Ю.И.Журкова (пос.Линево, Новосибирская обл., учитель) КАК ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ (Беседа с родителями в средней школе № 68 Нижнего Новгорода в октябре 2000 г.) Воспитание детей в семье – вечный вопрос, пока есть дети, которые опять становятся родителями. Как воспитывать детей? Почему именно в семье? И что такое воспитание? Жизнь привела вас к родительству и поставила эти вопросы: как воспитывать ваших конкретных детей в вашей семье? Сейчас модно заводить в квартирах животных, рыб, птичек, но прежде чем купить заморского попугая, мы, конечно, купим и книгу о нем (как его кормить, обращаться). Ответьте себе мысленно на вопрос: когда вы ждали появления своего ребенка, запаслись ли какой-нибудь литературой по вопросам его воспитания? Человечество накопило немало знаний по этим вопросам, это и советы педагогов Макаренко А.С. ("Книга для родителей"), Сухомлинского В.А. ("Родительская педагогика", "Письма дочери", "Письма сыну"), опыт семьи Никитиных, и последние исследования Лазарева С. о принатальном воспитании, т.е. воспитании с момента зачатия и раньше, когда родители еще мечтают о ребенке. Все советы и теории хороши, но как их применить к своему ребенку, именно сейчас, когда он пришел домой сегодня с синяком, его обидели? Или он обидел кого-то? Не хочет учить уроки, молчит или много говорит. Что из этого поведения сущностное, что принадлежит возрасту, что – подражанию? В 1973 г. в серии "педагогический факультет" была издана книга Януша Корчака "Как любить детей". Я зачту место из книги, которое меня когда-то потрясло, очень суровые слова. Но сначала немного об этом человеке: врач, педагог, писатель. Вторая мировая война застала его в приюте для детей сирот-евреев, он их лечил и воспитывал, писал о них и для них. Когда пришли фашисты, судьба детей была определена, и писателю уже с мировой известностью предложили свободу, но он не бросил детей, он ушел с ними в газовую камеру, может рассказывал им сказки, придумал игру, не дав им испугаться… Он умел любить детей… "Я хочу, чтоб вы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения. Часто можно встретить мнение, что материнство облагораживает женщину, что лишь как мать она созревает духовно. Да, материнство ставит огненными буквами вопросы, охватывающие все стороны внешнего и внутреннего мира, но их можно и не заметить, трусливо отодвинуть в далекое будущее или возмущаться, что нельзя купить их решение. Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли –это поручить другой женщине родить твое дитя. Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они-то самые ценные. Это они решают, дала ли ты, мать, грудь или вымя, воспитаешь как человек или как самка, станешь руководить или повлечешь на ремне принуждения, или, пока ребенок мал, будешь играть им, находя в детских ласках дополнение к скупым или немилым ласкам супруга, а потом, чуть подрастет, бросишь без призора или захочешь переламывать…" (Всю книгу можно цитировать). Вздрогнешь от такого вопроса, но этот человек имел право спросить. Вот тогда передо мной встал этот вопрос действительно "огненными буквами" и стоит всю жизнь как перед матерью и перед учителем. Как найти в каждой ситуации правильный выход, верное решение? Однажды слышу по радио вопрос руководителю: "Как вы воспитываете своего ребенка?" - "А я его не воспитываю, я его люблю". Так и назовем нашу беседу "Как любить детей". Если пойти по пути поиска определения любви, мы найдем много определений: "Пробный камень нравственности" (Белинский), "Суть нравственности" (Шелли), "Цветы нравственности" (Сухомлинский), "Бог есть любовь" (Библия)… Что значит любить? "Жить жизнью того, кого любишь" (Толстой), "Бороться за любимого человека" (Пришвин), "Бороться с собой" (Достоевский). На одной из бесед дети спросили меня: "А вы знаете, что такое Любовь?" (вечный вопрос). Говорю: должна бы уже знать – это говорят "старое явление, но каждый решает его по-новому", а сама думаю: серьезно надо ответить. И пришел такой ответ. Давайте подумаем, что значит Любить? И спрашиваю: куркуму любите? – пожимают плечами – не знаем, что это… Значит, надо знать предмет любви. Природа дает урок любви на примере родительской любви, мы ее получаем в детстве, учимся любить, затем отдаем детям, любим их, т.е. жалеем их, защищаем,… (см. рис. 1), восторгаемся (особенно маленьким). Помогаем, понимаем, доверяем, верим, прощаем (это важный элемент любви), жертвуем, оберегаем, надеемся, любуемся, вдохновляемся, терпим, сострадаем, требуем (по мере его роста), уважаем "его право быть тем, что он есть" (Я.Корчак), и за того, кого позвали и "приручили" мы в ответе. Родители юридически за ребенка до 18 лет отвечают. Оказывается глагол любить вмещающий, как сказал поэт: "Любовь – она от мухи до слона", то есть у всех разная: чем больше действенных качеств мы можем проявить, если они есть в нас, тем богаче наша любовь. На каждом из составляющих Любовь качеств (глаголов) можно остановиться и поговорить, но мы, родители, и прошли уже на практике. Ответственность знаем, терпим детей, и любуемся ими, и оберегаем, как можем, (кто телохранителя нанимает, а кто-то – молитвой – это большая защита), и надеемся, что "из нашего ребенка толк выйдет", и верим ему, и жертвуем, и понять стараемся. Все это вы знаете чувствами, рассудком и действиями, т.е. поступками. Но скажите, пожалуйста, знаете ли вы своего ребенка? Что-то знаем, можем предположить, но мало. Мы не знаем, когда он придет домой, каким он явится, что он делал в школе, какие отметки принесет, что "вытворит" в следующую секунду? Он непредсказуем для нас. В моей педагогической практике в работе с родителями вопрос знания ребенка был самым больным. Чем можно было помочь, кроме знания возрастных особенностей? У одних детей и особенностей-то этих не видно, а другой все собрал, и это в одной семье. Поговоришь, потревожишься, позаботишься, постараешься родителей не огорчить, что этот такой – "ни в строй, ни в бой, ни в кавалерию", погорюешь вместе с ними и остается от нашей любви к нему только терпение и надежда, что из него вырастет что-то доброе. "Познай себя" - советовали древние. Познание человека пришло ко мне позднее, когда пришла к нам литература философская и религиозная. Эти знания давали более широкое представление о мире, о месте человека в нем, о построении человека, сформировалось новое миропонимание, выходящее за рамки нашей православной культуры. Предлагаю вам этот взгляд на ребенка, человека – не даст ли он нам понимание и объяснение наших трудных вопросов: почему даже в одной семье дети разные, в одно время родившиеся ровесники – тоже разные? Различные способности, сознание, совесть, и не все можно отнести на воспитание: и в неблагополучных семьях вырастают хорошие дети и наоборот. Есть такой подход к ребенку (человеку) и к жизни. Рассмотрим рисунок (рис. 2): То, что мы называем жизнью (человеком), состоит из видимой и невидимой части. Очевидная нам жизнь – это биологическая жизнь ("живот" - называли ее в Древней Руси). Но человек – носитель Жизни (с большой буквы) вечной и у этой Жизни есть свой Отец Небесный и Мать – царица Небесная (Матерь Мира – о которой мы забыли, грядет эпоха Матери Мира, потому у нас так много активных замечательных женщин!) Итак, Жизнь- понятие сложное. У зерна Духа не одна жизнь на Земле. В Библии есть притча о том, что Бог дал людям по одной монете "таланту" и сказал, что придет и спросит, как они этой монетой распорядятся. Один потерял, другой спрятал, подумав: "придет – я ему ее и отдам", - и только третий пустил монету в оборот, т.е. стал накапливать богатство: трудился на общее благо, молился за всех, любил ближнего, жил по заповедям (законам). При рождении (точнее при зачатии) в тело человека воплощается (во-плоть) высшая триада – дух, который уже не раз приходил на Землю на уроки и за богатством, а всякий земной человек должен пронести эти накопления достойно, не растерять, а добавить в чашу богатства (сравнить с эстафетой) трудом, поиском Истины, любовью. Путь духа - от Адама до Христа, когда он воскреснет, т.е. ему не надо будет более приходить на Землю. И вот, такой Дух вечной Жизни воплощается в тело, которое дают родители своему ребенку. Накопления (проценты) могут быть разными, большими и совсем малыми, кого позвали или кого подвели законы космические. Человек Семеричен и первые четыре тела дают родители земные, седьмое – Зерно Духа (Отца и Матери Небесных), а шестое и пятое – накопления многих воплощений, труды земных людей. Высшая триада человека называется его Индивидуальностью и в этой жизни не меняется. Там – наша совесть, сознание, мудрость, способности, склонности и та судьба, которую "на свинье не объедешь" - как говорят в народе. Многие законы Жизни вечной подмечены в пословицах: "Горбатого могила исправит", "Что посеешь (о предыдущей жизни), то и пожнешь" (в последующей). Л.Толстой это наблюдение выразил в словах: "Какой в колыбельку, такой и в могилку". Родителям с малых лет надо увидеть Индивидуальность в ребенке, его способности, он пришел с заданием добра на Землю, со своей задачей, и его жизнь удастся, если он ее выполнит, главное, чтобы он любил свое дело. Воплощения бывают разные: после царей – сапожники, все уроки в земной жизни пройдет Дух; человек – это ведь "век учащийся". Генетика не отрицается, дух выбирает родителей для прохождения даного урока и выполнения цели. После принятия такой точки зрения понятно, почему родятся разные дети в одной семье, почему различны дети одного возраста. Сказано: "возраст не измеряется длиной бороды", мы часто встречаем маленьких мудрецов, и наоборот. А если накоплений мало? В раннем возрасте он напитуем – воспитанием – "питанием возвышенным", здесь нужна любовь родительская. (Не становится ребенок воспитанный животным, человеком, он – Маугли не из кино-сказки). Передовая наука очень близко подошла к незримой природе человека. Есть способ фотографирования в ультрафиолетовых лучах цветов (показ снимков), который показывает излучение растений, пальцев рук и даже мыслей (снимки в журнале "Крестьянка № 3, 1995 г.) – все это убеждает, что человек сложнее, чем мы это видим. Вернемся к строению человека: три тела (7, 6, 5) составляют индивидуальность, первое – "сома" - тело видимое, изучено физиологией; второе – эфирное носит электромагнитную природу (доказано в работах Е.Егоровой-Световой, к.м.н., г. Новосибирск); третье – тело наших чувств и эмоций; четвертое – место нашего ума, накоплений, опыта данной жизни – эта энергия затем после ухода с земного плана трансформируется в высшую триаду, и придет в следующий раз на Землю "не тот, но и не другой" с бoльшими накоплениями. Цель нашей жизни земной – Жизнь вечная. Знания эти меняют отношение к ребенку от "я тебя породил, я тебя и …", к "приходите, гость дорогой, мы тебе поможем вырасти, осуществить твою мечту, мы не заразим тебя дурными привычками, не дадим зарасти бурьяном, вовремя дадим тебе пищу земную и духовную". Пришло время нового понимания мира и человека. Может, потому, что в школах новое знание еще не принято, и родители в большинстве этого не знают, мы неправильно к детям относимся, пытаемся их переломить, а можно только использовать данные ребенка, видеть его индивидуальные задатки, приучить к труду, учить любить мир и людей, приучить учиться. Задайте детям вопрос: зачем они в школу ходят? – "Учиться" - хором, а теперь выделите смысл этого слова – "Учить себя", всяк учит себя и учителя, и чем раньше это поймут дети, тем ответственнее они будут. Маленькие дети приносят нам знания из других миров и "глаголят истины", да мы не придаем этому значения, а когда серьезно, со знанием отнесешься к их "лепету", такое можно понять.., здесь и видна их индивидуальность. Очень важно создать среду вокруг ребенка, оградить от дурного, т.к. в раннем детстве у них особенно развито подражание, вот в этот период важно научить его хорошим манерам, напитать Любовью. Важно понять, что семья – это община, все члены ее добровольно сотрудничают и помогают друг другу. Не надо думать, что только мы воспитываем, ребенок нас тоже воспитывает – в общине идет совершенствование человека (это космический закон). Надо приглядеться к "гостю" в нашей семье и поучиться у него чему-нибудь. При единении в общине умножаются энергии, и воспитание (совершенствование) идет у всех ее членов. Народ давно подметил это в пословице: "Где в семье лад, там и клад". На ребенка нужно смотреть как на сотрудника, отказаться от мысли, что мы "его кормим, одеваем". Сравним: сколько он нам приносит радости, силы, восторга, уроков, испытаний. Цель семейного воспитания – подвести ребенка к самосовершенствованию. На Руси детей до 18 лет называли "недорослями", хотя женили рано. Нам надо знать, что только от 14 до 21 года (в третьем семилетии) формируется у людей в лобной части головного мозга орган управления поведением. Очень важно сохранить от курения, алкоголя – химического воздействия на этот процесс, иначе будут плачевные последствия, что мы можем наблюдать. Многое нужно знать. Знание того, чего мы не должны знать, закрыто от самого человека, например, прошлые жизни. Надо уважать и это незнание. Еще надо подумать, что не только мы - родители, есть у человека еще Отец и Мать небесные, и не забывать, что они тоже "следят", оберегают, дали Свободную волю, и надо сотрудничать с Силами Света через молитву. Оказывается, есть икона Божьей Матери "Воспитание". 18 марта – ее праздник. Воспитание можно понимать как питание в ось, т.е. в духовную главную основу человека. Если даже к нам придет дух с малыми накоплениями, детство дается ему для того, чтобы напитать любовью, красотой – энергией высшей. В стихотворении В.Берестова это очень хорошо показано: Любим тебя без особых причин. За то, что ты – внук, за то, что ты – сын, За то, что малыш, за то, что растешь, За то, что на маму и папу похож, И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. Знать надо и о силе родительской мысли. Надо принимать ребенка таким, какой есть, но помышлять о лучшем, мысли имеют свойство сбываться. Вернемся к столбику глаголов (рис.1). Что значит Любить? И остановимся еще раз на слове знать. Надо знать и возрастные особенности, чтобы терпеть детей, т.к. терпение – это понимание, и надо все делать, что составляет смысл слова любить. Есть еще главный вопрос: "Как любить?". На этот вопрос можно найти ответ в Библии. Бог советует нам Его любить (в первой заповеди) всем сердцем, всей душой и всем разумением (иногда пишут – помышлением) своим. Тут надо разобраться: что такое сердце и как им любить; что такое душа и чем отличается любовь сердцем от любви душой? А любить помышлением, разумением –это что? Я так поняла: Любить сердцем – любить своего ребенка, как всех людей (это любовь Данко к людям, для которых он вырвал свое сердце). Любить душой – любить чувством, своего, может, чуть больше, хотя "чужих детей не бывает". Любить разумением – знать законы телесной и духовной жизни, применять к ребенку, терпеть, направлять, требовать с себя, отвечать. Оказывается, любить – это сложное дело, мысль надо к чувству приложить. Народные традиции, научные достижения и опыт своей жизни – все нужно учесть. Януш Корчак говорил в своей книге, что педагогический труд – это трагический труд. Можно сказать, что родительский труд - это тоже трагедия, которую ни в одном театре не увидишь. Эту трагедию надо понять правильно, принять сердцем. Родительство – это нелегкий путь, это испытание, но вспомним – это наш Свободный выбор. Желаю вам всем сердцем, всею душою, всем помышлением любить детей!
|