Л. Рон Хаббард Д Е Т С К А Я Д И А Н Е Т И К А Перевод с английского Книга Лео Рона Хаббарда "Детская Дианетика" посвящена способам и средствам воспитания счастливого, здорового ребенка и установления мира и взаимопонимания в семье путем устранения причин, порождающих конфликты и заболевания. Дианетика - это психотерапевтическая методика, в которой не применяют ни лекарств, ни гипноза. Ее стержень составляет внимательное выслушивание пациента, полностью осознающего, что, зачем и почему он делает и говорит во время сеанса. Желающие смогут в значительной степени овладеть этой методикой, прочитав "Детскую Дианетику". Дианетическая методика духовного (спиритуального) врачевания - лучшая школа для человеческого сознания. Дианетика (Dianetics) означает "через душу" (от dia - сквозь и noos - душа). Дианетическая методика - путь управления энергией жизни с тем, чтобы улучшить и организм человека, и его духовную жизнь. В А Ж Н О Е З А М Е Ч А Н И Е Читая эту книгу, будьте внимательны, и не пропускайте слов, которые вы понимаете не полностью. Единственная причина, по которой человек бросает изучать предмет или чувствует себя неспособным его усвоить - это пропущенные непонятыми слова. Замешательство, неспособность схватить суть прочитанного или выучить что-либо появляются _П_О_С_Л_Е_ слова, которому читатель не смог дать определения и не понял. Случалось вам дойти до конца страницы и обнаружить, что вы не знаете, о чем говорилось? Значит, где-то раньше на этой странице вы проскочили слово, к которому не смогли подобрать об`яснения или поняли его неверно. Вот пример. "Мы обнаружили, что при крепускулярном освещении дети спокойны, а когда такого освещения не создают, то они гораздо более оживлены". Видите, что получается. Вам кажется, что вы не поняли ничего, но целая фраза ускользнула от вашего понимания всего из-за одного слова, которому вы не могли дать об`яснения - "крепускулярный", что значит сумеречный, тусклый. Бывает, что не только новые и необычные слова приходится искать в справочнике. Слова, обыденный смысл которых вам хорошо известен, в научном тексте могут иметь иное значение и, определенные вами неверно, будут порождать непонимание. Это правило - не пропускать непонятных слов неопределенного значения - самое важное при изучении любого предмета. Любая наука, за которую вы взялись, а потом забросили, содержала понятия, которым вы не сумели подобрать определения. Таким образом, изучая эту книгу, все время проверяйте себя - не пропустили ли вы слово, не поняв его полностью. Если материал начинает ставить вас в тупик и вы, как кажется, перестали улавливать смысл, значит где-то раньше в тексте было слово, вами не понятое. Не надо продираться дальше, вернитесь назад, туда, где было все понятно, найдите то слово и подберите ему определение. Чтобы помочь читателям, словам, которые без раз`яснения остались бы, вероятно, непонятыми, даны определения в сносках, когда подобное слово встречается в тексте впервые. Некоторые слова имеют несколько значений. В сносках раз`ясняется, в каком смысле такое многозначное слово употреблено в данном контексте. Остальные значения вы сможете найти в обычном толковом словаре. Все определения, данные в сносках, в конце книги собраны в терминологический словарь. Этот словарь, однако, не предназначен для того, чтобы подменять собой обычные словари. "Дианетический и саентологический технический словарь" и "Определения из технологии современного менеджмента" являются бесценным пособием для студентов. Вы можете получить их в ближайшей к вам Саентологической церкви или Миссии, или непосредственно от издателя. < По техническим причинам все примечания вынесены в начало каждой главы.> СОДЕРЖАНИЕ Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 1. Основные принципы Дианетики. . . . . . . Глава 2. Величайшая проблема человека. . . . . . Глава 3. Курс - на здоровое общество. . . . . . . Глава 4. Стандартная дианетическая техника. . . . Глава 5. Дианетический процессинг для детей. . . Глава 6. Дианетика при уходе за детьми. . . . . . Глава 7. История одной болезни. Из отчета одитора. Глава 8. Специальная детская техника. . . . . . . Глава 9. Сеансы с детьми. . . . . . . . . . . . . Глава 10. Несколько случаев из практики. . . . . . Глава 11. Взгляд в будущее. . . . . . . . . . . . Глава 12. Детские руководящие центры. . . . . . . Глава 13. Итоги. . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение A. Кодекс Одитора. . . . . . . . . . . Приложение B. Дианетика и язык. . . . . . . . . . Приложение C. В помощь памяти. . . . . . . . . . . Коротко об авторе. . . . . . . . . . . . . . . . . Словарь дианетических терминов. . . . . . . . . . . Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Адреса Организации. . . . . . . . . . . . . . . . . В в е д е н и е ___________________________________________________________ Примечания 1. Вопреки предубеждению автора, читатели, знакомящиеся с Дианетикой впервые, могут пока что пропустить рассказ о новейших достижениях Дианетики (примечания 2 - 4 ) с тем, чтобы вернуться к нему позднее, когда освоятся с терминологией. [Прим. перев.] 2. Теория взаимодействия Духа и физической вселенной (theta-MEST theory) - теория, утверждающая, что Дух воздействует при соприкосновении на физическую вселенную и что это взаимодействие Духа с материей, энергией, пространством и временем порождает различные формы жизни. 3. Методика сознательного продвижения (Validation processing) - состоит в том, что одитор, по крайней мере в течение одного сеанса, занимается исключительно сознательной стороной цепей из включений (рестимуляций), позволяя преклиру проходить только аналитические (осознаваемые) промежутки времени, какой бы темы они ни коснулись. Если в затронутой цепи слишком велика доля времени, приходящаяся на бессознательное состояние, то одитору следует запросить у файл-клерка другую тему и заниматься аналитическими промежутками такой цепочки из включений (рестимуляций), которая не пересекалась бы с той, первой. Во время такого рода занятий соматики будут появляться, иногда по нескольку сразу, и пропадать, но одитору следует их игнорировать и постоянно возвращать преклира к аналитической стороне цепи. 4. Методика глубокого погружения (MEST-processing) - состоит в том, что одитор занимается корнями аберраций и болезней преклира, запрашивая соматики, а не слова. Эта методика позволяет достичь пластов психики, лежащих глубже языка и приводит духовную сущность человека в соприкосновение с физической вселенной. Посредством этой методики человек напрямую общается с материей, энергией, пространством и временем. 5. Иезуиты - члены Римского католического ордена (иезуитское общество), основанное Игнатием Лойолой в 1534 году. Будучи миссионерами, иезуиты использовали обучение, как главное средство распространения своих идей. 6. Экс-цирюльник - тот, кто раньше был цирюльником. Современные врачи и, следовательно, Американская Медицинская Ассоциация ведут свое происхождение от цирюльников. Первоначально цирюльник был хирургом и занимался в основном зубодерством и кровопусканием вдобавок к обычным стрижке и бритью. Потом хирурги выделились в особую профессию, а от них уже пошли современные терапевты. 7. Самостоятельность, самоопределение (self-determination) - состояние, при котором личность может по собственному выбору подчиняться или не подчиняться своему окружению. Самостоятельный человек уверен в себе, в своих возможностях и способностях. Он уверенно вступает в межличностные взаимоотношения. Он может спорить, но не будет понапрасну противоречить. 8. Аберрация (aberration) - отклонение от рационального мышления или поведения. Слово образовано от латинского aberrare (идти прочь), которое, в свою очередь, образовано от ab (прочь) и errare (идти, странствовать). Aberrare означает заблуждаться, делать ошибки или, более специфически, иметь "пунктик". Аберрация не дает человеку быть душевно здоровым. Аберрированность - это состояние, противоположное душевному здоровью, "нормальности". 9. Ne plus ultra (лат.) - крайний предел, высшая степень совершенства. 10. Психология - культ, расцветший и пришедший в упадок в первой половине двадцатого века. LRH. 11. Постулат - то, что принято в качестве реальности. 12. Лет в восемнадцать он (она) уже будет жить отдельно от родителей. [Прим. перев.] 13. Скручивающаяся спираль (dwinding spiral) - постепенное уменьшение треугольника близость - действительность - общение (треугольника БДО (см.)). Сущность С.С. состоит в том, что при нарушении близости людей пропадает как бы кусок окружающей их действительности, почвы для их близости и общения, и тогда сокращается и само общение, что делает невозможной былую близость, а таким образом еще кусочек действительности становится для них недоступен, а следом еще более сокращается общение. Так скручивается спираль до самого конца - смерти, когда уже нет ни близости, ни действительности, ни общения. 14. Одитор (auditor) - тот, кто внимательно слушает, человек, опытный в применении дианетической или саентологической методики, способствующей совершенствованию человека. 15. Психоз - заболевание, при котором больной полностью утрачивает связь с окружающей его в настоящий момент действительностью и не может предвидеть будущее. При острой форме заболевания это может происходить приступообразно, только на несколько минут и только в определенной обстановке (как приступ ярости или апатии). При хронической форме психоза такая потеря связи с настоящим и будущим может стать продолжительной. Некоторые больные наносят демонстративный вред окружающим (демонстративное поведение). Их считают достаточно опасными и изолируют. Между тем больные, у которых отсутствует демонстративное поведение, не менее опасны для окружающих и не менее больны. 16. 1776 г. - война за независимость от Англии. 1861 г. - Гражданская война Севера и Юга, за отмену рабовладения. [Прим. перев.] ___________________________________________________________ "Детская Дианетика" опубликована потому, что она нужна читателям. За исключением введения, эта книга была подготовлена и написана коллективно, что, конечно, потребовало времени. Между тем Дианетика сделала значительные успехи (1). Теория взаимодействия Духа (или Жизни) и физической вселенной (2), методика сознательного продвижения (3), методика глубокого продвижения (4) и другие достижения создают новые возможности для детской Дианетики. Книга, таким образом, опубликована не потому, что она является последним словом Дианетики, а потому, что общество ее требует. Главная трудность в работе с детьми состоит не в том, какими методами подвергать их дианетическому процессингу для возвращения им здоровья, а в том, чтобы им нормально, по-человечески, жилось. Камень преткновения тут не ребенок, а взрослый. Для взрослых существует "Наука выживания" и "Самоанализ". У взрослых есть определенная власть, хотя современные взрослые и предпочитают ее не употреблять, а дети этой власти не боятся. Для ребенка же лучшее средство от всех зол - добрые, терпимые и любящие взрослые. Как выучить ребенка и при этом его не сломать? Это самая трудная проблема в воспитании. По системе иезуитов (5) она вроде бы как-то решалась, но решение исчезло вместе с иезуитами. И вот уже Американская Медицинская Ассоциация, организация, предназначенная для управления врачебной практикой, недавно выступила с книжицей, шедевром бессмыслицы, под названием "Как управлять своим ребенком". Ну как это можно! Ведь ваша цель - вырастить ребенка самостоятельным, чтобы им не нужно было "управлять", чтобы он всегда мог сам распоряжаться собой. От этого зависит его жизнь, его душевное и физическое здоровье. Мои уважаемые экс-цирюльники (6), дети вам не собаки. И их нельзя натаскивать, как натаскивают собак. Это не об`екты для управления. Дети, заметьте себе, это мужчины и женщины. Ребенок - это не зверек, ничем не похожий на людей. Ребенок - это невзрослый мужчина или женщина. Любой закон, регулирующий жизнь мужчин и женщин, точно также относится и к детям. Как вам понравится, если вас будут тянуть, одергивать, распоряжаться вами и запрещать делать то, что вам хочется? Вы возмутитесь. Ребенок "не возмущается" только потому, что он мал. Да вы бы убили на месте того, кто бы вам, взрослому, стал приказывать, возражать на каждом шагу и обращался бы с вами так бесцеремонно, как обычно обращаются с ребенком. Ребенок не может отплатить тем же, потому что у него еще не хватает силенок. Вместо этого он пачкает пол, мешает вам раскладывать пасьянс и нарушает покой в доме. Если бы у него были равные с вами права, ему не нужна была бы такая "месть". Эта "месть" и есть поведение обычного ребенка. У ребенка есть право на самоопределение (7). Вы скажете, что если его не удерживать от того, чтобы ронять на себя вещи, выбегать на дорогу и т.д. и т.п., с ним случится беда. Куда же вы годитесь как воспитатель, если ваш ребенок оказывается среди опасных для него предметов или там, где с ним может случиться беда? Если окружение опасно для него - вина не его, а ваша. Ребенок может быть любящим, милым и ласковым, пока он имеет возможность осуществлять свое самоопределение. Насколько мы урезаем его самостоятельность, настолько мы ограничиваем, стесняем и его жизнь вообще. Есть только две причины, по которым право ребенка решать за себя может быть нарушено - если он может серьезно навредить другим или если ему самому и вам грозит опасность. Независимо от ваших благих намерений не надо взваливать на него задачи, предназначенные для вас. В решении задачи о самоопределении ребенка есть два направления. Обеспечьте ребенку такое окружение, где он не сможет ничего поломать, безопасное для него и, по возможности, дающее ему простор для деятельности. А еще - вы можете убрать свои собственные аберрации (8), по крайней мере настолько, чтобы ваша терпимость перевешивала его неумение угодить вам. Когда вы что-то даете ребенку - это уже его. Это больше не ваше. Одежда, игрушки, место в доме и что бы то ни было, будучи отдано, должно остаться в его полном распоряжении. Пусть даже он порвет рубашку, расшатает кроватку, исковеркает дорогую игрушку. Это не ваше дело. Как вам понравится, если кто-то сделает вам рождественский подарок, затем начнет день за днем втолковывать, что с этим подарком делать, да еще и накажет вас, если вы не сумеете обращаться с ним так, как считает нужным даритель? Уж вы покажете вашему доброхоту, да и подарку! И вы отлично это знаете. Вот и ребенок начинает трепать вам нервы, когда так поступают с ним. Это месть. Он плачет. Он ноет над ухом. Он портит ваши вещи. Он "случайно" разливает молоко. И он портит имущество нарочно, именно потому, что его "столько раз предупреждали". Почему? Он борется за свою самостоятельность, за право дать окружающим почувствовать свое влияние. Псевдоподарки, "его" имущество, которым распоряжается не он, на самом деле - еще одна ниточка, за которую его дергают, как куклу, и ребенок вступает в борьбу и со "своим" имуществом, и с "кукловодом". Несомненно, что наших достопочтенных экс-цирюльников так воспитали самих, что они считают "управление" ne plus ultra (9) воспитания детей. Если вы хотите управлять своим ребенком, просто забейте его до полной апатии, и он будет покорным, как и всякая полоумная жертва гипноза. Если хотите знать, как управлять им, возьмите книгу о дрессировке собак, назовите ребенка Рексом и сперва научите носить поноску, затем "сидеть" и подавать "голос" по команде. Вы сможете его натаскать, безусловно сможете. Большая будет удача, если он станет свирепым бульдогом. Только не останавливайтесь на полдороге. Командуйте смело: "Голос, Роджер!", "Лежать!", "Служи!". Конечно, вам придется трудновато. Тут маленький недосмотр природы - это человеческое существо. Много сил придется положить, чтобы довести ребенка до апатии быстро. Тут лучше всего палка. Очень помогает на несколько дней запереть его в чулане без еды. Но самое лучшее - смирительная рубашка. Натяните ее и держите, пока он не станет послушным дебилом, годным только на то, чтобы стать профессиональным психологом (10). Я предупреждаю, что будет нелегко, и будет нелегко из-за того, что человек стал царем природы только потому, что его трудно подчинить, как животное. Он нелегко впадает в покорную апатию, как это бывает с собакой, именно потому, что является самостоятельной личностью, а собака - нет. Причина, по которой детей стали путать с собаками и стали их пытаться натаскивать силой, лежит в области "психологии". Вот на каких "принципах" построена "психология": "Человек зол". "Человека можно приучить быть общественным животным". "Человека нужно приспособить к его окружению". А что, если эти постулаты (11) неверны? Тогда вся "психология" никуда не годится. И если вы видите неудачника - перед вами дитя профессионального психолога. Внимательно взглянув на мир вокруг нас, а не в книги, которые кто-то понаписал, прочтя чьи-то книги, мы увидим всю ошибочность этих постулатов. Возможности Дианетики основаны на других постулатах, пригодных для дальнейшей работы. (Психологам даже неведомо, что для создания науки нужны постулаты и аксиомы, они не осознают, что вышеизложенное кредо и есть основание их психологии, сформулированное нами по изучении обширных психологических фолиантов.) Действительность являет нам нечто совершенно противоположное этим верованиям. Вот где лежит истина: "Человек изначально добр". "Только тяжелые аберрации могут сделать человека злым. Жестокая "выучка" доводит его до асоциального состояния". "Чтобы не сойти с ума, человек должен сохранять способность приспосабливать к себе свое окружение". "Полностью самостоятельный человек полностью здоров душевно и физически". Воспитывая ребенка, всячески избегайте приучать его быть общественным животным. Поначалу ваш ребенок открыт и дружелюбен, и даже в большей степени, чем вы, обладает чувством собственного достоинства. "Введением в рамки", "обузданием" в сравнительно короткое время его можно так задергать, что он взбунтуется. Бунт ребенка может достичь таких пределов, что жизнь в доме превратится в кошмар. Он будет вопить, пачкаться, бездумно портить все вокруг, словом будет допекать, как сможет. Прибегнув к жестокому контролю, к дрессировке, вы утратите его любовь. Вы потеряете ребенка навсегда, и именно потому, что пытались им управлять и владеть. Позвольте ребенку забраться к вам на колени. Он будет сидеть там, весьма довольный. Теперь схватите его и удерживайте, пусть даже он и не пытается слезть. Вскоре он примется вертеться. Он попытается освободиться. Он рассердится. Он раскричится. А теперь вспомните, как он сидел у вас на руках с радостью, пока его не начали удерживать насильно. (Можно и на самом деле провести такой опыт.) Ваши усилия дрессировать, формировать, надзирать за ребенком действуют на него, в общем, так же, как попытка насильно удерживать его у себя на коленях. Конечно вам придется трудно с ребенком, которым уже командовали, управляли, которому приказывали и лишали его собственных вещей. Вы меняете тактику на полдороге. Вы пытаетесь вернуть ему свободу. Он уже настолько недоверчив, что ему будет трудно приспособиться к новому состоянию. Этот переход будет непростым, но в конце концов у вас будет сговорчивый, послушный и отзывчивый ребенок, который будет к вам прислушиваться и, что самое главное, будет вас любить. У ребенка, которого принуждают, держат в руках, пасут и прогоняют, в душе возникает и разрастается тревога. Без родителей он не может жить. От них исходят еда, одежда, защита, любовь. Это значит, что ему хочется быть с ними. Он хочет любить их, быть их ребенком. Но, с другой стороны, родители не дают ему жить. Его существование и самая жизнь зависят от права самому решать, куда двигаться, что делать со своим телом и имуществом. Родители лезут во все, исходя из ложного представления о ребенке, как об идиоте, который ничему не научится без "управления". И он вынужден добиваться свободы - бороться, раздражать и изводить врага. Он в тревоге. "Я очень люблю их. Они мне нужны. Но они все время мешают, мешают моим делам, моим мыслям, всей моей будущей жизни. Ну что мне с ними делать? С ними невозможно жить. А без них я жить не могу. Господи!" Сидит он в своих коротких штанишках, а в головке у него вертятся все те же вопросы. И эти вопросы, эта тревога будут преследовать его лет до восемнадцати (12). Они изуродуют ему жизнь. Свобода вашего ребенка означает свободу для вас. Предоставляя имущество ребенка на его усмотрение, мы, в конечном счете, обеспечиваем его сохранность. Дикое напряжение воли требуется от родителей, чтобы не рваться постоянно к ребенку! Сердце кровью обливается смотреть, как он все ломает! Сил нет прекратить распоряжаться его временем и делами! Но это необходимо, если вы хотите иметь хорошего, счастливого, заботливого, красивого, умного ребенка! Другой важный вопрос - вопрос сотрудничества, внесения своего вклада. У вас нет права отказывать вашему ребенку в праве отплатить вам за заботы. Человек чувствует себя нужным и полноправным только пока он может отдать столько же или больше, чем дали ему. Переплатив, человек чувствует себя безмятежно. Недоплатив, отдав меньше, чем получил, он чувствует, что его совесть не успокоится, пока он не возместит полученного. Если вы сомневаетесь в этом, вспомните вечеринку, на которую каждый что-то принес, а вы нет. Каково вам было? Человеку свойственно чувствовать недоверие, даже возмущение по отношению к любому источнику, из которого он получил больше, чем может возместить. Родители, естественно, вкладывают в ребенка больше, чем он может отдать. Как только ребенок начинает это понимать, он чувствует себя несчастным. Он силится увеличить свой вклад. Потерпев неудачу, начинает сердиться на благотворящий источник - на родителей. Они пытаются подавить его бунт, начиная давать ему еще больше. Ребенок возмущается еще больше. Перед нами скручивающаяся спираль (13), конец которой лежит в полной апатии ребенка. Вы должны позволить ребенку отплатить за то, что вы делаете для него. Не надо требовать этого. Не надо, например, заставлять ребенка подстригать газон и считать это платой за ваши труды. Он сам должен решить, что будет его платой, и принести ее. Если не он выбирает, как и чем отплатить вам, то это будет для него не возвратом его долга, а всего лишь еще одной формой надзора. Уже крошечный ребенок в ответ на ваши заботы пытается заставить вас улыбнуться. Он будет уморительно кокетничать, чтобы вы развеселились. Став чуть постарше, он будет танцевать для вас, приносить вам вещи, будет пытаться повторить ваши рабочие движения, желая помочь вам. И если вы не примите с радостью его улыбки, кокетство, протянутые вещицы и неуклюжую помощь, вы отвергнете тем самым попытки ответной заботы ребенка о вас. Он обидится. Он начнет вытворять нечто невообразимое с вашими вещами, пытаясь "улучшить" их для вас. Вы приметесь его бранить. Это его прикончит. Подумайте еще и о том, что ребенок так мало знает. Откуда могут быть у него сведения о том, как можно помочь вам и всей семье, о том, что нужно для дома, если он вообще не понимает, что такое дом, семья, зачем это, для чего и как устроено? Семья - ячейка общества с общей целью выживания и развития. Ребенку не позволяют сотрудничать, не об`ясняют ни этой общей цели труда всех ее членов, ни того, как семья устроена - и он оказывается выброшен за борт семьи. Ему ясно показали, что он не член семьи - он не может вносить в нее свой вклад. И он перестает себя чувствовать членом семьи - первый шаг к тому, чтобы не чувствовать себя членом общества. Он разливает молоко, бесит гостей, вопит из окна - это он "играет". Его может даже стошнить - специально, чтобы вы еще потрудились. Ему дали понять, что он еще ничтожество, чтобы работать самому. Он чувствует себя пустым местом. Самое большое, что можно сделать для малыша - это с радостью принять его улыбки, отплясывание, принесенные им пустяки. Как только он подрастет, обязательно начните ему об`яснять, что такое семья. Как зарабатывают на жизнь? Откуда взялась еда? Одежда? Машина? Кто убрал в доме? Папа работает. Он шевелит мозгами, тратит время и силы, и за это ему платят деньги. Мы платим деньги в магазине за еду и вещи. Машину хотелось бы купить, но денег недостаточно. Если в доме будет спокойно, если мы будем заботиться о папе - он отдохнет и заработает еще денег на еду, одежду и машину. Учиться нужно, потому что тот, кто лучше учится, зарабатывает потом больше. Играть тоже надо - иначе какой смысл так тяжело трудиться? Нарисуйте ему такую картину мира. Если она ему не нравится, видимо, на то есть причины. Но в конце концов он поймет суть дела. Если же мирные уговоры ни к чему не приводят, вам лучше найти для ребенка одитора (14), чтобы он с ним немного позанимался, вероятно дело зашло слишком далеко, если слова не действуют. У ребенка не будет самого необходимого для него чувства - уверенности в прочности мира, чувства защищенности, если он не знает и не понимает, что происходит вокруг. Частью его знаний об окружающем мире должны стать неизменные правила поведения. То, что сегодня противозаконно, не должно назавтра стать пустяком. Вы можете наказать ребенка, отстаивая свои права, только если с его правами все в порядке - он владеет своими вещами и участвует в совместном труде. У взрослых есть права. Ребенку надо это усвоить. Его цель - стать взрослым. Если бы у взрослых не было больше прав, то зачем бы тогда было расти? Кто, черт возьми, согласился бы тогда стать взрослым? Уже в этом году ни одного бы не было. У ребенка есть долг перед вами. Он должен быть в состоянии позаботиться о вас - не в мечтах, а на деле. А вам нужно иметь терпение и дать ему заботиться о вас, пусть пока это создает лишнее беспокойство, ничего - он учится, набирается опыта. Боитесь за ребенка? - Вздор! Дети, возможно, куда быстрее схватывают обстановку, чем мы, побитые жизнью взрослые. Ребенок может иметь склонность к несчастным случаям только если он уже заработал психоз (15) с тяжелыми аберрациями воли. Вы прекрасно себя чувствуете и наслаждаетесь жизнью, ибо вы не являетесь ничьей собственностью. Наши отцы сражались с рабством дважды: в 1776 и 1861 годах (16). Вы не могли бы наслаждаться жизнью в рабстве и под надзором. Вы бы подняли бунт, и если бы его подавили, это было бы губительно для вас. Это и происходит с ребенком, с которым обращаются как с собственностью, управляют им и надзирают за ним. Родители! Душа вашего ребенка еще чиста и мир сияет для него ярче, чем для вас. У него острее чувство справедливости, он лучше понимает, что ценнее всего. Не притупляйте этих чувств, не закрашивайте мир серой краской, и ваш ребенок вырастет прекрасным, удачливым человеком с чувством собственного достоинства. Начните владеть, управлять, надзирать, и получите то, что заслужили - всеразрушающий бунт. Вот и все, что я могу вам сказать. "Самоанализ" - прекрасная система, попробуйте ее с вашим ребенком. Задайте ему вопросы, приведенные в книге. Ну что, хотим мы счастья в доме? Так начнем его строить! L. Ron Hubbard. Wichita. 1951.
|