ДИСЦИПЛИНА И РЕЖИМ - Семья - Библиотека - Библиотека "Приятное с Полезным" - Приятное с Полезным: творчество,лайфхаки,мистика, и др.
Главная » Файлы » Библиотека » Семья

ДИСЦИПЛИНА И РЕЖИМ
[ Скачать с сервера (2.7Kb) ] 19.01.2010, 14:38
ДИСЦИПЛИНА И РЕЖИМ
Нужна ли строгая дисциплина в процессе воспитания и в какой мере ее нужно применять?
Как совместить родительскую любовь и строгие правила? В этом вопросе, как и во многих
других, важно чувство меры или, говоря иначе, золотая середина. Рассмотрим обе
крайности.
Для некоторых родителей дети являются смыслом всей их жизни или оправданием брака,
поэтому они испытывают к своему ребенку (особенно если он у них единственный)
чрезмерное, болезненное чувство любви и добиваются взаимных чувств к себе. Боясь
потерять любовь ребенка, такие родители стараются ни в чем не отказывать ему. Сын или
дочь в подобной семье, чувствуя родительскую любовь и вседозволенность, пользуются
этим и становятся настоящими домашними тиранами. Некоторые дети даже угрожают
матерям тем, что разлюбят их, а те готовы позволить им все что угодно, лишь бы не
лишиться их любви.
Другая крайность - семьи, в которых родители злоупотребляют строгими
дисциплинарными мерами, боясь избаловать своих детей. При этом одни прибегают к
частым, многочисленным и далеко не всегда разумным запретам, другие, раздражаясь,
переходят на крик или резкий холодный тон, третьи даже применяют физические
воздействия: шлепки и порку. В таких семьях дети становятся ослабленными, забитыми и
застенчивыми. Кажется, что они ожидают удара, поэтому открыты для агрессии
окружающих. Возможно и обратное: дети сами делаются агрессивными и стремятся в
состоянии раздражения ввязаться в драку с более слабыми. По принципу цепной реакции
злость и досада распространяются дальше. И то и другое, безусловно, вредно как для детей,
так и для родителей.
Для соблюдения дисциплины нельзя обойтись без запретов и ограничений, но в разумных
пределах. Устанавливать запреты нужно так, чтобы ребенок четко знал, чего именно
делать нельзя и что можно вместо запрещенного действия. Запреты необходимо
утверждать решительно, серьезным деловым тоном, но стараясь не задеть при этом
достоинства ребенка, не вызвать у него чувства горечи и обиды.
В этом вам помогут маленькие хитрости. Например, родителям будет гораздо проще
произнести, а детям согласиться с безличным запретом. Тогда ребенку не на кого будет
обижаться и у него не будет возможности найти виноватых. Например: "Перед обедом
сладкого не едят" будет более подходящей фразой, чем: "Я не разрешаю тебе есть сладости
перед обедом".
Устанавливая запрет, родителям лучше согласиться с желанием ребенка: "Мы понимаем,
что тебе очень хочется погулять еще часок. Мы бы и сами хотели этого, но нужно идти
домой".
При запрете того, что нельзя сейчас, нужно указать ребенку, как и когда это можно будет
сделать в другой раз, например: "Сейчас смотреть телевизор уже поздно, а вот завтра ты
сможешь посмотреть любимые детские программы".
С какими запретами родителям приходится сталкиваться чаще всего? Большинство из них
связано с ограничением физической активности детей. Всем нам часто приходилось
слышать фразы:
- Не бегай!
- Не лезь - упадешь!
- Не вертись!
- Сиди смирно! и т. д.
Но ведь детям просто необходимо бегать и прыгать, лазить и скакать. Моторные функции
детского организма подавлять нельзя, поскольку запрет на подвижные игры порождает у
ребенка напряженность, плохое настроение и агрессивность. Детям нужно выплескивать
свою "неуемную" энергию, поэтому такие запреты следует свести до разумного минимума.
Другое дело, если вы запрещаете ребенку действительно недопустимое: драться, отнимать
игрушки, играть со спичками и т. д. Но нет серьезных оснований запрещать ребенку то, что
тренирует его ловкость, самостоятельность, удовлетворяет его любознательность и при
этом не является опасным.
Существует группа запретов, нарушение которых родители провоцируют сами. Если
однажды вы показали ребенку часы, ключи и другие важные вещи, не удивляйтесь потом,
что ваш сын или дочь играют с ними. Конечно, вы будете обеспокоены: часы ребенок
может уронить и сломать, ключи от квартиры или машины потерять, что вызовет массу
проблем. Поэтому вы поспешите тут же наложить строгий запрет на игру с такими
важными вещами. Но попробуйте представить, в каком затруднительном положении
окажется ваш ребенок. Он вряд ли поймет, почему вчера вы сами показали ему эти
"игрушки", а сегодня запрещаете их трогать. Запомните: те предметы, играть с которыми
ребенку строго запрещается, лучше убрать из поля его зрения.

Если вы запретили что-то ребенку, нельзя отменять запрет и уступать в этом, нужно быть
твердым и непреклонным, иначе у ребенка появятся основания для капризов. Важно,
чтобы все взрослые в семье действовали согласованно, чтобы их методы воспитания не
вызывали противоречий. Если один из взрослых разрешил то, что другой запретил,
ребенок вынужден будет нарушать запреты.
В процессе воспитания вашим союзником и помощником может и должен стать режим.
Прежде всего, любой режим должен быть целесообразным и разумным.
Вы должны принять что-либо за правило в вашей семье не потому, что кто-то завел его у
себя, а потому, что это удобно и полезно именно для вас.
Вторым важным условием режима является его определенность. Если сегодня вы
потребовали от ребенка соблюдения определенного правила, нужно требовать этого и
завтра, и послезавтра.
Неопределенность делает режим бессмысленным и не приносит практической пользы в
процессе воспитания. Исключения при соблюдении режима могут допускаться лишь в
редких, крайних случаях, вызванных важными обстоятельствами. Нарушение режима, чем
бы оно ни объяснялось, необходимо отметить, например: "Сегодня ты не сделал этого,
потому что была важная причина, но завтра это обязательно нужно будет сделать". Если
же умолчать об этом, ребенок подумает, что вы забыли о правилах, значит, они не так
важны, чтобы соблюдать их строго и ежедневно.
Требуя от ребенка соблюдения режима, родители должны и сами придерживаться
определенных правил, подавая детям пример.
Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу, то и сами не должны этого
делать.
Существуют различные методы воспитания: разъяснительные беседы, уговоры, ласка,
приказ, поощрение, наказание, уступчивость, твердость. В разных ситуациях все эти
методы могут быть уместны, но не стоит злоупотреблять ими.
Категория: Семья | Добавил: NATALYA | Теги: воспитание, семья, дети
Просмотров: 289 | Загрузок: 106 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: