Древнегреческая и древнеримская культура - Культура, Искусство - Библиотека - Библиотека "Приятное с Полезным" - Приятное с Полезным: творчество,лайфхаки,мистика, и др.
Главная » Файлы » Библиотека » Культура, Искусство

Древнегреческая и древнеримская культура
[ Скачать с сервера (31.5Kb) ] 06.12.2009, 02:04
Министерство общего и профессионального образования РФ

Тверской Государственный Технический Университет

Кафедра культурологии и социологии

Реферат по культурологии на тему:

"Древнегреческая и древнеримская культура:
сравнительный анализ"

Выполнил: студент группы АТПП-15 Поляков В.А.
Принял: старший преподаватель Арцев М.Н.

Тверь, 1998

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ И ДРЕВНЕРИМСКОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИЙ И ИХ КУЛЬТУРЫ 3
РЕЛИГИЯ 5
ИСКУССТВО 8
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 8
ЛИТЕРАТУРА, ПОЭЗИЯ И ТЕАТР 10
АРХИТЕКТУРА 13
СКУЛЬПТУРА 16
ПИСЬМЕННОСТЬ И ЯЗЫК 17
НАУКА 18
БЫТ 19
ПРАЗДНИКИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ПРИЛОЖЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ
ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 25

Введение

Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не
только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего ис-
кусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть
современной жизни, в определенной мере оценка настоящего и даже "открытие" будущего. Это
обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.
Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская ци-
вилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, суще-
ствовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны
между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались взаимодей-
ствуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и
римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического
исследования – сравнение.
Конечно изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Исторические
события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга. Цивилизации Древней Гре-
ции и Древнего Рима позднее стали основой для возникновения европейской цивилизации, и ока-
зали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. "Без
того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было и современной Европы" Ис-
следование культуры и быта этих цивилизаций помогает проследить тенденции развития совре-
менной культуры и предсказать ее будущее. Актуальность данной темы главным образом и обу-
славливает выбор данной темы реферата.
Основная задача реферата – описать основные особенности древнегреческой и древне-
римской культур, показать их взаимосвязь, выделить основные черты сходства и различия. В каж-
дой главе проводится сравнение какого-то направления культуры, которое базируется на результа-
тах изучения материальных памятников культуры древнего мира, археологических исследований
и работах известных ученых.
Основные особенности древнегреческой и древнеримской
цивилизаций и их культуры

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. "И у греков, и у римлян было свое ис-
торическое призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы – их общее
дело." Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных раз-
личий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что
сильно ограничивало взаимодействие двух культур.
Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фессалию и Эпир; централь-
ную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским заливами, а с юга - Коринфским и Саро-
ническим; наконец, южную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от
нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от
16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 градусов на Кикладах.
Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX-
XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический
(V – IV вв. до н. э.) и эллинистический (IV – I вв. до н. э.)
В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции - на острове Тасос, в Ма-
кедонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название
города Халкида происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции
добывали ряд других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в
Афинах на высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые за-
лежи ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра была для греческого
искусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику - в этом греки добились,
как известно, высочайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень: бла-
годаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры.
Камень всегда находился на месте, его не надо было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились
из твердого известняка, добытого в ближайших окрестностях; дома на Делосе – из камня выло-
манного прямо из гранитного основания острова. Даже при сооружении храмов обходились без
транспортировки материалов. В Олимпе святилище Зевса построили из местного известняка; ка-
меноломни Кара, поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в. до н. э. траверин, т. е. мягкий
известняк, располагались всего в нескольких километрах от города. На рубеже III-II тысячелетия
до н. э. предки поднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров.
Пространство, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили на
языке, не относящемуся ни к индоевропейской, ни к семитской группам. Позднейшие греки, за
исключением дворян, сами считали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохра-
нялось представление о существовании некоторого древнего, догреческого народа, карийцев,
лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.
Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности:
древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); киклад-
ская, расцветшая на островах; и элладская - в собственно Греции. Отражением критской куль-
туры в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли,
очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями -
ахейцами.
В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличи-
тельной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического
(состязaтельного) начала. Формирование полиса как особого типа общины. шедшего на смену
рыхлым объединениям "героической" эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль - кол-
лективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полисы было невоз-
можно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса. Высшая доб-
лесть гражданина состояла в защите своего полиса: "Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов
доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей"-эти слова спартанского поэта
Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему господство-
вавших тогда ценностей . Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение этой
морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с
точки зрения объема политических прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная эти-
ка аристократии распространялась и среди народных масс, хотя уже в измененной форме: важ-
нейший принцип-кто лучше послужит полису. Определенную трансформацию переживала и
религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за
собой создание общего для всех греков пантеона.
Общественное устройство Греции - рабовладельческая демократия, и для нее характерно такое
явление, как народный суверенитет – признание народа в качестве единственного источника вла-
сти. Также существовала система выборных должностей. Прослеживалась тенденция к нивели-
ровке – усреднению доходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти,
а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а человеком.
Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население которого вырос-
ло до 1-1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы возникли в I-III вв. н. э. Дру-
гие большие города. Наиболее крупными из них были Александрия Египетская с населением око-
ло 500 тыс. человек, Антиохия на Оронте - центр управления Сирии, Эфес - центр управления
провинцией азия. Крупнейшим городом Греции эпохи Империи стал Коринф, восстановленный
Юлием Цезарем. На северном берегу Африки Цезарь же восстановил Карфаген, на Пиренейском
полуострове выросли порт Терракона и Толето (современный Толедо), в Галлии-Лугудун (со-
временный Лион), в Паннонии-Аквинк (современный Будапешт) и Сирмий, во Фракии-
Филиппополь (современный Пловдип) и Сердика (современная София).
Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания - храмы
местных и общеимперских божеств, дворцы, "базилики", портики для прогулок, а также различ-
ного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли
представления - травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки
на запряженных четверками лошадей колесницах - "квадригах". До настоящего времени, кроме
грандиозного римского амфитеатра "Коллосея" (Колизея), построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего
около 50 тыс. зрителей, в различных местах, некогда бывших городами Римской империи, сохра-
нились остатки амфитеатров (Париж, Арль, Верона, Капуя, Помпеи, Пула, и т. д.). Они были ук-
рашены великолепными произведениями искусства, рельефами и статуями. Отличительной чертой
городов эпохи 1-III вв. и. э. были каменные мостовые, водопроводы ("акведуки"), канализация,
В самом Риме во II-V вв. н. э. работали одиннадцать водопроводов, дававших 950 000 куб.
литров воды ежесуточно. Водопроводы (акведуки) представляли собою длинные ряды арок , под-
держивавших свинцовые или глиняные трубы, по которым вода из горных источников направля-
лась за много километров в тот или иной город. В городе трубы уходили под землю и оттуда в
разные водоемы, фонтаны на площадях - во дворцы, храмы и дома богатейших лиц. В совре-
менном Риме продолжают подавать воду два древних водопровода. Остатки больших римских
водопроводов сохранились подле Рима, в Стамбуле, на юге Франции, в Испании, в различных час-
тях Малой Азии, Африки. Центральные площади городов, называвшиеся агорой (на востоке) или
форумом (на западе), были украшены портиками, храмами и базиликами. На площадях воздвига-
лись триумфальные арки, конные статуи.
Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен республики импера-
торы присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Траяна. Не менее великолепны
были "алтарь мира", воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм
"всем богам" - "Пантеон", построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адриа-
ном.
В Риме, а также во многих больших городах провинций, строились роскошные здания "терм"
(общественных бань), в которых были бассейны с теплой и холодной водой для купанья, гимна-
стические залы, комнаты отдыха. Особенно роскошны были термы, построенные в Риме Каракал-
лой.
Большими размерами и богатством отличались многие архитектурные сооружения ряда горо-
дов провинций: что колоннады портиков сирийского города Пальмиры, храмы солнца в Баальбеке
(Сирия) и др. Во II в. н.э. в Империи было 372 мощенные камнем дороги общим протяжением
около 80000 км. Через каждую тысячу шагов (миля) стояли каменные столбы с указанием рас-
стояния до ближайших населенных пунктов и до города Рима; в самом Риме, на форуме, стоял
столб с позолоченным верхом. Он считался началом всех дорог Римской империи и дал основание
для выражения: "Все дороги ведут в Рим !" .
В портовых городах были сооружены каменные причалы, амбары для хранения грузов, защит-
ные каменные стены от прибоя морских волн.
Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были украшены тонко
выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами. В северных провинциях
многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся по глиняным трубам под
полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу.
Однако если общественные здания и дома богачей блистали роскошью отделки и удобствами,
то жилища большинства свободного населения были убоги и неудобны. Сельские жители ютились
в деревянных а в средиземноморских областях - в кое-как построенных каменных хижинах, кры-
тых черепицей и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения, В Риме, Эфесе,
Александрии строились дома в несколько этажей (в три, четыре и даже шесть), сдававшиеся в на-
ем но квартирам и комнатам.
Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Ее определял в
первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой
судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина
служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из
знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складыва-
лась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались
лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатыва-
лись в соответствии с ней.
Религия.....

Категория: Культура, Искусство | Добавил: NATALYA | Теги: культура, Греция, история, Рим
Просмотров: 1959 | Загрузок: 205 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: