Афоризмы теологии 1 Все уже достигло зрелости, и более всего - личность. Нынче от одно- го мудреца больше требуется, чем в древности от семерых, и в обхождении с одним человеком в нынешнее время надо больше искусства, чем некогда с целым народом. 2 Натура и культура - два стержня, на коих красуются все достоинства. Одно без другого - полдела. Образования мало, надобно еще дарование. Но беда невежды в том, что он ошибается насчет своего призвания в жизни, в выборе занятий, места в краю родном, в кругу друзей. 3 Действовать скрытно. Неожиданность - залог успеха. От игры в открытую - ни корысти, ни радости. Не объявляя своих намерений, возбу- дишь интерес, особенно там, где высота положения порождает всеобщие ожи- дания, окружает замыслы тайною и самой этой загадочностью внушает благо- говение. Даже когда хочешь быть поныт, избегай откровенности и не поз- воляй всем без разбору проникать в твою душу. Молчаливая сдержанность - святилище благоразумия. Огласить замысел - погубить его: тогда в нем загодя находят недостатки, а потерпит неудачу - окажется злосчастным вдвойне. Итак, в образе действий подражай божественному, дабы всегда привлекать к себе напряженное внимание. 4 Мудрость и доблесть - основа величия. Бессмертные, они даруют бессмертие. Сколько человек знает, настолько он человек; знающий все- могущ. Для невежды - мир потемки. Разум и сила - глаза и руки; без доблести мудрость бесплодна. 5 Пусть в тебе нуждаются. Не ваятель кумир творит, а кто кумир богот- ворит. Лучше пусть тебя просят, чем благодарят. Полагаться на подлую благодарность - обкрадывать благородную надежду: сколь первая забывчива, столь вторая памятлива. Зависимые полезней любезных: утолив жажду, от источника отвернутся, выжатый апельсин сбросят с золота в болото. Конец нужде - конец дружбе, а с ней и службе. Да будет первым твоим житейским правилом - поддерживать нужду в тебе, не удовлетворять ее полностью, пусть в тебе постоянно нуждаются, даже венценосный патрон. Но не следу- ет чрезмерной скрытностью вводить в заблуждение, ниже причинять ближнему зло ради собственного блага. 6 Зрелость человека. Зрелыми не рождаются, но, изо дня в день совер- шенствую свою личность, изощряясь в своем деле, человек достигает выс- шей зрелости, полноты достоинств и преимуществ - это сказывается и в изысканности вкуса, в утонченности ума, в основательности суждений, в безупречности желаний. Иным так и не удается достичь законченности, им всегда чего-то недостает; другие достигают ее поздно. Муж всесовершен- ный, мудрый в речах, благоразумный в делах, всегда приятен людям рассу- дительным, они жаждут общения с ним. 7 Избегать побед над вышестоящим. Победить - значит вызвать непри- язнь, победить же своего господина - неразумно, а то и опасно. Превос- ходство ненавистно, тем паче особам превосходительным. Кто стоит высоко, желает царить и в самом высоком. Их превосходительствам угодна помощь, а не превосходство; им угодно, чтобы совет казался всего лишь напоминанием о том, что забыто, а не объяснением того, что им непонятно. 8 Господство над своими страстями - свойство высшего величия духа. Сама эта возвышенность ограждает дух от чуждых ему низменных влияний. Нет высшей власти, чем власть над собой, над своими страстями, чем побе- да над их своеволием. И если страсть все же заполонит личность, не да- вать ей доступа к сану, тем паче высокому: вот достойный способ избежать огорчений, вот кратчайший путь к доброй славе. 9 Избавляться от недостатков, присущих землякам твоим. Вода приобрета- ет хорошие или дурные качества от почв, по которым струится, а человек - от края, в котором родится. Каждому народу, даже весьма просвещенному, свойствен какой-либо природный недостаток; соседи обычно подмечают его со смехом или со злорадством. Вытравить или хотя бы прикрыть эти родимые пятна - немалое искусство: такой человек прославится как исключение сре- ди своих земляков - а что редко, то дорого. 10 Счастье и слава. Сколь первое непостоянно, столь вторая неизменна. То - для жизни сей, эта - для посмертной; то побеждает зависть, эта - забвение. Счастья желают, порой достигают; славу заслуживают. Жажду доброй славы порождает доблесть. Слава всегда была и пребудет сестрою гигантов, она - спутница крайностей: чудо либо чудовище, предмет восхи- щения либо омерзения. 11 Общаться с теми, от кого можно научиться. Да будет твое общение с друзьями школой знаний, а беседа - изысканно приятным обучением: смотри на друзей как на наставников и приправляй пользу от учения наслаждением от беседы. Дружба разумных взаимно выгодна: кто говорит, тому прибыль в похвале слушателя, а кто слушает, у того ума прибывает. Но обычно мы об этом забываем, ибо тщеславие заслоняет выгоду. Благоразумный посещает славных мужей, чьи дома - ристалища доблести, а не обиталища суетности. Вельможи просвещенные не только сами подают словом и делом пример вели- чия, но и круг их приближенных образуют некую академию благих и изыск- анных нравов. 12 Природа и искусство, материал и творение. Даже красоте надо помо- гать: даже прекрасное предстанет уродством, ежели не украшено искусст- вом, что удаляет изъяны и полирует достоинства. Природа бросает нас на произвол судьбы - прибегнем же к искусству! Без него и превосходная на- тура останется несовершенной. У кого нет культуры, у того и достоинств вполовину. От человека, не прошедшего хорошей школы, всегда отдает гру- бостью; ему надо шлифовать себя, стремясь во всем к совершенству. 13 Действовать исходя из умысла, то второго, то первого. Жизнь челове- ка - борьба с кознями человека. Хитрость сражается, применяя стратегемы умысла: никогда не совершает то, о чем возвещает; целится так, чтобы сбить с толку; для отвода глаз искусно грозит и внезапно, где не ждут, разит, непрестанно стараясь обморочить. Явит один умысел, дабы прове- рить соперника помысел, а затем, круто повернув, нападет врасплох и по- беждает. Ум проницательный, однако, предвидит ее происки, следит за нею изподтишка, усматривает противное тому, в чем уверяют, в миг узнает об- манный ход; переждав атаку первого умысла ждет второго и даже третьего. Заметив, что ее раскусили, злокозненность удваивает усилия, используя для обмана самое правду. Иная игра, иные приемы - теперь хитрость ря- дится в одежды бесхитростности, коварство надевает маску чистосердия. Но тогда приходит наблюдательность; разгадав дальновидную цель, она под ли- чиной света обнаруживает мрак, изобличает умысел, который, чем проще ка- жется, тем пуще таится. 14 Сущность и манера. Суть дела - полдела; не менее существенно, как дело сделано. Грубость вредит всему, даже справедливому и разумному; лю- безность все скрашивает: позлащает "нет", подслащает истину, подрумяни- вает даже старость. Во всех делах важно "как": приветливость, подобно шулеру, играет наверняка. Bel portarse [любезность] украшает жизнь, с успехом играя роль дружбы. 15 Иметь разумных помощников. Преимущество власть имущих - возможность окружить себя людьми выдающегося ума, которые их извлекут из тенет неве- жества, в любом затруднении выиграют за них спор. Прибегать к помощи мудрых - свойство великих. В наш просвещенный век - новый вид владычест- ва: в слуг обращать тех, кого природа наделила превосходством. Так мно- го надо знать, так мало дано жить, а жизнь без знания - не жизнь. Посему велико искусство того, кто постигает науки без муки, узнает многое от многих, поглощает мудрость всех. Выступая в совете, он говорит один за многих, устами его вещают все мудрецы древности, ценою чужого пота он обретает славу оракула. Мудрые помощники отберут лучшее во всех науках и преподнесут ему квинтэссенцию знания. А кто не властен держать мудрость у себя в услужении, пусть ищет ее в кругу друзей. 16 Сочетать ум с благой целью - залог премногих успехов. Высокий ум и низкая воля - чудовищная, насильственно обрученная чета. Злое намерение - яд для высоких достоинств, с помощью ума оно лишь искусней творит зло. Презренья достоин высокий ум, примененный для низких целей! Разум без благоразумия - двойное безумие. 17 Менять приемы, дабы привлечь внимание, тем паче враждебное. Не дер- жаться начального способа действия - однообразие позволит разгадать, предупредить и даже расстроить замысел. Легко подстрелить птицу, летящую по прямой; труднее - ту, что кружит. Не держаться до конца и второго способа, ибо по двум ходам разгадают всю игру. Коварство начеку. Чтобы его провести, немалая требуется изощренность. Опытный игрок не делает того хода, которого ждет, а тем более жаждет, противник. 18 Прилежание и одаренность. Когда нет ни того, ни другого, величие не- возможно, когда ж сойдутся, оно ослепительно. Усердием посредственность достигает большего, чем одаренность без усердия. Слава покупается ценой труда; что легко дается, невысоко ценится. Даже на высших постах жела- тельно усердие: оно, как правило, свидетельствует и о даровитости. Кто не довольствуется первым местом в заурядном деле, стремясь занять хотя бы среднее место в высоком, тому извинением служит богородство стремле- ний; но у того, кто довольствуется средним местом в высоком деле, когда бы мог отличиться в заурядном, этого извинения нет. Итак, требуется на- тура и искусство, а их союз скрепляется усердием. 19 Не начинать с чрезмерных надежд. Когда что-либо не в меру восхваля- ется, оно чаще всего не оправдывает надежд. Действительности не угнаться за воображением, ведь воображать желаемое легко, достигнуть трудно. От брака фантазии с желанием рождается нечто большее, чем дозволяет жизнь. Как ни велико достигнутое, оно не удовлетворит дух, и, обольщенный непо- мерными надеждами, он испытает скорее разочарование, чем восторг. Надеж- да - мастерица подделывать истину; пусть же трезвость ее сдерживает, за- ботясь больше о полезном, чем о желаемом. Вначале, дабы возбудить инте- рес, следует предоставить некий кредит, не выкладывая, однако, всю на- личность. Пускай действительность превзойдет ожидания и даст больше, чем предполагалось. Но для дурного такое правило не годится - тут преувели- чение даже полезно: все довольны, когда оно не оправдалось, и теперь на- ходят сносным то, что прежде казалось ужасным. 20 Человек и его век. Даже люди редких достоинств зависят от своего времени. Не всем суждено было то время, какого они заслуживали; многие, кому оно досталось, не сумели его покорить. Кое-кто достоин был лучшего времени - доброе не всегда торжествует: всему своя пора, даже выдающееся зависит от моды. Но у мудрости то преимущество, что она вечна, и если этот век - не ее век, ей принадлежат века грядущие. 21 Искусство быть счастливым. Есть для этого немало рецептов, но не всякий годится для мудреца. Успеху может содействовать предприимчивость. Одни с беспечным видом становятся у врат Фортуны и ждут, пока возьмется за дело она. Другие умней - они дерзко пробиваются вперед и действуют, полагаясь на собственные силы, ибо на крыльях доблести порой удается настигнуть счастье и подольститься к нему. Но, правильно рассуждая, нет лучшего пути, чем путь добродетели и усердия, ибо нет высшего счастия, чем благоразумие, как и худшего несчастия, чем неблагоразумие. 22 Приятные знания. Разумный вооружен светской, изящной ученостью; он обо всем осведомлен и судит в изысканной, не пошлой манере; у него всег- да найдутся примеры острых слов, блистательных дел, и он умеет привести их к месту. Ведь совет под видом остроумного слова часто выслушивают охотнее, чем высокоученое назидание. Искусство свободной и поучительной беседы пошло кое-кому в жизни на пользу больше, чем все семь свободных искусств. 23 Не терпеть и малого своего недостатка. Вот признак совершенства. От изъянов духовных или телесных редко кто свободен, но часто их лелеют, когда от них легко бы исцелиться. Вчуже досадно видеть разумному, как ничтожный изъян порой портит великолепное сочетание достоинств, - до- вольно и облачка, чтобы затмить солнце. Родимые пятна на доброй славе злоба людская сразу подметит - и упорно в них метит. Особенно ценно иск- усство скрывать свой недостаток, обращая его в преимущество. Так, Цезарь скрывал свою плешь лавровым венком. 24 Управлять своим воображением. Где надо, придержи его, а где и подст- егни, ведь в нем - все наше блаженство; само благоразумие порой у него на поводу. Оно - тиран. Не довольствуясь мечтаниями, вмешивается в дея- ния, господствует над жизнью нашей, делает ее, по своей прихоти, радост- ной или тягостной: от него зависит, довольны мы собой или нет. Домашний палач глупцов, одним оно непрестанно рисует горести; другим, вселяя бес- печность, сулит одни лишь удовольствия да приятные развлечения. Оно на все способно, если его не обуздывает глубокое понимание в сочетании с тонкой интуицией. 25 Хвала проницательному. Некогда выше всего ценилось умение рассуж- дать; теперь этого мало - надо еще распознавать и, главное, разоблачать обман. Нельзя назвать разумным человека непроницательного. Бывают ясно- видцы, читающие в сердцах. Истины, для нас самые важные, высказываются лишь наполовину, но до чуткого ума они дойдут целиком. Если к тебе бла- говолят, отпусти поводья своей доверчивости, но если к тебе враждебны, дай ей шпоры и гони прочь. 26 К каждому подбирать отмычку. В этом искусство управлять людьми. Для него нужна не отвага, а сноровка, уменье найти подход к человеку. У каж- дого своя страстишка - они разные, ибо различны природные склонности. Все люди - идолопоклонники: кумир одних - почести, других - корысть, а большинства - наслаждение. Штука в том, чтобы угадать, какой у кого идол, и затем применить надлежащее средство, ключ к страстям ближнего. Ищи перводвигатель: не всегда он возвышенный, чаще низменный, ибо людей порочных больше, чем порядочных. Надо застать натуру врасплох, нащупать уязвимое место и двинуть в атаку ту самую страстишку - победа над свое- вольной натурой тогда обеспечена. 27 Не гнаться за многим, стемиться к глубине. Суть величия - не коли- чество, а качество. Превосходное всегда единично и редко; чего много, тому цена невелика. Вот и среди людей великаны ростом - обычно карлики умом. Некоторые ценят книги по объему, словно книги пишутся для упражне- ния рук, а не головы. Распространяясь только вширь, не выйдешь за преде- лы посредственности. Беда людей универсальных в том, что, желая познать все, они толком не знают ничего. Лишь глубина дает превосходство истин- ное, а в материях возвышенных - героическое. 28 Избегать общедоступности. Особенно во вкусе. О, велик был мудрец, огорчавшийся, когда его творения нравились многим! Всеобщая хвала претит разумному. Как хамелеоны питаются воздухом, так иные люди упиваются пок- лонением толпы, и грубое ее дыхание им приятнее сладчайшего дыханья Аполлонова. Также в понимании: не дивись чудесам, изумляющим и пугающим невежд: толпа глупа, мыслить трезво дано лишь немногим. 29 Праведный человек. Не ведая страха, он всегда на стороне справедли- вости - ни страсти толпы, ни насилие тирана не вынудят его преступить ее границы. Но где он, сей феникс стойкости? У правды мало поклонников. Многие восхваляют ее, да только вчуже; другие следуют за ней, пока нет опасности, а там - подлецы от нее открыто отрекаются, а хитрецы верными притворяются. Не колеблясь, пойдет она против друзей, против властей, против собственой выгоды - в этом испытании чаще всего ей изменяют. Лу- кавые в выспренних рассуждениях отрекутся от нее, чтобы не задеть инте- ресы вышестоящих либо государственные. Но муж прямодушный полагает вся- кую фальш изменой; гордясь своей стойкостью больше, нежели зоркостью, он всегда привержен правде. И если он покидает ее подданных, переменчив не он, а они, ибо покинули ее первыми. 30 Не посвящать себя занятиям неуважаемым. Особенно же чудачествам, они доставят скорее презрение, чем почтение. В церкви каприза множество сект, но достойный бежит их всех. Есть любители необычного, которых вле- чет все то, что благоразумных отталкивает; величайшее для них удо- вольствие - быть не как все; этим, правда, они становятся известны, но скорее как предмет насмешек, чем почтения. Даже в ученых занятиях не должно преступать меру, тем более в таких, приверженность коим заведомо смешна; точнее их не называем, ибо они уже отмечены всеобщим неуважени- ем. 31 Распознавать счастливцев и злосчастных, дабы держаться первых, а вторых бежать. Невезение - чаще всего кара за глупость, а для близких прилипчивый недуг. Берегись отворять ворота малой беде - за ней прокра- дется множество других, намного страшней. Первое правило в игре - вовре- мя снести карту: младшая карта той масти, что сейчас в козырях, больше старшей прежнего козыря. Когда путь неясен, держись людей мудрых и осто- рожных - рано или поздно они находят удачный выход. 32 Слыть человеком, склонным делать добро. Для правителей выгодно, что- бы их считали благодетелями: это украшает монархов, доставляя им всеоб- щую любовь. Единственное преимущество властелина - возможность делать больше добра, чем прочие люди. Друг тот, кто готов удружить. Но есть лю- ди, упорно не желающие делать добро, и не потому, что им трудно, а прос- то от злости: они во всем противоположны божественному подателю благ. 33 Уметь уклоняться. Ежели умение уклоняться - важное для жизни прави- ло, еще важнее отказывать себе самому, делам, важным особам. Есть заня- тия нелепые, это моль, съедающая драгоценное время; заниматься ерундой хуже, чем ничего не делать. Разумный никому не надоедает, но надо еще позаботиться, чтобы тебе самому не надоедали. Кто принадлежит всем, не принадлежит себе. Ограничивай себя даже в друзьях, а от них не требуй большего, чем тебе дают. Излишество всегда дурно, особенно же в общении с людьми. Благоразумная умеренность сохраняет дружбу и уважение, ибо держится в границах бесценной благоприятойности. Итак, возлюбив избран- ное, сохраняй свободу духа и даже в общении не греши против хорошего вкуса. 34 Знать главное свое достоинство: развивать лучшую из своих способнос- тей, не забывая об остальных. Каждый мог бы в чем-то достигнуть больших высот, кабы знал свои преимущества. Определи главный свой дар и приложи усердие; у одних преобладает ум, у других - доблесть. Большинство людей насилуют свою натуру и потому ни в чем не достигают превосходства. Лег- кий успех льстит страстям, но время приносит запоздалое разочарование. 35 Составлять свое суждение. Особенно важно в делах важных. Глупцы гу- бят себя тем, что не размышляют; неспособные понять и половины дела, не умея предвидеть ни вреда, ни выгоды, не могут они надлежаще действовать; они придают много веса вещам маловажным и мало веса - весьма важным, оценивая все наоборот. Многие же не теряют разума лишь потому, что его не имеют. Есть вещи, в которые должно проникать глубоко и храниь их в недрах своего ума. Мудрый составляет суждение обо всем, но особенно вни- кает в то, в чем есть глубокий и высший смысл, ибо полагает, что там есть больше, чем он предполагает. Так размышление проникает дальше пер- воначального суждения. 36 Испытывать свою фортуну - чтобы действовать, чтобы достигать. Это важней, нежели хранить невозмутимость духа. Велико искусство - управлять Фортуной, то ее поджидая (ибо также надо уметь ждать), то догоняя, дабы настичь свой случай, свой черед, хотя намерений этой причудницы никому не постичь. Заметив, что она благосклонна, действуй отважно; она любит смелых и, как красотка, - молодых. Неудачнику же нечего и пытаться - лучше отступить, не навлекать на себя несчастья двойного. А кто Фортуной повелевает, смелей вперед! 37 Метать и отражать тайные стрелы. Одна из величайших тонкостей обхож- дения. Тайными стрелами проверяются намерения, скрытно и глубоко иссле- дуются сердца. Стрелы эти порой коварны, губительны, смочены зельем за- висти, смазаны ядом страсти, - невидимые молнии, низвергающие с высот фавора и почета. Многие лишились благоволения высочайшего и всенародно- го, сраженные пустячным словцом, тогда как целый заговор, составленный злословьем толпы и злостяжательством отдельный лиц, не мог и поколебать их положения. Порой стрелы, напротив, действуют на пользу, поддерживая и укрепляя добрую славу. Но с такой же ловкостью, с какой их мечет умысел, осторожность должна их встречать, а прозорливость - предвидеть, ибо зна- ние - самая надежная защита, и удар предвиденный уже не так опасен. 38 Вовремя прекратить удачную игру. Правило опытных игроков. Уметь дос- тойно отступать так же важно, как важно наступать; когда свершено доста- точно, когда достигнуто много, - подведи черту. Непрерывное везение всегда подозрительно; более надежно - перемежающееся; кисло-сладкое вернее сплошной сладости. Когда удачи громоздятся одна на другую, есть опасность, что все рассыплется и рухнет. Порой милости Фортуны бывают кратки, зато велики. Но долго тащить счастливчика на закорках надоедает и Фортуне. 39 Искать то, что достигло расцвета и зрелости. Все создания природы достигают совершенства только в некую пору: до того они зреют, после - портятся. Но создания искусства редко бывают таковы, чтобы их нельзя бы- ло улучшить. Преимущества хорошего вкуса - способность наслаждаться ве- щами только в их завершенном виде; не всякому она дана, а иному и дана, да не развита. Даже в плодах разума есть своя высшая степень зрелости; умей ее распознать, дабы ее оценить и себя развить. 40 Любовь народа. Нелегко снискать всеобщее восхищение, еще трудней - любовь; отчасти это дается судьбой, но больше - старанием; первая закла- дывает начало, второе продолжает. Одних достоинств недостаточно, хотя обычно думают, что, заслужив уважение, нетрудно снискать любовь. Чтобы завоевать благоволение, нужны благодеяния: твори добро направо и налево, не скупись на благие слова и еще лучше дела - люби, дабы быть любимым. Любезность - политичное приворотное зелье выдающихся людей. Сперва бе- рись за деяния, затем - за перо; от полей бранных к полям бумажным. Ибо писателям также даруется любовь народа, притом вечная. 41 Не восторгаться сверх меры. Избегай превосходных степеней, дабы не исказить картину и не прослыть глупцом. Захваливать, расточать восторги - признак ограниченности понимания и вкуса. Похвалы возбуждают любо- пытство, разжигают желание, и ежели достоинства окажутся ниже твоей оценки - а обычно так и случается, - обманутое ожидание отомстит за об- ман презрением - и к тому, что восхвалялось, и к тому, кто восхвалял. Человек благоразумный сдержан, он охотней прослывет скупцом, чем мотом. Превосходное редко: будь умерен в восторгах. Чрезмерное восхищение срод- ни лжи; люди утратят доверие к твоему вкусу, что неприятно, и к уму, что уж совсем плохо. 42 О прирожденной властности. Один из тайных источников превосходства. Нарочитые ухищрения тут не помогут. Ей покоряются все незаметно для са- мих себя, признавая тем самым тайную силу властелина природного. Наде- ленные даром повелевать - это короли по достоинству, львы по праву рож- дения; они похищают сердца и даже дар речи у всех остальных, немеющих от почтения. И когда прочие достоинства благопрятствуют, люди эти созданы быть первыми, вершителями дел государственных, ибо одним мановением дос- тигают большего, чем другие длинными речами. 43 В мыслях с меньшинством, в речах с большинством. Желание плыть про- тив течения столь же чуждо здравомыслию, сколь опасно. Несогласие воспринимается как оскорбление, ибо отвергает мнение других; число недо- вольных множится, одни будут хвалить то, что ты осуждаешь, другие будут стоять за тех, кто хвалит. Истина - удел немногих, заблуждение же обычно и повсеместно. По речам на площади не узнаешь мудреца - не своим голосом он там говорит, а голосом людской глупости, хоть бы в душе с ней не сог- лашался. Благоразумному не менее противно быть оспариваему, чем самому спорить: он охотно выслушает мнение другого, но не толпы. Мысль свобод- на, над нею нельзя и не должно чинить насилие. Пусть же укроется она в святилище молчания, а если и явится на свет, то лишь для избранных умов. 44 Симпатия меж великими мужами. Герою свойственно сближаться с героя- ми; таинственное это и прекрасное свойство - одно из чудес природы. Существует сродство сердец и характеров, невежественная чернь объясняет его действием приворотных зелий. Начало симпатии - уважение, но ведет она и дальше - к расположенности, а затем к привязанности. Она убеждает без слов и получает без заслуг. Симпатия бывает двух залогов, действи- тельного и страдательного; и та и другая - блаженство для высокой души. Немалое искусство - распознавать ее, угадывать, различать и завоевывать, а когда нет этой таинственной склонности, никакое упорство не поможет. 45 Употреблять расчет, а не злоупотреблять им. Напоказ его не выстав- ляй, тем паче не позволяй разгадать; расчет надобно скрывать, он насто- раживает, особливо расчет тонкий, он ненавистен. Кругом обман, посему будь начеку, но не показывай своего недоверия, дабы не вызвать недоверия к себе; оно опасно, ибо, порождая вражду, побудит к мести и возбудит та- кое зло, какое тебе и не снилось. Искусный расчет - залог успеха в дея- ниях; размышление - лучший помощник. Высшее совершенство в делах дости- гается при полной уверенности. 46 Умерять свою антипатию. Мы легко поддаемся чувству нериязни, даже признавая несомненные достоинства. Природная эта пошлая склонность порой дерзает замахнуться и на мужей великих. Пусть благоразумие обуздывает ее - нет худшего позора, чем неприязнь к лучшим; сколь похвальна симпатия героям, столь же постыдна антипатия к ним. 47 Избегать обязательств. Одно из первейших правил благоразумия. Вели- кие способности ставят перед собой цели великие и далекие; долог путь к ним, и люди часто так и застревают на полпути, слишком поздно берясь за главное. От обязательств легче уклониться, чем выйти из них с честью. Они - соблазн для разума: тут лучше бежать, чем побеждать. Одно обяза- тельство влечет за собой другое, большее, - и вот, ты окончательно за- вяз! Есть люди горячие по нраву и даже по крови, такие легко берут на себя обяязательства; но тот, чей путь озарен разумом, проходит мимо иск- ушений. Он полагает большей доблестью не ввязываться, чем победить, и там, где один глупец уже попался, не желает стать вторым. 48 Насколько человек глубок, настолько он личность. Всегда и во всем - внутри должно быть больше, чем снаружи. Есть люди с одним фасадом, как дома, недостроенные за недостатком средств: по входу - дворец, а по жилью - лачуга. На пристанище здесь не надейся, толковать с ними не о чем: после приветствий при встрече смолкают речи. Сперва, рассыпаясь в любезностях, гарцуют не хуже сицилийских скакунов, да тут же обращаются в молчунов - где нет источника мыслей, слова иссякают быстро. Таким нет- рудно очаровывать людей, как они, поверхностных, но не тех, кто загляды- вает вглубь и видит, что их головы пусты. 49 Человек рассудительный и приметливый. Он не подчиняется обстоя- тельствам, но управляет ими. Сразу нащупывая дно, даже самое глубокое, анатомирует души. Лишь взглянув на важную особу, постигает и оценивает ее сущность. Замечания его метки, способность расшифровывать самые пота- енные мысли велика. Он видит ясно, понимает тонко, судит трезво: он все обнаруживает, схватывает, познает и оценивает. 50 Никогда не терять уважения к себе. И наедине не будь в споре с со- бою. Да будет твоя совесть мерилом твоей правоты и строгость собствен- ного приговора важнее чужих мнений. Не делай неподобающего, страшась не суда людского, а голоса своего благоразумия. Научись бояться за себя. 51 ....
|