Главная » Файлы » Библиотека » Семья

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
[ Скачать с сервера (3.9 Kb) ] 04.01.2010, 00:09
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Психологическая готовность
Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это
далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является
психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему
требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он
был способен с ними справиться. Психологи делят готовность к школе на три вида:
личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.
1. Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с
одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и
оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им
людей.
Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать,
подчиняться по необходимости - качества, которые обеспечивают ему безболезненную
адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий
для дальнейшего обучения в школе.
Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему
будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно,
успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные
задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в
школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом
запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок ("Ты двух слов связать
не можешь, как же ты в школу пойдешь?", "Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!").
Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное
отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны
уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со
сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и
ему хотелось идти в школу.
2. Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется
делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим,
программа.
К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок
способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия,
оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и
определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе
может помочь игра.
Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля,
космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия,
определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные
движения и действия.
Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради
выполнения какого-либо "взрослого" задания, способен побороть боязнь перед темной
комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности. Также
важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности.
Она заключается в формировании у детей небоязни трудностей, стремлении не пасовать
перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это
поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение
при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений дружеских, партнерских.
3. Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит.
Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни
изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально
впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не
значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен
научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать.
Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить
факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его
функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда,
когда с ребенком занимаются. Причем не специально обучая, а при общении. Детей
дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст "почемучек".
Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей
возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число
отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые
задает ребенок, так как общение с родителями - огромная радость и ценность для ребенка.
Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет
легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов -
это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и "пичка-ние"
ребенка готовыми знаниями.
Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их
сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об
окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится
ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он
проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они
работают и понимать, что их дедушка - чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться
во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев,
дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и
диких животных.
Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном
окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и
причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти
знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об
окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому
будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать
несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное
явление природы, поступки животных, людей.
Часто дети все понимают по-своему. Если это фантазирование (Дед Мороз приносит
зимой подарки), не стоит разуверять в этом ребенка, но если это явное непонимание
происходящего, нужно объяснить ситуацию достаточно просто для сознания ребенка.
Примером может служить вопрос: "Кто всех сильнее в сказке "Репка"?". На него часто дети
отвечают: "Мышка". И только после вопросов и объяснений они приходят к правильному
решению.
Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он может
почувствовать скуку и утомление. Интерес - главное в общении. Разжигают интерес
наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный
шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще
всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол,
стул, кресло - мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в
которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся, и т. д. Эта игра полезна
и интересна для ребенка.
Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее
самостоятельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял
смысл прочитанного или просмотренного.
По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы только
засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так
как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это предостережение
относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не
надо спешить, так как
ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не
адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на
узкой "специализации", а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая
возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.
Игра как подготовка к школе
Полезны игры разные. Даже "несерьезные" игры: в "больницу", "дочки-матери", "школу".
Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает
коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие
конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся
выполнять указания "взрослого".
И главное - все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение
- умение представить себе, "что было бы, если бы...".
Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в
подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих
занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также
развивается умение мысленно представлять себе предметы, "рассмотреть" их в уме.
Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др. Рисуя, строя, ребенок
переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует
решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как
сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д.
Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный
сюжет или конструкцию.
Главное - не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному
поиску идей и средств их воплощения.
Родители должны понимать, что лучшая подготовка к школе - это естественное желание
ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите интерес!
Категория: Семья | Добавил: NATALYA | Теги: воспитание, дети
Просмотров: 306 | Загрузок: 84 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: