему это имя, а наши современники, по невежеству вставив
букву “т”, называют его “мантическим”. Точно так же и
тот вид гадания, когда сведущие люди пытают грядущее по птицам и другим
знамениям, в которых, словно нарочно, заключен для человеческого ума смысл и
даже знание будущих событий, древние назвали ойоноистикой [или гаданием
посредством ума], а теперь называют попросту “ойонистикой” [или
птицегаданием], с омегой ради пышности. Так вот, насколько прорицание
совершеннее и ценнее птицегадания и по имени и по существу — настолько
же, по свидетельству древних, исступление, даруемое богом, прекраснее
здравомыслия, свойственного людям.

Избавление от болезней, от крайних бедствий, от тяготевшего издревле
божьего гнева бывало найдено благодаря исступлению, появившемуся откуда-то в
некоторых родах и дававшему прорицание тем, кому это требовалось. Исступление
заставляло прибегать к молитвам и служению богам, отчего удостаивалось очищения
и посвящения в таинства и тем ограждало от напастей и на нынешнее и на будущее
время того, кем овладевало, и приносило избавление от нынешних зол подлинно
иступленным и одержимым.

Третий вид одержимости и исступления — от Муз, оно охватывает нежную
и непорочную душу, пробуждает ее, заставляет излить вакхический восторг в
песнопениях и в иных родах поэзии и, украшая несчетное множество деяний
предков, воспитывает потомков. Кто же без ниспосланного Музами исступления
подходит к порогу творчества, в уверенности, что благодаря одной сноровке
станет изрядным поэтом, тот немощен, и все созданное человеком здравомыслящим
затмится творениями исступленных.”

Феномен предвидения будущего долгое время не находил признания. Факты не
вписывались в научную картину. Отвергались наукой по идеологическим мотивам (у
науки тоже есть своя идеология, одним из элементов которой является
противостояние религии, церкви). Времена меняются. Сегодня мы как никогда
раньше можем обозреть культуры разных времен и народов, собрать факты
подтверждающие возможность предвидения будущего.

Сталкивались с предвидением будущего и психоаналитики. Швейцарский
психоаналитик Карл Юнг исследовал явления, названые им синхронизмом, —
последовательность разных, внешне не связанных друг с другом событий,
происходящих одновременно. Скажем, смерть одного человека и тревожный сон у его
близкого родственника, случившиеся одномоментно.

Подобные совпадения требовали какого-то дополнительного объяснения, кроме
утверждения о некоей “случайности”. Такой дополнительный принцип
объяснения Юнг назвал синхронистичностью. По мысли Юнга, синхронизм
основывается на универсальном порядке смысла, являющемся дополнением к
причинности.

Связь будущего с прошлым прослеживается в данном К. Юнгом понятии архетипа:
“Изначальный образ (исконный), названный мной также архетипом, всегда
коллективен, т.е. он одинаково присущ по крайней мере целым народам или эпохам.
Вероятно, главнейшие мифологические мотивы общи всем расам и всем временам;
так, мне удалось вскрыть целый ряд мотивов греческой мифологии в сновидениях и
фантазиях душевнобольных чистокровных негров.” Архетипы способны
проявляться одновременно и физически и ментально. Здесь показателен пример
— случай со Сведенборгом, упоминаемый Юнгом, когда Сведенборг пережил
видение пожара в тот самый момент, когда пожар действительно бушевал в
Стокгольме. По мнению Юнга, определенные изменения в состоянии психики
Сведенборга дали ему временный доступ к “абсолютному знанию”
— к области, где преодолеваются границы времени и пространства.

Но из факта преодоления времени и пространства следует признать расширение
психики человека, выход психических свойств за пределы человеческого тела, за
пределы его потребностей. Но психика расширяется не в пустоту. Она расширяется
в коллективное сознание. Происходит духовное общение людей. Возникает
объединенное человечество, как единый интеллектуальный организм. Под влиянием
духовного общения с людьми будущего, некоторые люди - гении совершают поступки
расцениваемые как альтруистические.

Многие писатели оказывались в своих произведениях предсказателями будущего,
и это не случайно. Ведь их слово было обращено к потомкам, а мысли читателей
обращены к писателям. Между ними возникает духовное общение. Люди обмениваются
мыслями. Писатель пишет свои мысли на бумаге. Потомки читают их и размышляют
над творением писателя. Ветер времени срывает их мысли как старые листья и
несет их в прошлое, где часть их попадает к писателю. Отсюда и таинственные
предвидения. Но, конечно, потомки обращаются своими мыслями не ко всем подряд,
а к мыслителям, оставившим свой след в истории. Такой источник духовных
устремлений человечества мне кажется более продуктивным.

Недовольство культурой у Фрейда вполне обосновано, но, на мой взгляд,
вместе с грязной водой он выплеснул и ребенка.

Вадим Юрьевич Емельянов

308012, г.Белгород

ул.Губкина д.18г, кв. 66

Фрейд Зигмунд. "Недовольство культурой"/ Психоанализ. Религия.
Культура. — М.: Ренессанс, 1991. — с 81.

Там же, стр. 73.

Джонатан Свифт. "Путешествие Гулливера" М. Художественная
литература" 1976 стр.200

Трубецкой Е.Н. Миросозерцание В.С. Соловьева. Т.1. М., 1913. С.448 —
449.

О “Синхронистичности/ Юнг К.Г. Психологические типы. Пер. с нем.;
— Мн.: ООО “Попурри”, 1998. — 427.

Категория: Психология | Добавил: NATALYA | Теги: критика, Емельянов, времяотика, Психология
Просмотров: 463 | Загрузок: 132 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: