Министерство общего и профессионального образования РФ Тверской Государственный Технический Университет Кафедра культурологии и социологии Реферат по культурологии на тему: "Древнегреческая и древнеримская культура: сравнительный анализ" Выполнил: студент группы АТПП-15 Поляков В.А. Принял: старший преподаватель Арцев М.Н. Тверь, 1998 Оглавление ОГЛАВЛЕНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕ 3 ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ И ДРЕВНЕРИМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И ИХ КУЛЬТУРЫ 3 РЕЛИГИЯ 5 ИСКУССТВО 8 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 8 ЛИТЕРАТУРА, ПОЭЗИЯ И ТЕАТР 10 АРХИТЕКТУРА 13 СКУЛЬПТУРА 16 ПИСЬМЕННОСТЬ И ЯЗЫК 17 НАУКА 18 БЫТ 19 ПРАЗДНИКИ 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 ПРИЛОЖЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 25 Введение Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего ис- кусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определенной мере оценка настоящего и даже "открытие" будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого. Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская ци- вилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, суще- ствовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались взаимодей- ствуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение. Конечно изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Исторические события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга. Цивилизации Древней Гре- ции и Древнего Рима позднее стали основой для возникновения европейской цивилизации, и ока- зали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. "Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было и современной Европы" Ис- следование культуры и быта этих цивилизаций помогает проследить тенденции развития совре- менной культуры и предсказать ее будущее. Актуальность данной темы главным образом и обу- славливает выбор данной темы реферата. Основная задача реферата – описать основные особенности древнегреческой и древне- римской культур, показать их взаимосвязь, выделить основные черты сходства и различия. В каж- дой главе проводится сравнение какого-то направления культуры, которое базируется на результа- тах изучения материальных памятников культуры древнего мира, археологических исследований и работах известных ученых. Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. "И у греков, и у римлян было свое ис- торическое призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы – их общее дело." Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных раз- личий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур. Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фессалию и Эпир; централь- ную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским заливами, а с юга - Коринфским и Саро- ническим; наконец, южную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 градусов на Кикладах. Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX- XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и эллинистический (IV – I вв. до н. э.) В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции - на острове Тасос, в Ма- кедонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые за- лежи ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику - в этом греки добились, как известно, высочайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень: бла- годаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры. Камень всегда находился на месте, его не надо было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились из твердого известняка, добытого в ближайших окрестностях; дома на Делосе – из камня выло- манного прямо из гранитного основания острова. Даже при сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. В Олимпе святилище Зевса построили из местного известняка; ка- меноломни Кара, поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в. до н. э. траверин, т. е. мягкий известняк, располагались всего в нескольких километрах от города. На рубеже III-II тысячелетия до н. э. предки поднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили на языке, не относящемуся ни к индоевропейской, ни к семитской группам. Позднейшие греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохра- нялось представление о существовании некоторого древнего, догреческого народа, карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова. Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); киклад- ская, расцветшая на островах; и элладская - в собственно Греции. Отражением критской куль- туры в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейцами. В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличи- тельной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязaтельного) начала. Формирование полиса как особого типа общины. шедшего на смену рыхлым объединениям "героической" эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль - кол- лективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полисы было невоз- можно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса. Высшая доб- лесть гражданина состояла в защите своего полиса: "Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей"-эти слова спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему господство- вавших тогда ценностей . Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная эти- ка аристократии распространялась и среди народных масс, хотя уже в измененной форме: важ- нейший принцип-кто лучше послужит полису. Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона. Общественное устройство Греции - рабовладельческая демократия, и для нее характерно такое явление, как народный суверенитет – признание народа в качестве единственного источника вла- сти. Также существовала система выборных должностей. Прослеживалась тенденция к нивели- ровке – усреднению доходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а человеком. Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население которого вырос- ло до 1-1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы возникли в I-III вв. н. э. Дру- гие большие города. Наиболее крупными из них были Александрия Египетская с населением око- ло 500 тыс. человек, Антиохия на Оронте - центр управления Сирии, Эфес - центр управления провинцией азия. Крупнейшим городом Греции эпохи Империи стал Коринф, восстановленный Юлием Цезарем. На северном берегу Африки Цезарь же восстановил Карфаген, на Пиренейском полуострове выросли порт Терракона и Толето (современный Толедо), в Галлии-Лугудун (со- временный Лион), в Паннонии-Аквинк (современный Будапешт) и Сирмий, во Фракии- Филиппополь (современный Пловдип) и Сердика (современная София). Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания - храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, "базилики", портики для прогулок, а также различ- ного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления - травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на запряженных четверками лошадей колесницах - "квадригах". До настоящего времени, кроме грандиозного римского амфитеатра "Коллосея" (Колизея), построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего около 50 тыс. зрителей, в различных местах, некогда бывших городами Римской империи, сохра- нились остатки амфитеатров (Париж, Арль, Верона, Капуя, Помпеи, Пула, и т. д.). Они были ук- рашены великолепными произведениями искусства, рельефами и статуями. Отличительной чертой городов эпохи 1-III вв. и. э. были каменные мостовые, водопроводы ("акведуки"), канализация, В самом Риме во II-V вв. н. э. работали одиннадцать водопроводов, дававших 950 000 куб. литров воды ежесуточно. Водопроводы (акведуки) представляли собою длинные ряды арок , под- держивавших свинцовые или глиняные трубы, по которым вода из горных источников направля- лась за много километров в тот или иной город. В городе трубы уходили под землю и оттуда в разные водоемы, фонтаны на площадях - во дворцы, храмы и дома богатейших лиц. В совре- менном Риме продолжают подавать воду два древних водопровода. Остатки больших римских водопроводов сохранились подле Рима, в Стамбуле, на юге Франции, в Испании, в различных час- тях Малой Азии, Африки. Центральные площади городов, называвшиеся агорой (на востоке) или форумом (на западе), были украшены портиками, храмами и базиликами. На площадях воздвига- лись триумфальные арки, конные статуи. Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен республики импера- торы присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Траяна. Не менее великолепны были "алтарь мира", воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм "всем богам" - "Пантеон", построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адриа- ном. В Риме, а также во многих больших городах провинций, строились роскошные здания "терм" (общественных бань), в которых были бассейны с теплой и холодной водой для купанья, гимна- стические залы, комнаты отдыха. Особенно роскошны были термы, построенные в Риме Каракал- лой. Большими размерами и богатством отличались многие архитектурные сооружения ряда горо- дов провинций: что колоннады портиков сирийского города Пальмиры, храмы солнца в Баальбеке (Сирия) и др. Во II в. н.э. в Империи было 372 мощенные камнем дороги общим протяжением около 80000 км. Через каждую тысячу шагов (миля) стояли каменные столбы с указанием рас- стояния до ближайших населенных пунктов и до города Рима; в самом Риме, на форуме, стоял столб с позолоченным верхом. Он считался началом всех дорог Римской империи и дал основание для выражения: "Все дороги ведут в Рим !" . В портовых городах были сооружены каменные причалы, амбары для хранения грузов, защит- ные каменные стены от прибоя морских волн. Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были украшены тонко выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся по глиняным трубам под полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу. Однако если общественные здания и дома богачей блистали роскошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного населения были убоги и неудобны. Сельские жители ютились в деревянных а в средиземноморских областях - в кое-как построенных каменных хижинах, кры- тых черепицей и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения, В Риме, Эфесе, Александрии строились дома в несколько этажей (в три, четыре и даже шесть), сдававшиеся в на- ем но квартирам и комнатам. Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Ее определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складыва- лась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатыва- лись в соответствии с ней. Религия.....
|