А.М.Тимофеева. Беседы детского доктора А.М.Тимофеева. Беседы детского доктора. - М.: Теревинф, 1995. - 112 с. СОДЕРЖАНИЕ Р. П. Дименштейн. Замечательный доктор Введение Беседа первая. Нелекарственные методы лечения острых заболеваний ды- хательных путей у детей Беседа вторая. О проблемах дисбактериоза Беседа третья. О питании детей раннего возраста Беседа четвертая. О питании дошкольников и школьников Беседа пятая. Закаливание детей Беседа шестая. О профилактических прививках Беседа седьмая. Особенности применения лечебного голодания для детей Заключение Литература А.М.Тимофеева БЕСЕДЫ ДЕТСКОГО ДОКТОРА Ада Михайловна Тимофеева - кандидат медицинских наук, известный мос- ковский врач-педиатр с более чем 40-летним стажем. За время профессио- нального пути А.М.Тимофеева отошла от многих догм "официальной" медицины и выработала собственные методы профилактики и лечения детских заболева- ний, основанные преимущественно на нелекарственном подходе. Особенностью этого подхода является творческое применение в педиатрии многих извест- ных методик раздельного питания и голодания. Даны также советы по целому ряду острых вопросов, активно обсуждающихся ныне родителями и врачами: естественное/искусственное вскармливание, профилактические прививки, учет экологической обстановки, вегетарианское питание и т.д. Предлагаемая автором система питания, закаливания, предупреждения и лечения детских болезней нацелена на повышение устойчивости к ним, начи- ная с момента рождения, и во многом применима даже к старшим школьникам. В доступной форме описаны методы борьбы с наиболее распространенными в настоящее время детскими заболеваниями: дисбактериозом, диатезом, ОРВИ, астматическим бронхитом и т.п. Сбалансированный подход автора, далекий как от господствующего начет- ничества, так и от новаторского экстремизма, завоевал признание и множе- ства родителей, и персонала ряда детских и лечебных учреждений. Первый вариант "Бесед детского доктора" уже публиковался в периодической печа- ти. В настоящем виде "Беседы" адресованы самому широкому кругу читате- лей: от молодых родитслей до практикующих врачей-педиатров. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ДОКТОР Ада Михайловна Тимофеева - известный московский детский врач. Уже это само по себе необычно: много ли детских, да и других врачей известно се- годня по именам? Аду Михайловну знают многие, как знали и ее учителей - знаменитых столичных врачей В.Х.Василенко, В.И.Виноградова, Ю.Ф.Домбровскую, М.Б.Когана, С.Я.Флексор, К.И.Широкову. Фактически, это была настоящая школа - школа не только высокого профессионализма, но и глубокого человеческого участия в каждом пациенте. От этих врачей, чудом уцелевших в последние дни сталинского режима, приняла свою эстафету Ада Михайловна. Врач-ученый и врач-практик... После окончания медицинского института Ада Михайловна около восьми лет работала обычным участковым педиатром и в то же время - врачом в обычных детских учреждениях: яслях, детском са- ду. Затем два года учебы в клинической ординатуре Московского института педиатрии и детской хирургии, работа в крупных детских больницах в каче- стве врача-ординатора. После этого - приобщение к передовым достижениям медицинской науки в НИИ гигиены детей и подростков, в 1973 г. - защита кандидатской диссертации по педиатрии, продолжение исследований к каче- стве старшего научного сотрудника. И в то же время снова практика: кон- сультирование, осмотры больных с врачами-ординаторами, обходы в больни- це... Однако и по сей день, находясь на пенсии после 40 лет трудового ста- жа, Ада Михайловна не оставляет своего дела. На консультации к ней все- гда огромная очередь - запись ведется за несколько месяцев. Уже третье поколение детей - внуков своих первых пациентов - наблюдает Ада Михай- ловна. Не только профессионализм, но и личную заинтересованность в каждом пациенте ценят в Аде Михайловне ее приверженцы. Квалифицированный профессионал, замечательный человек - казалось бы, разве этого недостаточно? Но у Ады Михайловны есть еще ряд замечательных качеств, среди которых отмечу лишь два. Первое - постоянный поиск самого лучшего, самого ценного, могущего так или иначе помочь больному. И найдя его, она не боится ломать стереотипы, отказываться от устоявшихся мне- ний, идти наперекор официальной позиции. Второе - постоянное стремление к сотрудничеству с родителями и самим ребенком, которое столь редко встречается в наше время. К сожалению, сейчас для многих врачей нормой стало отношение к пациенту как к "живому объекту" - т.е. его собственное мнение (в случае маленьких детей - мнение родителей) в расчет не прини- мается, ему не предлагаются варианты поведения, он не понимает смысла производимых с ним действий, не знает состава и побочных последствий применения назначаемых ему лекарств и т.д. и т.п. Иначе говоря, для по- добного врача идеалом является пассивный, безропотно-послушный и, конеч- но же, запуганный подопечный. Не таков подход Ады Михайловны... Конечно, вопрос о принятии решений и, следовательно, "взваливании" на себя ответственности отнюдь не прост. Родители могут не обладать нужной квалификацией, а врач может ошибиться либо просто не проявить должной заинтересованности. Как же быть? И подход, который, по сути, предлагает Ада Михайловна, являет собой пример разумного компромисса. Родителям да- ется тот минимум информации, который позволяет им поступать самостоя- тельно в простых случаях и как-то ориентироваться в сложных, а врач дей- ствует на основе свободного соглашения между ним и родителями, с учетом, разумеется, тем или иным способом выраженного отношения самого ребенка. При этом врач должен всегда оставаться честен перед своим подопечным в ситуации даже неочевидного выбора. Замечательный пример такого рода мы находим в предлагаемой вниманию читателя брошюре: хотя Ада Михайловна в настоящее время является в целом сторонницей профилактических прививок, тем не менее она откровенно предупреждает об опасностях их применения в ряде случаев и приводит соответствующие выразительные примеры. Подобный подход привлек к ней даже новое, критически настроенное к традиционной медицине поколение родителей из системы "Здоровая семья". Однако честность, реализм, трезвость всегда сопровождаются у Ады Ми- хаиловны оптимизмом. Вера в то, что безвыходных ситуаций не бывает, глу- бинное признание "правоты верховных сил" у Ады Михайловны далеко не слу- чайны. Уже в совсем немолодом возрасте пришедшая к вере в Бога, она ста- ла стремиться стать Его сознательным служителем. Многие годы она по соб- ственной инициативе лечила детей при одном из ныне широко известных при- ходов близ города Пушкино Московской области. Но прежде всего ее вера проявляется в обычной ежедневной работе и отношении к своим подопечным. В последние годы Ада Михайловна много выступала с лекциями, однако постепенно все заявки удовлетворить стало просто невозможно. Так роди- лась идея записать основные мысли, суммировать наиболее важный опыт. В итоге появились "Беседы детского доктора", ранний вариант которых уже публиковался в периодической печати. Теперь, уважаемый читатель, "Беседы" замечательного доктора в виде весьма интересной и полезной бро- шюры перед вами. Хотелось бы пожелать вам внимательного прочтения, а Аде Михайловне - еще долгой и успешной работы. Р. П. Дименштейн, директор Центра лечебной педагогики (Москва) Посвящается Игорю - мужу, другу, помощни- ку - без которого не было бы этой книги ВВЕДЕНИЕ Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Поговорим о том, как помочь ребенку при острых заболеваниях методами нелекарственной терапии, как кормить детей - маленьких и больших, как можно сделать ребенка устойчивым к болезням, повысить его иммунитет и предохранить от возникновения хронических болезней. Многие могут сказать: "Да ведь вопросам питания, закаливания и профи- лактики хронической патологии посвящены многие прекрасные книги как для врачей, так и для родителей, нужны ли еще разговоры на эти темы?" Мне кажется, нужны. Ибо почти все руководства были написаны без учета эколо- гических катастроф, развившихся на наших глазах в течение последних де- сятилетий. Резко ухудшился воздух, особенно в промышленных центрах. В связи с этим увеличивается число острых и хронических заболеваний орга- нов дыхания. Растет аллергическая патология у детей и взрослых. Бронхит с астматическим компонентом, как обычно пишут врачи, отмечается в самом раннем возрасте у большинства городских детей. Промышленными отходами отравлены водоемы. Даже в Оке или гордости России - Волге купаться ста- новится с каждым годом все опасней... Может ли врач рекомендовать детям соки с 2-3-месячного возраста, как у нас было принято, если фрукты и овощи выращены на земле, насыщенной азотистыми удобрениями? Сегодня - нет. Раньше все врачи рекомендовали почечным больным есть много арбузов, а сегодня мы знаем случаи, когда малыш, впервые попробовавший кусок арбуза, умирает от острой почечной недостаточности (отравлен гербицидами). А чем сегодня кормить детей, если в колбасе, например, содержатся нитраты, вещества с канцерогенными свойствами? С каждым годом изменяется в худшую сторону среда обитания - следовательно, должен быть изменен и подход к питанию и лечению детей. Необходим выход из создавшейся ситуа- ции, нельзя ждать того, что уже сегодня или завтра перестанут в городах дымить трубы, исчезнет поток машин, выбрасывающих в воздух выхлопные га- зы, прекратится сброс промышленных отходов в реки, запретят использовать вредные для человека вещества в сельском хозяйстве и в пищевой промыш- ленности. Это нереально. Однако выход есть. Он состоит в первую очередь в новом подходе к лечению детей, к их питанию, в поиске методов, повы- шающих сопротивляемость ребенка к вредным воздействиям. Беседа первая НЕЛЕКАРСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ОСТРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ У ДЕТЕЙ Все мы знаем, как страшно бывает родителям и близким малыша, когда он заболевает. Особенно, если он совсем маленький, первых месяцев жизни. У ребенка повысилась температура - сразу же возникает желание ее нормали- зовать. И уже самым маленьким назначают четверть таблетки аспирина или анальгина и т.п. Необходимо знать: эти препараты могут разрушить слизи- стую оболочку желудка. > Опасен может быть даже аспирин Вспоминаю случай из практики. Здоровый мальчик девяти месяцев впервые заболел, ночью у него поднялась температура до 40 градусов. Вызвали вра- ча, который предложил дать аспирин для снижения температуры. После прие- ма аспирина температура ненадолго спала, а к утру у ребенка появилась рвота цвета "кофейной гущи" - признак желудочного кровотечения. Ребенок был направлен в больницу, где ему сделали гастроскопию и обнаружили мно- жественные кровоточащие язвочки на слизистой. В центре многих язвочек лежали крупинки аспирина... Существует огромное количество лекарств. Все знают, что лечение таб- летками значительно проще нетрадиционного лечения. Вначале эффект от таблеток очень нагляден: уже на 1-2-й день температура обычно снижается, состояние улучшается, проходят катаральные явления. Этот скоростной ме- тод лечения позволяет выписать малыша в детский сад или ясли уже на 5-7- й день от начала заболевания. А дальше? Через неделю новое заболевание, а потом бесконечные ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции). При каждом новом заболевании назначают новые и новые препараты, ино- гда вместо таблеток уже вводят антибиотики внутримышечно. Ребенок снова заболевает, у него появляется постоянная лихорадка (температура 37,2- 37,3 градуса) или затяжной насморк, кашель. Тогда его направляют в боль- ницу, где подвергают еще более интенсивному воздействию антибиотиков. > Химические препараты - не панацея Однако какие бы сверхмощные препараты ни давали детям, они не предот- вращают возникновения следующего заболевания. Наоборот, появляются ос- ложнения на введение лекарств (лекарственная болезнь) в виде аллергиче- ских поражений кожи (диатез, экзема), дыхательной системы (астматический бронхит) и дисбактериоза. Далее нередко формируются хронические очаги воспаления в носоглотке (аденоиды, хронический тонзиллит). > Ухудшение экологии создает дополнительные противопоказания Возникновению лекарственной болезни способствуют экологические нару- шения, такие, как загрязнение воздуха, воды, повышение уровня радиации. Чем больше нарушений в среде обитания, тем чаще возникают осложнения. Это означает, что современным детям нужно назначать лекарственную тера- пию, в частности, антибиотикотерапию, только по строгим индивидуальным показаниям. Лечение антибиотиками показано лишь при таких болезнях, как, например, воспаление легких, гнойные поражения среднего уха, гнойные по- ражения костей (остеомиелит), менингит и т.д. Вопрос о назначении анти- биотикотерапии решается врачом, но еще до прихода доктора можно начать работать с малышом, применяя нелекарственную терапию. > Быстрое улучшение - не всегда благо Если доктор считает, что у ребенка обычное острое респираторное забо- левание или бронхит, нужно продолжать нелекарственную терапию. При этом выздоровление идет не так быстро, но зато не срывается выработка защит- ных сил организма, не стерилизуется кишечник (т.е. не развивается дис- бактериоз). А главное, многие элементы нелекарственного лечения несут в себе закаливающий и общеукрепляющий эффект. Мой опыт говорит о том, что если вы решаетесь переходить на нелекар- ственную терапию, необходимо помнить следующие три правила. > Три правила нелекарственной терапии 1. Не следует смешивать лекарственные и нслекарственные методы лече- ния. Например, если вы делаете обертывание, то не давайте аспирин или дру- гой анальгетик (хотя, может быть, психологически очень трудно отказаться от четверти таблетки аспирина или анальгина). 2. Во время острого заболевания при нелекарственной терапии из пита- ния нужно исключить мясные и молочные продукты. Успех вашего лечения при нелекарственной терапии будет всегда зави- сеть от того, как вы кормите больного. Дело в том, что основные органы, от полноценной работы которых зависит формирование иммунитета, - это пе- чень и система пищеварения. И если во время болезни они будут перегруже- ны, то иммунитет как следует не выработается, да и пища у больного ре- бенка полностью не усвоится. А вот если они будут свободны и будут рабо- тать только на иммунитет, то ребенок скорее выздоровеет и иммунитет у него сформируется. Поэтому прежде всего, как наиболее нагружающие систему пищеварения, должны быть исключены все виды мясных и молочных продуктов, в том числе кисломолочные. Это правило не касается грудного молока: кормление груд- ным молоком сохраняется. И если ребенок на искусственном вскармливании, то оставляют те молочные смеси, к которым он адаптирован. 3. При нелекарственной терапии следует делать несколько лечебных про- цедур в день. А вот о том, какие именно процедуры следует делать, будет рассказано немного позже. Их выбор зависит, во-первых, от симптоматики, а во- вторых, от состояния ребенка и температуры тела. Старайтесь делать так: повысилась температура - одна процедура, снизилась температура - другая. Но не оставляйте ребенка без лечебных процедур, ведь в отличие от лече- ния с помощью таблеток при нелекарственной терапии с ребенком придется работать постоянно. Эти три правила очень важны. Их стоит придерживаться и мамам, и ба- бушкам, и всем взрослым, находящимся рядом с больным малышом. > Всегда ли нужно снижать температуру? Существует много прекрасных старинных методов снижения температуры, о которых мы забыли. Но сначала подумаем, стоит ли вообще снижать у боль- ных температуру, а если следует, то в каких случаях. Повышение температуры свидетельствует о том, что организм начал борь- бу с инфекцией. При температуре около 38 градусов начинают погибать болезнетворные микробы и вирусы. При этом организм вырабатывает защитные вещества, в частности, специфические интерфероны, которые уничтожают вирусы. Следо- вательно, повышение температуры - знак борьбы самого организма с инфек- цией. Только в борьбе организма с болезнетворными агентами вырабатывает- ся иммунитет, т.е. появляются особые антитела, которые запоминают чуже- родные микроорганизмы и при новой встрече бросаются на бой с ними. В та- ком случае человек приобретает защиту от данной болезни. Например, ма- лыш, до шести месяцев питающийся молоком матери, никогда не заболеет ко- рью даже при близком контакте с больным, если мать ранее уже переболела этой болезнью. В материнском молоке будут находиться противоко- ревые антитела, которые уничтожат коревой вирус. Любой врач знает, что если у ребенка воспаление легких протекает на фоне нормальной температуры, то состояние такого больного значительно тяжелее по сравнению с больным, у которого та же болезнь протекает на фоне повышенной температуры тела. У первого ребенка, несомненно, наруше- на способность бороться с болезнью, снижен иммунитет. Повышение темпера- туры тела является приспособительной реакцией организма, направленной на уничтожение вредных агентов и стимуляцию собственного иммунитета. > Когда надо снижать температуру? Снижать температуру тела ребенка следует тогда, когда она очень высо- кая (39-40 градусов), и ребенок плохо переносит это состояние. Следует также снижать температуру тела у детей, склонных к судорогам, детей с родовыми травмами и поражениями центральной нервной системы. У таких малышей нужно начинать снижение температуры тела при 37,5-37,8 градусах, не дожидаясь подъема до 38 градусов и выше. > Нелекарственные методы снижения температуры Существует много нелекарственных методов снижения температуры. В больницах обычно ребенка при высокой температуре обтирают разведенным спиртом, особенно области крупных сосудов (на шее - по ходу сонных арте- рий, на внутренней части бедер - по ходу бедренной артерии). > Обтирание водой с уксусом Но спирт очень сушит кожу, поэтому в домашних условиях лучше делать обтирание водой с уксусом: на один литр холодной воды - одна столовая ложка уксуса (именно уксуса, а не уксусной эссенции!). Можно в такой же пропорции заменить обычный уксус яблочным. Обтирать следует вначале грудь и спину, затем ручки, нижнюю половину тела. На лоб кладется тря- почка, смоченная холодной водой с уксусом. Обтирание можно повторять ка- ждые 1,5-2 часа. Если ребенок потеет, необходимо каждый раз менять бе- лье. Надо также следить, чтобы ребенок не был перекутан. Вы обтираете ребенка, а температура не снижается или через какое-то время вновь поднимается? Это очень вероятно, так как организм продолжает бороться с болезнью. И тогда вы наливаете в ванну теплой, приятной воды и кладете туда ребенка. Такая ванночка прекрасно действует и на кишеч- ник, снимает спазмы - и ребенок успокаивается. > Обертывание Еще лучше сделать обертывание. Это старинный метод не только снижения температуры тела, но и очищения организма. Наша кожа - это вторые лег- кие. Она так же дышит и выделяет с потом вредные вещества, которые нака- пливаются в организме во время болезни. Особенно хорошо работает кожа как орган очищения у ребенка. При острых заболеваниях маленьким детям делают полное обертывание. Для этого берется хлопчатобумажное полотно и замачивается в воде или в водном настое тысячелистника (заваривается обычно 1-2 столовые ложки тысячелистника согласно следующему рецепту: тысячелистник залить водой комнатной температуры в фарфоровой, стеклян- ной или эмалированной посуде, затем эту посуду поместить в кипящую водя- ную баню и нагревать при частом помешивании 15 минут, после чего охла- дить и отфильтровать через ткань или марлю. Водяную баню можно заменить горячей печкой, но нужно следить за тем, чтобы лекарство не кипело. На- стой можно готовить на 1-2 дня употребления. Хранить в темном прохладном месте, не допуская прямого попадания солнечных лучей). Температура воды или настоя тысячелистника должна быть обратно пропорциональна температу- ре тела больного. Если у малыша температура около 40 градусов, то вода должна быть холодной (из-под крана), а если у него температура 37-37,5, то вода должна быть нагрета до 40-45 градусов. > О важности личного опыта Каждый человек, а тем более ребенок, очень индивидуально реагирует на различ- личные процедуры, особенно связанные с холодной водой. Сама мать иногда лучше врача подберет тот вариант, который будет наиболее приемлем для ее ребенка. И если вы почувствуете, что вашему ребенку что-то помо- гает, но делать приходится не совсем так, как я говорила, доверьтесь собственной интуиции. Итак, хорошо намоченное полотно вынимается и быстро обертывается во- круг тела ребенка так, чтобы ручки оставались сверху свободными, а нож- ки, наоборот, были завернуты внутри со всех сторон. Остаются незаверну- тыми только стопы. После этого очень быстро ребенка следует завернуть в простыню, затем в байковое одеяло и наконец в шерстяное одеяло (одеяла должны быть приготовлены заранее). Свободными в результате остаются только личико и стопы. Когда ребенок полностью завернут, надо надеть на ступни смоченные водой такой же температуры хлопчатобумажные носочки, поверх - шерстяные носочки, а затем подвернуть простыню и одеяла так, чтобы полностью закрыть ступни. Если вы чувствуете, что малышу становит- ся холодно, укройте его еще чем-нибудь и положите к ногам теплую грелку. Так он должен лежать 50 минут - 1 час. Старшим детям рекомендуется в это время давать потогонные травы, мед, малину - если на них нет аллергии. Чем сильнее потоотделение, тем эффективнее процедура. Нередко потоотде- ление начинается не после первой или второй процедуры, а позже. Но не стоит делать обертывание дважды в день, лучше повторить эту процедуру во время нового подъема температуры на следующий день. К моменту окончания процедуры надо приготовить теплую ванну, чтобы очистить кожу от пота, затем после ванны, не вытирая ребенка, завернуть его в простынку, одеяло и снова положить на 10-15 минут в кроватку, а потом одеть в чистое белье. Если малыш не хочет ложиться в ванну, обмой- те его с помощью душа. А если вновь через 2-3 часа температура начнет подниматься, можно снова сделать такую же ванну, но без предварительного обертывания, или теплый душ, или вновь обтереть ребенка уксусным раство- ром. Обертывания применяются не только при острых заболеваниях, но и при аллергических поражениях системы дыхания и кожи, а также при хронических заболеваниях различных органов. Можно делать обертывание всего тела, можно верхней половины тела или только живота - при болезнях пищевари- тельной системы. > Очистительная клизма Еще один полезный метод - очистительная клизма. При высокой темпера- туре увеличивается всасывание токсических отходов, которые всегда накап- ливаются в нижних отделах кишечника. Очищая кишечник, вы предохраняете организм от всасывания вредных токсических продуктов. Кроме того, после очистительной клизмы температура обычно падает на 0,5-1,0 градуса, и со- стояние ребенка улучшается. Конечно, на время. Но ведь аспирин и пирами- дон тоже снижают температуру только на 1-1,5 часа. Потом приходится да- вать их еще несколько раз... > Просто водяную клизму ставить нельзя! Необходимо иметь в виду, что детям ни в коем случае нельзя ставить просто водяную клизму. При высокой температуре тела обычная вода, вве- денная через клизму, активно всасывается кишечником и захватывает с со- бой вредные продукты обмена. Состояние ребенка при этом резко ухудшает- ся. Я помню, что одно время в Русаковской больнице было несколько случа- ев тяжелейшей интоксикации после простой водяной клизмы, и врачи после этого повесили плакат "Сестры, детям делать гипертоническую клизму!" > Гипертонический раствор Действительно, детям следует вводить именно гипертонические растворы. Расчет при этом такой: 1-2 чайные ложки соли на один стакан (200 мл) те- плой воды (холодная вода вызывает спазмы и боль). Такой раствор предот- вращает всасывание воды через стенку кишечника и, наоборот, выводит ее наружу с каловыми массами. Детям до 6 месяцев достаточно ввести 30-50 мл этого раствора, от шести месяцев до 1-1,5 лет - 70-100 мл, с 2-3 лет - один стакан, дошкольникам - 1,5-2 стакана. Детям 12-14 лет вводится 700- 800 мл жидкости из расчета на один литр воды 1-2 столовые ложки поварен- ной соли (без верха). > Клизма с настоем ромашки Если у ребенка больной кишечник (колит), то лучше сделать очиститель- ную клизму так, чтобы она была одновременно лечебной. Заваривается ро- машка: 8-10 г (3-4 столовые ложки) цветков помещают в эмалированную по- суду, заливают 200 мл (одним стаканом) горячей кипяченой воды, закрывают крышкой и нагревают на кипящей водяной бане 15 минут, затем охлаждают при комнатной температуре 45 минут, процеживают, оставшееся сырье отжи- мают, и объем полученного настоя доводят кипяченой водой до 200 мл. На- стой ромашки смешивается с подсолнечным маслом, для малышей - пополам, старшим детям к 700-800 мл раствора добавляют две столовые ложки подсол- нечного масла. Общая дозировка указана выше. Этот раствор обладает про- тивовоспалительным действием. > Катаральные явления Перейдем к описанию способов борьбы с катаральными явлениями. > Насморк В начале заболевания у малыша появляется насморк. При насморке детям раннего возраста почти перед каждым кормлением делают туалет носа. Сна- чала фитильками с содовым раствором (одна чайная ложка соды на стакан воды) очищают носовые ходы от слизи, а потом закапывают одну-две капли грудного молока. В грудном молоке матери содержатся все защитные вещест- ва, которые человек вырабатывает на протяжении жизни. Если нет молока у матери, то можно закапать одну-две капли теплого растительного масла. Хочу предупредить вас об опасности введения содового раствора и других жидкостей в носик малыша через грушу. У детей очень легко проходит жид- кость из носа в евстахиеву трубу, соединяющую нос и ухо. Это может вы- звать воспалительный процесс в среднем ухе (отит). Во избежание осложне- ния лучше промывать нос фитильками, смоченными в содовом растворе. > Как парить ножки Детям старше девяти месяцев при насморке очень хорошо попарить ножки. Эта процедура делается только при небольшом подъеме температуры тела (до 38 градусов). Вначале нужно опустить ножки в теплую приятную воду, а по- том постепенно доливать горячую, доводя температуру воды до 40-41 граду- са. Как только ноги покраснеют, очень хорошо облить их холодной водой, а затем снова опустить в горячую. Так повторить три раза, и после третьего обливания холодной водой надеть шерстяные носки и уложить малыша в кро- вать. Можно так же парить ручки. Можно парить и ручки, и ножки. > "Сапожки" Есть аналогичная процедура, которую делают чаще маленьким детям (додевяти месяцев). Это так называемые "сапожки": вначале на ножки надевают хлопчатобумажные носочки или ползунки, на них к стопам прикладывают по- ловинку горчичника, смоченного в теплой воде, а сверху надевают шерстя- ной носок. Процедура продолжается 45-50 минут. Проделывать эти процедуры следует не чаще чем один раз в день в первые 2-3 дня болезни. > Кашель Если появился кашель - хорошо поставить горчичники. Но горчичники полностью противопоказаны при любых аллергических проявлениях у детей. Детям со склонностью к аллергии вообще противопоказаны процедуры, в ко- торых применяются пахнущие вещества (например, камфарный спирт, горчица, скипидар). Эти вещества могут спровоцировать спазм бронхов и затруднение дыхания. > Масляные компрессы А вот масляные компрессы при бронхитах полезны всем: и аллергикам, и неаллергикам. Масляные компрессы, как и другие тепловые процедуры, следует делать тогда, когда хотя бы временно температура снизилась. Рас- тительное масло греют до температуры 40-45 градусов, в нем смачивают холщовую или полотняную тряпку, быстро оборачивают вокруг грудной клет- ки, сверху еще оборачивают тряпкой, потом полотенцем, шерстяным шарфом и оставляют на два часа. После окончания обертывания ребенка надо непре- менно вымыть, чтобы масло не закрывало кожные поры, через которые выде- ляются вредные продукты обмена. Вообще, для лучшегоочищения организма во время болезни ребенка следует купать не боясь, что это ухудшит его со- стояние. > Факторы, усугубляющие тяжелое состояние Перекутывание, загрязненная кожа, неочищенный кишечник и обильная пи- ща являются факторами, усугубляющими тяжелое состояние и высокую темпе- ратуру тела. В подобных случаях испуганные взрослые дополняют лечение большими дозами медикаментов. Наступает кажущееся улучшение, но очень скоро ребенок начинает болеть снова и снова. Сколько раз в своей врачебной практике я встречала подобные ситуации! Иногда, стоило только очистить кишечник, предложить диету, о которой я скажу ниже, и вымыть ребенка, как высокая температура спадала, состояние улучшалось. > Творожные компрессы Кроме масляных, хорошо делать и другие компрессы, например, творож- ные. Согреть творог, слить сыворотку, положить творог в марлю, а затем привязать его к груди на 30-40 минут. Творожный компресс можно делать и при высокой температуре. > Круп и борьба с ним При сухом лающем кашле следует добиваться его перехода во влажный, поскольку в подобном состоянии может развиться так называемый круп (сужение гортани из-за ее воспаления и аллергического отека). Предвест- ником крупа бывает появление сиплого голоса. Лечение должно быть неза- медлительным и упорным для того, чтобы не допустить появления затруднен- ного дыхания (вдоха). В первую очередь надо парить ноги. Хорошо во время этой процедуры открыть кран с горячей водой так, чтобы в помещении была большая влажность и теплый воздух, способствующие отхождению сухих корок и слизи из гортани. В это время детям дают пить отхаркивающие травы (мать-и-мачеха, фиалка, корень солодки и др.), любые детские отхаркиваю- щие микстуры. Как противоаллергическое применяют антигистаминные препа- раты (димедрол, супрастин и т.д.) в возрастных дозах не более 7-10 дней. > Бронхит с бронхоспазмом Наиболее тяжелым состояние ребенка кажется в тех случаях, когда брон- хит сопровождается спазмом бронхов. При этом выдох становится длинным и затрудненным, при дыхании втягиваются межреберные промежутки, появляется синева вокруг губ. Ребенок испуган, мечется. В таких случаях, повторяю, не следует делать горчичники, смазывать кожу пахнущими веществами. Пом- ните, это - проявление аллергии! В таких случаях следует спокойно и дол- го работать: > Четыре средства при спазме бронхов 1) удалить из рациона мясные и молочные продукты; 2) сделать банки, на следующий день - масляный компресс, все это по- вторять по необходимости; 3) 2-3 раза в день делать массаж грудной клетки по Б.С.Толкачеву (методика описана в его книге). Технику массажа кто-то из родителей дол- жен изучить и применять с самого начала бронхита; 4) использовать водные процедуры. Характер водных процедур зависит от индивидуальной реакции больного. Многие, в том числе и очень уважаемый мною вышеупомянутый автор публикаций по физкультуре и массажу, во время болезней настоятельно рекомендуют применять только холодные обливания, купание в проруби и т.д. Мой врачебный опыт подсказывает другое, а имен- но - индивидуальный подход к ребенку и не только к ребенку, а и к реак- ции матери, для которой такая процедура иногда может быть невозможной из-за страха ухудшить состояние ребенка. Для иллюстрации хочу привести три истории болезни. > Три истории болезни Малыш девяти месяцев накануне моего осмотра выписан из отделения, где по поводу бронхоспазма получил массивную антибактериальную терапию. При осмотре состояние тяжелое, бронхоспазм, живот резко вздут, печень значи- тельно увеличена. У ребенка имеется снижение активности ферментов, при- знаки дисбактериоза, стул неустойчивый, плохо перевариваются овощи. В ответ на многие продукты дает аллергические реакции. При таком состоянии желудочно-кишечного тракта я не могла решиться на холодные обливания, понимая, что нарушения в работе ферментативного аппарата от этого только усилятся. Мы с мамой сделали контрастные ванны: вначале горячую (постепенно повышая температуру воды от 37 до 38-40 градусов), а затем быстро окунали малыша в совсем холодную воду. Так повторяли три раза подряд. После последнего холодового воздействия, не вытирая, завернули ребенка в простыни и одеяла на 30-40 минут. Через некоторое время дыха- ние постепенно стало спокойным, приступ был купирован без медикаментоз- ных средств, на фоне соответствующей диеты и лечения дисбактериоза. Впо- следствии мать сама научилась снимать бронхоспазм. Другая история. Мальчик 13 лет страдал тяжелой формой нейродермита, на фоне которого ночью появлялись астматические приступы. Мальчик часто спасался от невыносимого зуда различными холодовыми процедурами. Зная это, мы вместе зимой попробовали купание в проруби. Эффект был положи- тельным: приступы бронхиальной астмы прекратились, хотя кожные проявле- ния до конца не исчезли. Добавлю, что лечение проходило на фоне особой диеты. Молодой человек, маляр по профессии, страдал от бронхиальной астмы. Приступы ему удавалось снимать, принимая очень горячий душ. > Важность индивидуального подхода Я привела эти примеры, чтобы еще раз показать индивидуальность реак- ций каждого больного. Старые врачи учили нас: надо лечить не болезнь, а больного, учитывать все особенности организма данного человека, всю со- путствующую патологию. Нельзя лечить одно заболевание и в то же время ухудшать течение другого. Только индивидуальный подход к каждому малышу! Внимательная мать - всегда лучший советчик и помощник врача. Поэтому в одних случаях показана холодная вода, в других - горячая, а иногда - контрастные водные процедуры. > При остром заболевании надо исключить мясные и молочные продукты Итак, мы немного сняли температуру, облегчили состояние малыша. И, как уже говорилось выше, стараемся его не перекормить. Во время острого заболевания при нелекарственной терапии из питания исключают мясные и молочные продукты (но не грудное молоко). Если ребенок на искусственном вскармливании, то оставляют те молочные смеси, к которым он адаптирован. Как правило, дети во время болезни сами отказываются от еды. Это защит- ная реакция, так как молочная и мясная пища требуют для переваривания большой ферментативной активности, которая всегда снижается при болезни. В таких условиях пища полностью не переваривается, появляются неполно- стью расщепленные продукты обмена. Они раздражают нижние отделы кишечни- ка, усиливают явления дисбактериоза, могут стать аллергенами, вызывая различные аллергические состояния. Е
|