ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА КОНЦА ХХ -НАЧАЛА ХХI СТОЛЕТИЯ - Науки, Образование - Библиотека - Библиотека "Приятное с Полезным" - Приятное с Полезным: творчество,лайфхаки,мистика, и др.
Главная » Файлы » Библиотека » Науки, Образование

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА КОНЦА ХХ -НАЧАЛА ХХI СТОЛЕТИЯ
[ Скачать с сервера (16.9Kb) ] 06.12.2009, 02:12
Кривенко-Эметов Яша

Теоретическая физика конца Хx-начала Ххi века.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА КОНЦА ХХ -НАЧАЛА ХХI СТОЛЕТИЯ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

аспиранта Института теоретической
физики им.Н.Н.Боголюбова АН Украины
Кривенко-Эметова Якова Дмитриевича

____________________________

Руководитель семинара: профессор
Свириденко В.М.

____________________________

.

СОДЕРЖАНИЕ

стр
Введение .................................................. 2
1. Физическое и философско-методологическое
значение идеи единства природы ......................... 00
2. Становление понятия единства природы ................... 00
3. Возникновение новой физики и основные проблемы,
возникающие при построении и интерпретации
теорий объединения и происхождения Вселенной ........... 00
Выводы .................................................... 00
Перечень ссылок ........................................... 00

.

ВВЕДЕНИЕ

Рассматривая историю физики, легко можно заметить две тенденции. Эти
тенденции не являются присущими только физике. С большой степенью
вероятности можно утверждать, что эти тенденции присущи научному знанию
вообще. Однако в теоретической физике,которую многие считают образцом науки,
они проявляются наиболее
рельефно.
С одной стороны с ростом знаний происходит увеличение специализации,
т.ч. специалистам из смежных областей бывает трудно понять друг друга. При
этом ,если в предыдущие века ученые были также частично философами, то в
этих частных специализациях от философии остается очень мало. Однако на основе
современных дости
жений теоретической физики можно сделать вывод, что философия не уходит из
науки вообще, а остается в некоторых из ее направлений.
Эти направления выступают как передовые и задают общие парадигмы научного
исследования в данную эпоху. Они в основном совпадают со второй тенденцией, -
тенденцией к объединению научного знания.
Как это предсказывалось многими философами данная тенденция в
современной науке неразрывна с тенденцией к первоначалам, перво-основам и
первопричинам мира. [1],[2а],[3a]
Предполагается, что так называемое Великое объединение, ре-ально
существовало или могло происходить в первые моменты возникновения Вселенной
/это время по разнным расчетам от 10*-32 до се-
кунды/ [4],[5],[6].
Хотя можно ограничиться рассмотрением только современногосостояния
физики, однако при этом можно упустить важные моментыстановления теорий
[7],[8]. Поэтому для генерации новых идей и с целью избежания повторения
ошибок важно знать исторические разви-
тия этих идей в трудах философов прошлого. Поскольку в данной короткой
работе невозможно охватить все проблемы в их становлении,то в данном реферате
сознательно предполагается ограничиться одной центральной темой, связанной с
проблемой единства знания
(построение единой теории поля, происхождение Вселенной).

_21. ФИЗИЧЕСКОЕ И ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ
_2ЗНАЧЕНИЕ ИДЕИ ЕДИНСТВА ПРИРОДЫ

Интерес к данной тематике заключается в глубинной природесамого
научного знания. Знание выступает тем ядром, из которого вырастает наука в
качестве социального института. Идея о единстве природы имеет большое значение,
как фактор, позволяющий делать отбор существующим теориям, несет
антиинструменталистстий, антипозитивистский оттенок [3a],[9a].
Сама тенденция к единству науки выступает в качестве одногоиз
методологических принципов, регулирующих развитие научной мысли и
способствующих становлению и систематизации научных теорий
[3a].
Стремление к поискам единства науки провозглашалось позитивистами
Р.Карнаппом и О.Нейбрайтом в качестве важнейшей задачи современного
методологического анализа науки [3b].
Западногерманский физик-теоретик К.Вайцзеккер, подвергал критике
воззрения эмпиризма, стремящегося усмотреть единство науки в унификации
эмпирического языка [3c].
Не случайно антиинструментализм Эйнштейна выражался в толковании
самого смысла науки, ее основных целей. В качестве одного из основных мотивов
научной деятельности Эйнштейн называл " жажду более глубокого познания",
"стремление вскрыть более глубокие чер-
ты внешнего мира" [10] .
В преодолении "хаоса" многообразий знаний удается достичь
рационального понимания самого исследуемого фрагмента реальности. Так,
создавая теорию, которая объединила электричество и магнетизм, Максвелл тем
самым открыл путь к новому пониманию того аспекта физической реальности,
который представлен в его теории
[7a][9b]. А.Эйнштейн подчеркивал, что познаваемость мира обусловлена не
субъективным фактором, но скрывает за собой объективный фактор -
закономерность, рациональность, "существенную упорядоченность" объективного
мира [9b].
В подобной объективной упорядоченности исследуемого мира и в
возможности выразить эту упорядоченность на языке наших теорий Эйнштейн видел
некое "чудо" мироздания. Но даже если бы это было не так, то Эйнштейн считал,
что "без веры во внутреннюю гармонию нашего мира, не могло бы быть никакой
науки. Эта вера есть и всегда остается основным мотивом научного творчества"
[10].
Из общей рациональной установки науки в рациональное устройство мира
следует вера в ее познаваемость, объективность, а из
веры в объективность и познаваемость следует вера в единство научного
знания [9c].

.

_22. СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЕДИНСТВА ПРИРОДЫ

По мнению Овчинникова идея о единстве природы "есть первая
научная идея" [3c]. До этого почти каждое явление природы было
персонифицировано своим конкретным богом. В Библии с самого нача-
ла находится идея сотворения единой природы из ничего. У первых
философов в первопричинах природы лежит какая-либо одна сущность:
вода (Фалес), огонь (Гераклит), число (пифагорейцы), атом (Демок-
рит) и т.д.
Еще древние мудрецы ставили способность упорядочения, как
одну из основных черт мудрости. Позже Аристотель саму мудрость
рассматривал как науку о причинах и началах [1].
Почти на протяжении тысячелетия идея единства сановится ос-
новным положением неоплатонизма: высшее и абсолютное начало -
единое - посредством эманации порождает многоступенчатый мир бы-
тия [11а]. "Что же такое единое? Потенция всех вещей... Поэтому
везде происходит сведение к единому... Также и все сводится к
единому,которое раньше его..."( Плотин ) [11b ].
Эта идея была подхвачена в Ареопагиках "Ибо богословие при-
писывает всепричине одновременно вообще все (свойства), славя ее
как единое.." [11c].
После недолгого забвения философия получила развитие этой
идеи в трудах Ибн-Гебироля: "Чем больше единство приближается к
первому истинному единству, тем более едина и проста материя,
представленная в нем, и, наоборот, чем оно дальше от первого
единства, тем оно множественнее и сложнее."[11d]
У истоков классической науки идея построения единого знания,
объединяющего все специальные области, сыграла решающую роль в
формировании новых научных идей. Наиболее отчетливо эту установку
на построение единой науки выразил Декарт [3].
По мысли Овчинникова [3d] в это время можно выделить три
программы построения единого знания:
1) построение единой теории полагается возможным;
2) построение единой теории, как методологический прием, поз-
воляющий генерировать новое знание;
3) построение единой теории возможно, однако это будет только
математическая модель, т.к. сама реальность остается "вещью в се-
бе" (Кант).
Лейбниц видел в математике как-бы опытный полигон для изуче-
.

ния возможностей построения общей науки. Математика для Лейбница,
а также Галилея, Дирака и др., - это не просто особого рода наука
,но своеобразный язык, на котором можно говорить и описывать на-
учные идеи.
В ХIХ веке всесторонняя критика идеи сведения всех законов
природы к механике подорвала надежду на объединение знания в еди-
ную систему. Продолжавшийся процесс дифференциации никак не спо-
собствовал возрождению этих надежд. Однако по мнению Овчинникова
сквозь процессы расчленения и разрыва непрестанно выявлялась, как
бы просвечивая через разнообразие явлений, мысль о единстве науч-
ного знания [5c] .
Так у О.Нейрата и Р.Карнаппа стремление представить язык в
качестве главного объекта философских исследований привело к мыс-
ли о том, что существует универсальный язык науки. Язык наиболее
развитой науки ХХ века - теоретической физики - представлялся им
универсальным языком научного знания вообще.
После построения квантовой механики, теории относительности и
других современных теорий физики прешли к выводу, что старая идея
редукционистов о том, что Вселенная-это просто сумма своих частей,
должна быть полностью отвергнута [2b].

.

_23. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОЙ ФИЗИКИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ,
_2ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПОСТРОЕНИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕОРИЙ
_2ОБЪЕДИНЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВСЕЛЕННОЙ
....

Категория: Науки, Образование | Добавил: NATALYA | Теги: физика, теория
Просмотров: 777 | Загрузок: 140 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: