Philosophy of science В.С.Степин В.Г.Горохов М.А.Розов Философия науки и техники О Г Л А В Л Е Н И Е Введение. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУК Розов М.А., Степин В.С. Раздел I. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН Степин В.С. Глава 1. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Наука в техногенном мире Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса Специфика научного познания Глава 2. ГЕНЕЗИС НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Раздел II. НАУКА КАК ТРАДИЦИИ Розов М.А. Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ НАУК Глава 4. СТРОЕНИЕ НАУКИ КАК ТРАДИЦИИ На что похожа наука Типы и связи научных программ Глава 5. НОВАЦИИ И ИХ МЕХАНИЗМ Типы новаций в развитии науки Традиции и новации Глава 6. ТРАДИЦИИ И ФЕНОМЕН ЗНАНИЯ Глава 7. НАУКА КАК СИСТЕМА С РЕФЛЕКСИЕЙ Понятие рефлексирующей системы Рефлексивная симметрия и связи научных дисциплин Раздел III. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Степин В.С. Глава 8. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Понятия эмпирического и теоретического (основные признаки) Структура эмпирического исследования Структура теоретического исследования Основания наук Глава 9. ДИНАМИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Взаимодействие научной картины мира и опыта Формирование частных теоретических схем и законов Логика построения развитых теорий в классической физике Особенности построения развитых, математизированных теорий в современной науке Глава 10. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И СМЕНА ТИПОВ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ Феномен научных революций Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке Исторические типы научной рациональности Раздел IV. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ Горохов В.Г Глава 11. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ Что такое философия техники? Проблема соотношения науки и техники Специфика естественных и технических наук Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках Глава 12. ФИЗИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. ГЕНЕЗИС КЛАССИЧЕСКИХ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК Структура технической теории Функционирование технической теории Формирование и развитие технической теории Глава 13. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ТЕХНИКИ Классическая инженерная деятельность Системотехническая деятельность Социотехническое проектирование Проблема оценки социальных, экологических и других последствий техники Раздел 1 НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН Глава 1 ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Наука в техногенном мире В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс ХХ века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука революционизирует не только сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их и перестраивая их средства и методы. Неудивительно, что проблемы будущего современной цивилизации не могу обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и е перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антисциентистски движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценносте цивилизации и культуры Однако так было не всегда, и не во всех культурах наука занимала стол высокое место в шкале ценностных приоритетов. В этой связи возникает вопро об особенностях того типа цивилизационного развития, который стимулирова широкое применение в человеческой деятельности научных знаний В развитии человечества, после того как оно преодолело стадию варварства дикости, существовало множество цивилизаций - конкретных видов общества каждое из которых имело свою самобытную историю. Известный философ историк А.Тойнби выделил и описал 21 цивилизацию. Все они могут быт разделены на два больших класса соответственно типам цивилизационног прогресса - на традиционные и техногенные цивилизации Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческо истории. Долгое время эта история протекала как взаимодействие традиционны обществ. Лишь в XV-ХVII столетиях в европейском регионе сформировалс особый тип развития, связанный с появлением техногенных обществ, и последующей экспансией на остальной мир и изменением под их влияние традиционных обществ. Некоторые из этих традиционных обществ был просто-напросто поглощены техногенной цивилизацией, пройдя через этап модернизации, они превращались затем в типичные техногенные общества Другие, испытав на себе прививки западной технологии и культуры, тем н менее сохраняли многие традиционные черты, превратившись в своего род гибридные образования Различия традиционной и техногенной цивилизации носят радикальный характер Традиционные общества характеризуются замедленными темпами социальны изменений. Конечно, в них также возникают инновации как в сфер производства, так и в сфере регуляции социальных отношений, но прогрес идет очень медленно по сравнению со сроками жизни индивидов и даж поколений. В традиционных обществах может смениться несколько поколени людей, заставая одни и те же структуры общественной жизни, воспроизводя и и передавая следующему поколению. Виды деятельности, их средства и цел могут столетиями существовать в качестве устойчивых стереотипов Соответственно в культуре этих обществ приоритет отдается традициям образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стиля мышления. Инновационная деятельность отнюдь не воспринимается здесь ка высшая ценность, напротив, она имеет ограничения и допустима лишь в рамка веками апробированных традиций. Древняя Индия и Китай, Древний Египет государства мусульманского Востока эпохи средневековья и т.д. - все эт традиционные общества. Этот тип социальной организации сохранился и д наших дней: многие государства третьего мира сохраняют черты традиционног общества, хотя их столкновение с современной западной (техногенной цивилизацией рано или поздно приводит к радикальным трансформация традиционной культуры и образа жизни Что же касается техногенной цивилизации, которую часто обозначаю расплывчатым понятием "западная цивилизация", имея в виду регион е возникновения, то это особый тип социального развития и особый ти цивилизации, определяющие признаки которой в известной степен противоположны характеристикам традиционных обществ. Когда техногенна цивилизация сформировалась в относительно зрелом виде, то темп социальны изменений стал возрастать с огромной скоростью. Можно сказать так, чт экстенсивное развитие истории здесь заменяется интенсивным пространственное существование - временным. Резервы роста черпаются уже н за счет расширения культурных зон, а за счет перестройки самих основани прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новы возможностей. Самое главное и действительно эпохальное всемирно-историческое изменение, связанное с переходом от традиционног общества к техногенной цивилизации, состоит в возникновении новой систем ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, вообщ новое. В известном смысле символом техногенного общества может считатьс книга рекордов Гиннеса в отличие, скажем, от семи чудес света, котора наглядно свидетельствует, что каждый индивид может стать единственным своем роде, достичь чего-то необычного, и она же как бы призывает к этому Семь чудес света, напротив, призваны были подчеркнуть завершенность мира показать, что все грандиозное, действительно необычное уже состоялось Далее, на одном из самых высоких мест в иерархии ценностей оказываетс автономия личности, что традиционному обществу вообще несвойственно. Та личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенно корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративны связей. Если человек не включен в какую-нибудь корпорацию, он не личность В техногенной цивилизации возникает особый тип автономии личности: челове может менять свои корпоративные связи, он жестко к ним не привязан, может способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружается в разны социальные общности, а часто и в разные культурные традиции Техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров, и даже задолго д паровой машины. Ее преддверием можно назвать развитие античной культуры прежде всего культуры полисной, которая подарила человечеству два велики изобретения - демократию и теоретическую науку, первым образцом которо была Евклидова геометрия. Эти два открытия - в сфере регуляции социальны связей и в способе познания мира - стали важными предпосылками дл будущего, принципиально нового типа цивилизационного прогресса Второй и очень важной вехой стало европейское средневековье с особы пониманием человека, созданного по образу и подобию Бога, с культо человекобога и культом любви человека к человекобогу, к Христу, с культо человеческого разума, способного понять и постигнуть тайну божественног творения, расшифровать те письмена, которые Бог заложил в мир, когда он ег создавал. Последнее обстоятельство необходимо отметить особо: цель познания как раз и считалась расшифровка промысла Божьего, план божественного творения, реализованного в мире, - страшно еретическая мысл с точки зрения традиционных религий. Но это все - преддверие Впоследствии, в эпоху Ренессанса, происходит восстановление многи достижений античной традиции, но при этом ассимилируется и иде богоподобности человеческого разума. И вот с этого момента закладываетс культурная матрица техногенной цивилизации, которая начинает сво собственное развитие в XVII в. Она проходит три стадии: сначала предындустриальную, потом - индустриальную, и, наконец, постындустриальную. Важнейшей основой ее жизнедеятельности становитс прежде всего развитие техники, технологии, причем не только путем стихийн протекающих инноваций в сфере самого производства, но и за счет генераци все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы Так возникает тип развития, основанный на ускоряющемся изменении природно среды, предметного мира, в котором живет человек. Изменение этого мир приводит к активным трансформациям социальных связей людей. В техногенно цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет типы общения формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результат возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ориентацией н будущее. Для культуры техногенных обществ характерно представление необратимом историческом времени, которое течет от прошлого через настояще в будущее. Отметим для сравнения, что в большинстве традиционных культу доминировали иные понимания: время чаще всего воспринималось ка циклическое, когда мир периодически возвращается к исходному состоянию. традиционных культурах считалось, что "золотой век" уже пройден, он позади в далеком прошлом. Герои прошлого создали образцы поступков и действий которым следует подражать. В культуре техногенных обществ иная ориентация В них идея социального прогресса стимулирует ожидание перемен и движение будущему, а будущее полагается как рост цивилизационных завоеваний обеспечивающих все более счастливое мироустройство Техногенная цивилизация существует чуть более 300 лет, но она оказалас очень динамичной, подвижной и очень агрессивной: она подавляет, подчиняе себе, переворачивает, буквально поглощает традиционные общества и и культуры - это мы видим повсеместно, и сегодня этот процесс идет по всем миру. Такое активное взаимодействие техногенной цивилизации и традиционны обществ, как правило, оказывается столкновением, которое приводит к гибел последних, к уничтожению многих культурных традиций, по существу, к гибел этих культур как самобытных целостностей. Традиционные культуры не тольк оттесняются на периферию, но и радикально трансформируются при вступлени традиционных обществ на путь модернизации и техногенного развития. Чащ всего эти культуры сохраняются только обрывками, в качестве исторически рудиментов. Так произошло и происходит с традиционными культурами восточны стран, осуществивших индустриальное развитие; то же можно сказать и народах Южной Америки, Африки, вставших на путь модернизации, - везд культурная матрица техногенной цивилизации трансформирует традиционны культуры, преобразуя их смысложизненные установки, заменяя их новым мировоззренческими доминантами Эти мировоззренческие доминанты складывались в культуре техногенно цивилизации еще на предындустриальной стадии ее развития, в эпох Ренессанса, а затем и европейского Просвещения Они выражали кардинальные мировоззренческие смыслы: понимания человека мира, целей и предназначения человеческой жизнедеятельности Человек понимался как активное существо, которое находится в деятельностно отношении к миру. Деятельность человека должна быть направлена вовне, н преобразование и переделку внешнего мира, в первую очередь природы, котору человек должен подчинить себе. В свою очередь внешний мир рассматриваетс как арена деятельности человека, как если бы мир и был предназначен дл того, чтобы человек получал необходимые для себя блага, удовлетворял сво потребности. Конечно, это не означает, что в новоевропейской культурно традиции не возникают другие, в том числе и альтернативные мировоззренческие идеи Техногенная цивилизация в самом своем бытии определена как общество постоянно изменяющее свои основания. Поэтому в ее культуре активн поддерживается и ценится постоянная генерация новых образцов, идей концепций, лишь некоторые из которых могут реализовываться в сегодняшне действительности, а остальные предстают как возможные программы будуще жизнедеятельности, адресованные грядущим поколениям. В культуре техногенны обществ всегда можно обнаружить идеи и ценностные ориентации альтернативные доминирующим ценностям. Но в реальной жизнедеятельност общества они могут не играть определяющей роли, оставаясь как бы н периферии общественного сознания и не приводя в движение массы людей Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была доминантой культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть д нашего времени. Если угодно, эта идея была важнейшей составляющей тог "генетического кода", который определял само существование и эволюци техногенных обществ. Что же касается традиционных обществ, то здес деятельностное отношение к миру, которое выступает родовым признако человека, понималось и оценивалось с принципиально иных позиций Нам долгое время казалась очевидной эта мировоззренческая установка. Однак ее трудно отыскать в традиционных культурах. Свойственный традиционны обществам консерватизм видов деятельности, медленные темпы их эволюции господство регламентирующих традиций постоянно ограничивали проявлени деятельностно-преобразующей активности человека. Поэтому сама эт активность осмысливалась скорее не как направленная вовне, на изменени внешних предметов, а как ориентированная вовнутрь человека, н самосозерцание и самоконтроль, которые обеспечивают следование традиции Принципу преобразующего деяния, сформулированному в европейской культуре эпоху Ренессанса и Просвещения, можно противопоставить в качеств альтернативного образца принцип древнекитайской культуры "у-вэй", требующе невмешательства в протекание природного процесса и адаптации индивида сложившейся социальной среде. Этот принцип исключал стремление к е целенаправленному преобразованию, требовал самоконтроля и самодисциплин индивида, включающегося в ту или иную корпоративную структуру. Принци "у-вэй" охватывал практически все главные аспекты жизнедеятельност человека. В нем было выражено определенное осмысление специфики и ценносте земледельческого труда, в котором многое зависело от внешних, природны условий и который постоянно требовал приноравливаться к этим условиям угадывать ритмы смены погоды, терпеливо выращивать растения, накапливат веками опыт наблюдений за природной средой и свойствами растений. китайской культуре была хорошо известна притча, высмеивающая человека который проявлял нетерпение и недовольство тем, как медленно растут злаки и начал тянуть растения, чтобы ускорить их рост Но принцип "у-вэй" был и особым способом включения индивида в сложившийс традиционный порядок общественных связей, ориентируя человека на тако вписывание в социальную среду, при котором свобода и самореализаци личности достигается в основном в сфере самоизменения, но не изменени сложившихся социальных структур Ценности техногенной культуры задают принципиально иной вектор человеческо активности. Преобразующая деятельность рассматривается здесь как главно предназначение человека. Деятельностно-активный идеал отношения человека природе распространяется затем и на сферу социальных отношений, которы также начинают рассматриваться в качестве особых социальных объектов которые может целенаправленно преобразовывать человек. С этим связан куль борьбы, революций как локомотивов истории. Стоит отметить, что марксистска концепция классовой борьбы, социальных революций и диктатуры как способ решения социальных проблем возникла в контексте ценностей техногенно культуры С пониманием деятельности и предназначения человека тесно связан второ важный аспект ценностных и мировоззренческих ориентаций, который характере для культуры техногенного мира, - понимание природы, как упорядоченного закономерно устроенного поля, в котором разумное существо, познавшее закон природы способно осуществить свою власть над внешними процессами объектами, поставить их под свой контроль. Надо только изобрест технологию, чтобы искусственно изменить природный процесс и поставить ег на службу человеку, и тогда укрощенная природа будет удовлетворят человеческие потребности во все расширяющихся масштабах Что же касается традиционных культур, то в них мы не встретим подобны представлений о природе. Природа понимается здесь как живой организм, который органично встроен человек, но не как обезличенное предметное поле управляемое объективными законами. Само понятие закона природы, отличног от законов, которые регулируют социальную жизнь, было чуждо традиционны культурам В свое время известный философ и науковед М.К. Петров предложи своеобразный мысленный эксперимент: представим, как посмотрел бы человек воспитанный в системе ценностей традиционной цивилизации, на идеал новоевропейской культуры? Ссылаясь на работу С. Поуэла "Роль теоретическо науки в европейской цивилизации", М.К. Петров приводил свидетельств миссионеров о реакции китайских мудрецов на описания европейской науки "Мудрецы нашли саму идею науки абсурдной, поскольку, хотя повелител Поднебесной и дано устанавливать законы и трактовать их исполнения по угрозой наказания, исполнять законы и подчиняться им дано лишь тем, кт способен эти законы "понять", а "дерево, вода и камни", о которых толкую мистификаторы-европейцы, очевидно этим свойством "понятливости" н обладают: им нельзя предписывать законы и от них нельзя требовать и исполнения" Характерный для техногенной цивилизации пафос покорения природы преобразования мира порождал особое отношение к идеям господства силы власти. В традиционных культурах они понимались прежде всего ка непосредственная власть одного человека над другим. В патриархальны обществах и азиатских деспотиях власть и господство распространялась н только на подданных государя, но и осуществлялась мужчиной, главой семь над женой и детьми, которыми он владел так же, как царь или императо телами и душами своих подданных. Традиционные культуры не знали автономи личности и идеи прав человека. Как писал А.И.Герцен об обществах древнег Востока, человек здесь "не понимал своего достоинства; оттого он был или прахе валяющийся раб, или необузданный деспот" В техногенном мире также можно обнаружить немало ситуаций, в которы господство осуществляется как сила непосредственного принуждения и власт одного человека над другим. Однако отношения личной зависимости перестаю здесь доминировать и подчиняются новым социальным связям. Их сущност определена всеобщим обменом результатами деятельности, приобретающими форм товара Власть и господство в этой системе отношений предполагает владение присвоение товаров (вещей, человеческих способностей, информации ка товарных ценностей, имеющих денежный эквивалент) В результате в культуре техногенной цивилизации происходит своеобразно смещение акцентов в понимании предметов господства силы и власти - о человека к произведенной им вещи. В свою очередь, эти новые смыслы легк соединялись с идеалом деятельностно-преобразующего предназначения человека Сама преобразующая деятельность расценивается как процесс, обеспечивающи власть человека над предметом, господство над внешними обстоятельствами которые человек призван подчинить себе Человек должен из раба природных и общественных обстоятельств превратитьс в их господина, и сам процесс этого превращения понимался как овладени силами природы и силами социального развития. Характеристик цивилизационных достижений в терминах силы ("производительные силы", "сил знания" и т.п.) выражала установку на обретение человеком все новы возможностей, позволяющих расширять горизонт его преобразующей деятельности Изменяя путем приложения освоенных сил не только природную, но и социальну среду, человек реализует свое предназначение творца, преобразователя мира С этим связан особый статус научной рациональности в системе ценносте техногенной цивилизации, особая значимость научно-технического взгляда н мир, ибо познание мира является условием для его преобразования. Он создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы соответствии со своими целями Поэтому в новоевропейской культуре и в последующем развитии техногенны обществ категория научности обретает своеобразный символический смысл. Он воспринимается как необходимое условие процветания и прогресса. Ценност научной рациональности и ее активное влияние на другие сферы культур становится характерным признаком жизни техногенных обществ Глобальные кризисы и проблема ценност научно-технического прогресс Престижный статус науки стимулирует развертывание большого многообразия е развитых форм. Исследуя их и анализируя, как менялись функции науки социальной жизни, можно выявить основные особенности научного познания, ег возможности и границы Проблема этих возможностей в настоящее время ставится особенно остро. Вс дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к критически рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста. Эт обнаружилось во второй половине XX в. в связи с возникновением глобальны кризисов и глобальных проблем Среди многочисленных глобальных проблем, порожденных техногенно цивилизацией и поставивших под угрозу само существование человечества можно выделить три главных Первая из них - это проблема выживания в условиях непрерывног совершенствования оружия массового уничтожения. В ядерный век человечеств впервые за всю свою историю стало смертным, и этот печальный итог бы "побочным эффектом" научно-технического прогресса, открывающего все новы возможности развития военной техники Второй, пожалуй, самой острой проблемой современности, становитс нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Два аспект человеческого существования как части природы и как деятельного существа преобразующего природу, приходят в конфликтное столкновение Старая парадигма, будто природа - бесконечный резервуар ресурсов дл человеческой деятельности, оказалась неверной. Человек сформировался рамках биосферы - особой системы, возникшей в ходе космической эволюции Она представляет собой не просто окружающую среду, которую можн рассматривать как поле для преобразующей деятельности человека, а выступае единым целостным организмом, в который включено человечество в качеств специфической подсистемы. Деятельность человека вносит постоянные изменени в динамику биосферы и на современном этапе развития техногенной цивилизаци масштабы человеческой экспансии в природу таковы, что они начинаю разрушать биосферу как целостную экосистему. Грозящая экологическа катастрофа требует выработки принципиально новых стратеги научно-технического и социального развития человечества, стратеги деятельности, обеспечивающей коэволюцию человека и природы И наконец, еще одна - третья по счету (но не по значению!) проблема - эт проблема сохранения человеческой личности человека как биосоциально структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эт глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологически кризис. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе Чем больше он преобразует мир, тем в большей мере он порождае непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры радикально меняющие человеческую жизнь и, очевидно, ухудшающие ее. Еще 60-е годы философ Г. Маркузе констатировал в качестве одного из последстви современного техногенного развития появление "одномерного человека" ка продукта массовой культуры. Современная индустриальная культур действительно создает широкие возможности для манипуляций сознанием, пр которых человек теряет способность рационально осмысливать бытие. При это и манипулируемые и сами манипуляторы становятся заложниками массово культуры, превращаясь в персонажи гигантского кукольного театра, спектакл которого разыгрывают с человеком им же порожденные фантомы Ускоренное развитие техногенной цивилизации делает весьма сложной проблем социализации и формирования личности. Постоянно меняющийся мир обрывае многие корни, традиции, заставляя человека одновременно жить в разны традициях, в разных культурах, приспосабливаться к разным, постоянн обновляющимся обстоятельствам. Связи человека делаются спорадическими, они с одной стороны, стягивают всех индивидов в единое человечество, а другой, изолируют, атомизируют людей Современная техника позволяет общаться с людьми различных континентов Можно по телефону побеседовать с коллегами из США, затем, включи телевизор, узнать, что делается далеко на юге Африки, но при этом не знат соседей по лестничной клетке, живя подолгу рядом с ними Проблема сохранения личности приобретает в современном мире еще одно совершенно новое измерение. Впервые в истории человечества возникае реальная опасность разрушения той биогенетической основы, которая являетс предпосылкой индивидуального бытия человека и формирования его ка личности, основы, с которой в процессе социализации соединяютс разнообразные программы социального поведения и ценностные ориентации хранящиеся и вырабатываемые в культуре Речь идет об угрозе существования человеческой телесности, которая являетс результатом миллионов лет биоэволюции и которую начинает активн деформировать современный техногенный мир. Этот мир требует включени человека во все возрастающее многообразие социальных структур, чт сопряжено с гигантскими нагрузками на психику, стрессами, разрушающими ег здоровье. Обвал информации, стрессовые нагрузки, канцерогены, засорени окружающей среды, накопление вредных мутаций - все это проблемы сегодняшне действительности, ее повседневные реалии Цивилизация значительно продлила срок человеческой жизни, развила медицину позволяющую лечить многие болезни, но вместе с тем она устранила действи естественного отбора, который на заре становления человечества вычеркива носителей генетических ошибок из цепи сменяющихся поколений. С росто мутагенных факторов в современных условиях биологического воспроизводств человека возникает опасность резкого ухудшения генофонда человечества Выход иногда видят в перспективах генной инженерии. Но здесь на подстерегают новые опасности. Если дать возможность вмешиваться генетический код человека, изменять его, то этот путь ведет не только позитивным результатам лечения ряда наследственных болезней, но и открывае опасные перспективы перестройки самих основ человеческой телесности Возникает соблазн "планомерного" генетического совершенствования природо созданного "антропологического материала", приспосабливая его ко все новы социальным нагрузкам. Об этом сегодня пишут уже не только в фантастическо литературе. Подобную перспективу всерьез обсуждают биологи, философы футурологи. Несомненно, что достижения научно-технического прогресса даду в руки человечества могучие средства, позволяющие воздействовать н глубинные генетические структуры, управляющие воспроизводство человеческого тела. Но получив в свое распоряжение подобные средства человечество обретет нечто равнозначное атомной энергии по возможны последствиям. При современном уровне нравственного развития всегда найдутс "экспериментаторы" и добровольцы для экспериментов, которые могут сделат лозунг совершенствования биологической природы человека реалиям политической борьбы и амбициозных устремлений. Перспективы генетическо перестройки человеческой телесности сопрягаются с не менее опасным перспективами манипуляций над психикой человека, путем воздействия на ег мозг. Современные исследования мозга обнаруживают структуры, воздействия н которые могут порождать галлюцинации, вызвать отчетливые картины прошлого которые переживаются как настоящие, изменять эмоциональные состояни человека и т.п. И уже появились добровольцы, применяющие на практик методику многих экспериментов в этой области: вживляют, например, в моз десятки электродов, которые позволяют слабым электрическим раздражение вызывать необычные психические состояния, устранять сонливость, получат ощущения бодрости и т.п Усиливающиеся психические нагрузки, с которыми все больше сталкиваетс человек в современном техногенном мире, вызывают накопление отрицательны эмоций и часто стимулируют применение искусственных средств сняти напряжения. В этих условиях возникают опасности распространения ка традиционных (транквилизаторы, наркотики), так и новых средств манипуляци психикой. Вообще вмешательство в человеческую телесность и особенно попытк целенаправленного изменения сферы эмоций и генетических оснований человека даже при самом жестком контроля и слабых изменениях, могут привести непредсказуемым последствиям. Нельзя упускать из виду, что человеческа культура глубинно связана с человеческой телесностью и первичны эмоциональным строем, который ею продиктован. Предположим, что известном персонажу из антиутопии Оруэлла "1984" удалось бы реализовать мрачный пла генетического изменения чувства половой любви. Для людей, у которых исчезл бы эта сфера эмоций, уже не имеет смысла ни Байрон, ни Шекспир, ни Пушкин для них выпадут целые пласты человеческой культуры. Биологически предпосылки - это не просто нейтральный фон социального бытия, это почва на которой вырастала человеческая культура и вне которой невозможны были б состояния человеческой духовности Все это - проблемы выживания человечества, которые породила техногенна цивилизация. Современные глобальные кризисы ставят под сомнение ти прогресса, реализованный в предшествующем техногенном развитии По-видимому, на рубеже двух тысячелетий по христианскому летосчислению человечество должно осуществить радикальный поворот к каким-то новым форма цивилизационного прогресса Некоторые философы и футурологи сравнивают современные процессы изменениями, которые пережило человечество при переходе от каменного железному веку. Эта точка зрения имеет глубокие основания, если учесть, чт решения глобальных проблем предполагают коренную трансформацию ране принятых стратегий человеческой жизнедеятельности. Любой новый ти цивилизационного развития требует выработки новых ценностей, новы мировоззренческих ориентиров. Необходим пересмотр прежнего отношения природе, идеалов господства, ориентированных на силовое преобразовани природного и социального мира, необходима выработка новых идеало человеческой деятельности, нового понимания перспектив человека В этом контексте возникает вопрос и о традиционных для техногенно цивилизации ценностях науки и научно-технического прогресса Существуют многочисленные антисциентистские концепции, возлагающие на наук и ее технологические применения ответственность за нарастающие глобальны проблемы. Крайний антисциентизм с его требованиями ограничить и даж затормозить научно-технический прогресс, по существу, предлагает возврат традиционным обществам. Но на этих путях в современных условиях невозможн решить проблему обеспечения постоянно растущего населения элементарным жизненными благами Выход состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ем гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему новог типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистически ориентиры и ценности В этой связи возникает целая серия вопросов. Как возможно включение научное познание внешних для него ценностных ориентаций? Каковы механизм этого включения? Не приведет ли к деформациям истины и жестком идеологическому контролю за наукой требование соизмерять ее с социальным ценностями? Имеются ли внутренние, в самой науке вызревающие, предпосылк для ее перехода в новое состояние Это действительно кардинальные вопросы современной философии науки. Отве на них предполагает исследование особенностей научного познания, ег генезиса, механизмов его развития, выяснения того, как могут историческ изменяться типы научной рациональности и каковы современные тенденци такого изменения Очевидно, первым шагом на этом пути должен стать анализ специфики науки выявление тех инвариантных признаков, которые устойчиво сохраняются пр исторической смене типов научной рациональности В каждую конкретную историческую эпоху эти признаки могут соединяться особенными, свойственными именно данной эпохе характеристиками научног познания. Но если исчезнут инвариантные признаки науки, отличающие ее о других форм
|