Ширли МакМырли. Искусство медленного кино Продвинутые зрители на дух не переносят "Талантливого мистера Рипли". Ну и пусть. Это кино не для тех, кто зачитывается "Мифогенной любовью каст" и засматривается Грегом Араки. Саунд-трек по большей части классический, визуальный ряд лишен малейших признаков белой горячки и состоит из симпатичных крупных планов героев и выхоленных панорам Италии. Фильм Энтони Мингеллы понравится почитателям Акунина, любителям тихих домашних игр (особенно пазлов с классическими репродукциями) и романтических прогулок при луне. Он нетороплив, выверен в деталях и умеет заинтриговать самой своей неспешностью. Сюжет Патриции Хайсмит, по роману которой поставлен "Рипли", становится непохожим на детектив. Динамика триллера скрадывается обстоятельностью изложения. Но что-то все-таки остается в атмосфере, какой-то нехороший сквознячок. Эта неуловимая тревога, исподволь нарастая, все два с лишним часа не позволяет глаз отвести от экрана. Мингелла, как всегда, с музейной дотошностью воссоздает колорит эпохи. Дело происходит в Италии в 50-е годы и будьте уверены - юбки до середины икры и летние шляпы, манера курить и манера напевать точно такие, как были в последние годы belle epoche. Вот-вот мир завоюют Пресли и Кастанеда, девушки наденут мини-юбки, парни отпустят волосы как у девушек, а Иисус Христос будет зачислен в суперстары. Но истекающее время еще хранит свое смешное стародевическое целомудрие. Купальники закрыты, манеры чопорны, и героини Гвинет Пэлтроу и Кейт Бланшетт, даже влюбившись, умеют вести себя благопристойно. Женщины еще леди, мужчины - джентльмены. И Мингелла не устает смаковать двойную игру, которую порок ведет с благонравием. Игру, смысл которой начисто пропал в лихие 60-е. Именно в 1960 году был снят французский фильм по тому же роману Хайсмит "Под жарким солнцем". В духе времени он вполне однозначен. Как только Ален Делон появляется на экране, нам с ним все ясно. Самовлюбленный обольститель, самоуверенный злодей, он, не дрогнув, уничтожает свои жертвы. Те даже крикнуть не успевают. Делону неведомы сомнения и метания. Он так помешан на себе, прекрасном, что просто не видит ничего вокруг. Его романтический имморализм целиком принадлежит эпохе Пресли. На свой лад это очень эффектно, но психологические нюансы романа Хайсмит пропадают бесследно, выжженные слепящим солнцем делоновской харизмы. С Мэттом Дэймоном ничего не ясно. Его Рипли, полунищий американский парень, случайно знакомится с богатым судостроителем. У того семейный кризис: наследник застрял в Италии, не выказывает никакого интереса к папиному бизнесу, живет с какой-то писательницей, но жениться не собирается. Скандал. Обаятельнейший Рипли кажется папаше подходящей кандидатурой для дипломатического вояжа в Италию. Он должен уговорить сына судостроителя вернуться домой, а за это получит тысячу долларов плюс поездку по Европе. Приехав в Италию, Рипли вместо того, чтобы агитировать Дика, подпадает под его влияние. Даже, вроде бы, влюбляется, но однополые чувства даны такими тонкими намеками, что любые догадки рвутся. Вдруг красавец Дик охладевает к своему протеже. Рипли грозит бесславное возвращение на родину. Их очередной спор разрешается жестокой дракой, и потерявший голову Рипли веслом насмерть забивает своего лучшего друга. Пользуясь своим актерским даром, он начинает выдавать себя за погибшего Дика, забирает его деньги по аккредитивам, носит его одежду, но разоблачение крадется за ним по пятам, и Рипли приходится убивать вновь и вновь. Ну, вы помните, что из этого сюжета сделал самурай Ален Делон. Его убийца был циничен и расчетлив, задолго планируя каждый поворот интриги. У Дэймона получается убийца безвольный. Просто так складываются обстоятельства, вынуждая его проламывать черепа окружающим. Почему он решает выдать себя за Дика - тоже загадка. Никакого плана у него не было и в помине. Так просто, по наитию. Эти моменты нерешительности, так не идущие типичному киллеру из триллера, удаются Дэймону лучше всего. А еще он истинный хамелеон, в отличие от застывшего в своей маске Делона. Иногда он уродлив, как ночной кошмар, а порой смотрится совершенным душкой. Переходы от сентиментальности к жестокости он проходит с неуловимой, пугающей плавностью. В любую ситуацию его герой вписывается с невероятной легкостью: поет нелюбимый джаз, слушает любимую оперу, ухаживает за нелюбимой девушкой, убивает любимого мужчину. Протеичность Дэймона обеспечивает нас нешуточным саспенсом. Его подвижный, безвольный, изменчивый, как небо над Венецией, Рипли сам не знает, что выкинет в очередной момент. Этим и страшен. Талант Дэймона очень подходит для фильмов-романов вроде "Талантливого мистера Рипли". Недавно он с той же любовью к деталям сыграл в "Благодетеле" Копполы, на взгляд одних - безбожно растянутом, на вкус других - упоительно подробном. Там тоже характер его героя был просторен, как сама жизнь. Неуловимо меняясь от кадра к кадру, Дэймон задавал безбрежную перспективу судьбе своего адвоката. Ощущение воздуха - то, что он умеет вносить в любую картину, - особенно, кстати, в фильме Мингеллы, снятом по заветам ренессансных мастеров. Хотите устроить себе неспешную прогулку по сырым венецианским улочкам, по темным лабиринтам человеческой души - сходите на "Рипли". Дата публикации: 29 Марта 2000
|