Главная » Файлы » Библиотека » Детская лит-ра

Агу Сихвка говорит правду.
[ Скачать с сервера (51.7 Kb) ] 09.12.2009, 22:51
Яан Раннап.
Агу Сихвка говорит правду.

КАК МЫ ПЫТАЛИСЬ ЗАВЕСТИ ШКОЛЬНЫЙ ГРУЗОВИК
(Объяснительная записка ученика 6-го класса пионера Агу Сихвка заведующему учебной мастерской)

Чтобы рассказать все честно, как оно было на самом деле, я должен начать с

того дня, когда мы узнали, что наш новичок Март Обукакк умеет жужжать,

точь-в-точь как овод. Мы стали ломать голову, как бы использовать на

практике его удивительную способность.

- Засадим Обукакка на урок истории в шкаф для наглядных пособий, пускай там

жужжит, - предложил ученик Топп.

Но шкаф был битком набит пособиями, и это предложение не подошло.

Виктор Каур сказал: - Посадим его на пожарную лестницу, пускай жужжит

снаружи, под окном.

Но Март Обукакк не захотел влезать на лестницу.

Больше было негде спрятаться, и Юхан Кийлике объявил, что ничего не

попишешь, придется оводу жужжать в открытую. Но пусть Обукакк не

беспокоится, вопросы безопасности он, Кийлике, берет на себя.

В этот день директор находился в школе, поэтому Кийлике разумно предложил

перенести жужжание на другой день. Назавтра директор уехал в столицу нашей

республики, а классный руководитель, учитель Пюкк, повел младшие классы на

учебную экскурсию, и Кийлике сказал, что настал момент - теперь или никогда!

Мы открыли окна настежь. Начинался урок истории. Когда учительница Пугал

вошла в класс и стала прикидывать, кого бы вызвать к доске, Март Обукакк

приступил к жужжанию. Мы помогали ему по методу "массового психоза" - этому

нас научил Кийлике. Сначала весь класс смотрел на вентиляционную решетку

над доской. Потом - на тряпку для вытирания доски. Потом - на третью

электролампочку в первом ряду от стены. В общем, все по точному плану.

Кийлике заранее заставил нас записать карандашом на крышках парт, куда и в
каком порядке смотреть, и "массовый психоз" проходил без сучка и задоринки.

Учительница Пугал никак не могла понять, отчего это она не видит овода, за

которым так старательно следит весь класс. Но когда надо было смотреть на

черное пятно на задней стене класса, Виктор Каур проявил

безответственность, он понадеялся на свою память, все перепутал и уставился

на грязное пятно на передней стенке. А следом за Кауром то же самое сделал

ученик Топп. Это сбило с толку и остальных, и скоро уже никто не знал, куда

именно надо смотреть.

Вот тут-то учительница Пугал и сообразила в чем дело. Она ужасно

рассердилась, сказала, что виновники ей заранее известны, и выставила за

двери меня, Кийлике и Каура.

Это была вопиющая несправедливость, ведь жужжал, как я уже объяснил,

новичок Март Обукакк.

Вначале мы стояли в коридоре, но Каур сказал, что стоять можно

распрекрасным образом и во дворе, свежий воздух полезен для легких.

Во дворе было хорошо, спокойно. Только белая курица истопника кудахтала на

кабине школьного автомобиля. И нас заинтересовало, с чего бы ей там

кудахтать? Не снесла ли она яйцо на сиденье водителя? Мы решили это

выяснить.

На водительском сиденье не было яйца. Там лежал только ключ от зажигания. И

мы очень забеспокоились, как бы из-за этого не вышло какой неприятности для

школы. Я сказал:

- Правила дорожного движения запрещают оставлять ключ от зажигания где
попало.

Каур меня поддержал:

- Шоферу за это влетит.

- Окажись тут какой-нибудь жулик, наш автомобиль мчался бы уже по дороге к

Пскову, - добавил Кийлике.

Ради сохранения безопасности мы решили взять ключ и отнести его в школьную

канцелярию. Но когда я хотел сделать это, Юхан Кийлике сказал, что вначале

надо бы посмотреть, заведется или нет машина, просто ради интереса.

И он быстренько юркнул в кабину, чтобы включить стартер.

Вот тут-то и выяснилось, что машина не заводится. Мы, конечно, захотели

узнать, что с нею стряслось, и подняли капот.

Кийлике сказал:

- Я слышал, неполадки чаще всего случаются в распределителе. - И Юхан

Кийлике снял с распределителя крышку.

Каур возразил:

- А мне доводилось слышать, что в машинах чаще всего барахлит карбюратор. -

И начал отвинчивать какие-то гайки.

Я не сказал ни слова, мне было не до того, я занялся проверкой всяких

трубочек и шлангов, чтобы выяснить, как дела с бензином.

Но автомобиль все равно не заводился, и мы поняли, что старались напрасно.

Значит, загвоздка в чем-то другом, но поди догадайся, в чем именно! Мы уже

хотели отойти от машины. Но в этот момент Каур сказал:

- Еще есть одно средство! Придется применить принудительный завод!

И Каур рассказал нам о зоотехнике из своего колхоза. Когда мотоцикл у него
не заводится, зоотехник бежит по дороге и толкает мотоцикл перед собой до
тех пор, пока мотор не затарахтит. А бежит зоотехник всегда по дороге в
сторону колхозной фермы.

Если мотоцикл все-таки не заведется, то хоть до работы меньше идти

останется.

Я не очень-то поверил рассказу Каура и возразил:

- С мотоциклом, может, и так. А с автомобилем не побежишь, - силы не

хватит. Хорошо, если мы вообще сможем стронуть его с места.

Кийлике почесал себе затылок и сказал, что с машиной бежать и незачем. Если
дотолкать машину до котельной, то дальше она и сама покатится, - от

котельной садовая дорожка идет под уклон. И тогда сразу будет ясно, врет

или не врет Каур.

Семь раз отмерь, один раз отрежь - учит нас народная пословица, и это

чистая правда.

Теперь-то я прекрасно понимаю: сначала надо все хорошенько взвесить и

только потом приступать к делу.

Но в тот момент я об этом нисколько не думал. А Кийлике с Кауром и того

меньше, потому что они-то как раз и толкали машину к котельной, а я

всего-навсего сидел на водительском месте и крутил рулевое колесо.

Когда же автомобиль покатился под горку, я конечно сразу подумал, а что

будет, если он разовьет очень большую скорость? И само собой разумеется,

решил, что мне надо будет быстро нажать на тормоз.

Так оно и произошло, и я хотел затормозить, но педаль тормоза под моей

ногой без всякого сопротивления утопилась, - это может подтвердить Кийлике,

он стоял на подножке.

Я схватился за ручной тормоз, но у него сразу отвалилась ручка, - Каур

отвинтил от нее гайку, чтобы поставить на карбюратор, там одной гайки не

хватало.

Наш классный руководитель учитель Пюкк рассказывал нам, что человеческий

мозг в критические минуты жизни работает с удесятеренной быстротой. И это

чистая правда. Как только автомобиль помчался между опытными грядками, в

голову мне ударила мысль, что его, пожалуй, можно бы остановить, если

съехать с садовой дорожки так, чтобы передние колеса оказались по одну, а

задние по другую сторону огуречной грядки. Но Кийлике разгадал мой план и

заорал страшным голосом:

- Влево нельзя! Влево нельзя! Мы вчера там рыхлили! - И потянул руль

вправо, чтобы заставить меня использовать для торможения грядку с редисом,

- работа по борьбе с сорняками там еще не проводилась.

Но пока мы боролись, обе грядки промелькнули мимо, впереди оставались

только две возможности: или посадки крыжовника, или пруд, где брали воду

для полива. И я выбрал крыжовник. Потому что я не знал глубины пруда, а

человек в нашем обществе - самая большая ценность и звучит гордо.

Ну вот, я теперь честно рассказал, как оно было на самом деле. И никакой
нашей вины тут нет, мы просто хотели проверить, заведется или не заведется
машина.
В правилах дорожного движения сказано, что ключ от зажигания нельзя
забывать в автомобиле, и это чистая правда. Где халатность, там и несчастье!
А ту штуку, которая крутится под коробкой распределителя, мы отыскали.
Кийлике позабыл ее у себя в кармане.

КАК Я СЛОМАЛ ШКОЛЬНЫЙ МАГНИТОФОН
(Объяснительная записка пионера Агу Сихвка директору школы)

Чтобы объяснить, как все произошло на самом деле, я должен начать с того
урока литературы, когда учительница рассказывала нам о Пушкине и о том, как
Онегин застрелил Ленского. Он сделал это на дуэли с расстояния двадцати
пяти шагов.
После урока литературы у нас был урок труда, мы убирали на школьном огороде
корнеплоды. Юхан Кийлике подошел ко мне и заблеял:

- Ме-е, ме-е, ме-е!
Этим он меня оскорбил. И я под влиянием рассказа учительницы по литературе
схватил рукавицу Виктора Каура, потому что своей у меня не было, и бросил
ее в Кийлике.

Ученик Топп вызвался быть моим секундантом и отмерил двадцать пять шагов. А
Виктор Каур стал секундантом Юхана Кийлике и принес нам обоим по помидору.

На поединке или дуэли у противников должно быть одинаковое оружие, это
известно каждому, но Каур дал мне зеленый помидор, а Юхану Кийлике -
гнилой. Поэтому я не смог стоять во весь рост до конца дуэли и в нужный
момент бросился плашмя на землю. Гнилой помидор Кийлике пролетел надо мною
и шмякнулся прямехонько об живот нашего классного руководителя, учителя
Пюкка, - в эту секунду он подошел к нам посмотреть, как идет работа.
Классный руководитель очень рассердился, потому что на пальто осталось
пятно и еще потому, что это нехорошо - швыряться продуктами питания. Меня и
Кийлике отправили в школьную канцелярию и заставили там стоять. И это было
несправедливо. Ведь гнилой помидор отыскал Каур, а бросил Кийлике - при чем
же тут я?!

Вначале мы стояли возле дверей канцелярии, но когда счетовода товарища
Мятас вызвали взвесить мясо для нашей интернатской столовой и в канцелярии
никого, кроме нас, не осталось, Юхан Кийлике переместился поближе к полке,
где лежали иллюстрированные журналы. Я сделал то же самое.
Вот тут-то Кийлике и заметил статью до того интересную, что у нас даже дух
захватило. В статье говорилось, что любой незнакомый язык можно без всякого
труда выучить во время сна. Надо только записать слова и всякие склонения
на магнитофонную ленту и ночью, пока спишь, несколько раз ее прокрутить.
Мы прочли статью два раза подряд. Кийлике возмутился:
- Видал историю! Почему нам ничего об этом не сказали?
Я предположил:

- Может быть, еще не успели.

Но Кийлике не поверил и сказал:

- Нам этого просто-напросто не хотят говорить. Если все начнут во сне без
всякого труда изучать языки, учительница английского языка останется без
работы. И учительница русского языка тоже. Куда же они тогда денутся, а?
Настоящий пионер не должен желать людям зла, поэтому мы с Кийлике решили никому не рассказывать о новом способе обучения. Но Кийлике слова своего не сдержал. Мне это вскоре стало ясно. Вечером, когда я вернулся после катания
на лыжах, в комнате стоял гвалт - ребята рассуждали, где бы раздобыть
магнитофон. А Виктор Каур предлагал всем купить у него за пятнадцать копеек
учебник по английскому языку, но это, конечно, была шутка.

Я очень рассердился на Кийлике за то, что он выболтал нашу общую тайну без меня. Я сказал:

- Теперь я вижу, как некоторые выполняют свои обещания! Грош цена твоему
честному слову! А ты подумал, что будет с учительницей английского языка?
Кийлике возразил:

- С учителницей ничего не случится. Нам вовсе незачем выучивать английский
язык сразу до самого конца. Мы станем учить во сне только то, что заданона
завтра. А это повысит процент успеваемости в школе, только и всего.

Против высокого процента успеваемости выступать нельзя.

И я вместе со всеми стал думать, где достать магнитофон. Вот тут-то мы и
вспонили о магнитофоне, который хранится в шкафу кабинета языков. Да еще с
лентами, где записаны отрывки для чтения по английскому языку на целое
полугодие. еще отдельно незнакомые слова из каждого отрывка. Учительница
по английскому языку во время уроков заставляет нас слушать эти записи,
чтобы мы лучше усваивали произношение. Мы посовещались, быстренько
составили план действий. Перво-наперво посмотрели, нет ли кого вкоридоре.
И отправились в кабинет языков, выяснить, хорошо ли заперта дверца шкафа.
Разумеется, мы сделали это тайком, чтобы не нарушать тишины в интернате
Дверцашкафа была заперта на совесть, но Кийлике сказал, что он сын слесаря
и внук взломщика, и если немного заглушить голос его совести, то открыть
дверцу для него, Кийлике, плевое дело. Мы стали заглушать голос совести
Юхана Кийлике.

- Мы же не воровать идем. Только одолжим нужную вещь ненадолго, -сказал ученик Каур.
- Технику надо использовать с толком, - добавил я.
- Никто никогда не запрещал пользоваться учебными пособиями дляучебы" -
убеждал Юхана Кийлике Каур.

И так далее.

Аученик Топп, который в это время смотрел в окошко, сказал, что вообще-то
можно было бы попросить разрешения у воспитателя Рехеметса, чтобы взять
магнитофон, но - видите" видите, видите! - именно в эту минуту воспитатель
Рехеметс агает с сеткой в руках в сторону магазина. После сообщенияТоппа
голос совести Юхана Кийлике окончательно заглох, и Кийлике вытащил из
нагрудного кармана гвоздь с загнутым концом.

Бумагу надо экономить, поэтому я не стану описывать, как мы перетаскивали
магнитофон в спальню, - мы просто-напросто пронесли его под полою, -
сразу перейду к описанию времени ночного покоя. Ночной покой, как всем
известно, по внутреннему распорядку интерната начинается в двадцать два
часа тридцать минут.

Когда воспитатель Рехеметс заглянул в нашу комнату, он увидел, что вс
мальчики спят глубоким сном, но как только дверь за ним закрылась, мы все
до одного вскочили с кроватей. Юхан Кийлике взял пять спичек и отошел в
угол комнаты. Потом крикнул:
- Жеребьевка-мышеловка! Кто вытянет спичку с головкой, во сне проходит
подготовку! - И велел нам тянуть жребий.
Я тянул первым, мне сразу попалась обломанная спичка, поэтому остальные
ребята и тянуть не стали. По уговору, дежурил тот, кому попадется спичка
без головки, - он должен будет ночь напролет включать и выключать
магнитофон. Все, кроме меня, хором сказали: "Кому не везет в игре, повезет
в любви" - и юркнули назад в свои кровати. Эти слова относились ко мне, но
были слабым утешением.

Через некоторое время, когда ноги Топпа уже просунулись между прутьями
спинки кровати, когда Каур закусил зубами угол подушки и Кийлике сонно
произнес: "Ученье свет, а неученье тьма", я включил магнитофон.

Женский голос все снова и снова на разные лады повторял фразу "Lesson
twenty three" и всякие незнакомые слова... Вскоре заснул и Кийлике. Только
тут я начал понимать, в какую я влип историю. Что будет, если завтра
учительница по английскому языку вызовет меня к доске? Ведь я не смогу
ничего ответить, - вечером в отведенное для занятий время я не выучил ни
одного нового слова, понадеялся на метод обучения во сне.

Наш классный руководитель учитель Пюкк не раз говорил нам, что в трудную
минуту мозг человека начинает работать с удесятеренной быстротой, - точно
так случилось и со мною. Мысли у меня в голове так и замелькали, и мне
стало ясно: спасти мою успеваемость - а значит, и среднюю успеваемость
класса! - можно только одним способом. Я должен выучить урок, как и все
остальные ребята - во сне.

Решение было принято. Я взял куртку Юхана Кийлике, вытащил изнагрудного
кармана гвоздь с загнутым концом и пошел проверить, не откроет ли он и
дверь кабинета физики. Мне нужно было кое-что там взять, чтобы наладить
автоматическое включение и выключение магнитофона. Гвоздь открыл дверь
кабинета физики, и я принес в нашу спальню электромагнит, провода, мешочек с дробью и ту машину, которая при вращении вырабатывает электричество.
Теперь надо сообразить, как приладить к магнитофону автоматический
выключатель, но Кийлике храпел, и его храп мешал мне думать. Тут в голову
мне пришла интересная мысль: нельзя ли прекратить этот храп с помощью
лектромашины? Я присоединил провода к пальцам ног Юхана Кийлике икрутанул
для пробы ручку. Это был необдуманный шаг, - Кийлике так дернулся, что
качнулась тумбочка возле кровати. На тумбочке стоял мешочек с дробью, он
перевернулся, и дробь посыпалась - не куда-нибудь, а прямехонько на
магнитофон.

Народная мудрость предупреждает, что горе входит в дом без стука. И это
чистая правда!

Перед тем как лечь спать, Виктор Каур изучал магнитофон и снял с него
крыку, и теперь дробь просыпалась внутрь аппарата. Вытаскивать дробьрукой
было трудно, и я подумал: а не поможет ли мне электромагнит? Так я и
сделал. Я долго держал электромагнит в магнитофоне, все ждал, когда он
притянет к себе дробинки, но вместо этого магнит уничтожил чуть ли не все
записи английских текстов - а их было двадцать! - и новые слова тоже. Все
эти словаи фразы были записаны на ленту под диктовку одной ученой женщины,
которая долго жила в Англии.

Ну вот, я и рассказал все, как оно было. А учительница английского языка
говорит, что это - преднамеренное злодеяние. Она так и написала в мой
дневник, отому что не захотела выслушать, как все на самом деле случилось.

Преднамеренно поступил Юхан Кийлике: он коварно отломил головки у всех
четырех спичек, мы потом это узнали. А у меня никакой преднамеренности ив
мыслях не было. Это могут подтвердить пионеры Каур и Топп. Если бы я
заранее знал, как подействует электромагнит на ленту с записями, я бы
вытащил из магнитофона все до одной дробинки рукою.

ПОЧЕМУ Я ПО УТРАМ ОПАЗДЫВАЮ В ШКОЛУ
(Объяснительная записка Агу Сихвки классной руководительнице) ....

Категория: Детская лит-ра | Добавил: NATALYA | Теги: для детей
Просмотров: 460 | Загрузок: 119 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: