FAQ по Шиве - Приятное с Полезным: творчество,лайфхаки,мистика, и др.
Главная » FAQ » Город Шивы [ Добавить вопрос ]

С чего стоит начать о Варанаси? Этот город священен... Священен на столько, что некоторые международные конвенции ООН в этом городе не имеют силы, так как отменены правительством Индии в связи с особенными обычаями и традициями, дух которых поддерживают миллионы паломников. Этот город построен Шивой, этот город и есть Шива. Одно из имён Варанаси — Каши, что переводится как сияющий. Одно из обращений к Шиве, — Каши Вишванатх, то есть Высший Владыка Сияющего Города.

Миллионник Варанаси, расположенный на берегу Ганги, встречает гостей запахом гари и пеленой слабого, но перманентного дыма, позже я расскажу почему. Создаётся впечатление что Индия стала концентрированнее: улочки уже, грязь грязнее, суета суетнее.

Увидев неисторический городскую часть, я решил во что бы то ни стало пробиратся по южноазиатским городским джунглям к набережной реки Ганг. Наудивление, религиозная и историческая часть города оказалась тише спально-магазинных районов. Можно было спокойно присесть отдохнуть-передохнуть, или прогулятся по спокойным улочкам. Возвле входа на одну из таких от Ганга, я познакомился с стареющим испанцем Же-Же. Испанец, похожий на наших бородатых геологов, только с дредами, тестировал гашиш с уличным продавцом. Продавец нервничал заметно сильнее чем испанец. Больше из-за репутации в ханжески двухстандартном индийском обществе, чем из-за police.


Варанаси можно назвать индийским Амстердамом, конопля здесь легализована для употребления паломниками как священное растение Шивы, и продаётся в специализированных магазинах имеющих правительственную лицензию, т.н. goverment shop.

Прибрежные узкие улочки выполняют функцию канализации, по ним текут в Гангу бытовые отходы и испражнения. Каково вам ходить по щиколотку в моче и кале? Сама Ганга в Варанаси уже не сияет гималайской голубизной, коричневая, кирпичная, красная, жёлтая, зелёная, её цвета могут варьировать. Какая угодно, но не голубая. В Варанаси есть возможность ощутит себя героем фантастического фильма «Вспомнить всё» с Шварцнегером, где он попадает в колонию на Марсе. На улицах Варанаси тоже мутанты, проститутки и наркодилеры, а сакральный цвет этого города — красный.

— You want Hash? — Hash? — You want something? — Hash? — Hash? — Hash? — Предлагают вам наркотики на каждом углу полуобморочные дилеры с кроваво красными губами от постоянно жевания стимулятора «Paan». 
— This is a holy place! — Возмущённо оправдываются они, при попытке их упрекнуть.
И действительно, продукты из конопли, растения Шивы, в этом святом городе имеют легальный статус.

Для определения этого города напрашиваются слова: безумный, mad, crazy. Нередко кто-нибудь может упасть замертво на улице, от перегрева в этом странном месте.

— Город Ришикеш это добрый Шива, а Варанаси — злой. — Так отозвался об индийских культовых центрах, и дал мне первоначальные сведения еще в России, мой друг мистик, долго путешествовавший по Хиндустану.

Что же тянет пилигримов и путешественников в этот город?


От жевания стимулятора «Paan» губы приобретают кроваво-красный оттенок.

Варанаси, он же Бенарес, он же Каши, он же Каси, — самый древний город живой ныне. По скептическому мнению учёных ему 3000 лет. Это мощный религиозный центр расположенный на берегах Ганга. Это самый священный и почитаемый город индуизма.

По преданию это город, который построил Шива. По другому преданию это город, в котором Шива родился. Есть мнения, что Варанаси это и есть Шива.

В этом городе успел засветится Будда Гаутама. Пригород Сарнатх, является местом, где он прочёл свою первую после просветления проповедь — «повернул Колесо учения». Если Будда начал свою миссию здесь, это говорит о том, что Варанаси уже в те далёкие времена имел культовый статус.


 

 

Такая преемственность времён создаёт в Варанаси неповторимую атмосферу.

Последний путь

Одно из исторических названий варанаси — Mahashmashān, то-есть большой shmashān (шмашан - место для кремации). Варанаси это всеиндийский крематорий. Тысячи лет, без остановки, 24 часа в сутки, 365 дней в году, — здесь сжигают тела умерших. Ритуальные комплексы для кремации распологаются вдоль ганга. К типичному для всей Индии запаху сжигаемых отходов тут добавляется трудноуловимый запах человеческой плоти. Но именно он создаёт уникальную энергетику, атмосферу пограничную между жизнью и смертью.

Со всей Индии сюда везут тела умерших, чтобы отправить их в последний путь именно здесь. Индусами считается, что кремация в этом городе избавляет от дальнейших перерождений в колесе сансары, душа человека после смерти достигает состояния Мокши, абсолютной свободы.

Европейским туристам, встреча со смертью кажется необычной и завораживающей.

Ремесло сжигания трупов передаётся по наследству, эту касту называют Дом. Домы считаются неприкасаемой кастой, поэтому я с большим удовольствием дотронулся до первого дома, с которым познакомился.

Святых людей не кремируют, их отправляют в реку. Считается что они не подвергнуты тлению, и не нуждаются в очищении огнём.

Кремация - дорогое удовольствие, чтобы тело прогорело до тла, нужно немалое количество дров. Продажей дров занимаются те-же самые Домы. Цена простиньких дров для одной кремации - около 100 долларов. Особенно ценится для кремации сандаловое дерево, но оно стоит дороже.

Многие люди. чувствуя предсмертный час, приезжают в Варанаси чтобы ждать. Они живут в специальных комнатах при гхатах, напоминающих лепрозорий и зал ожидания одновременно.

Агхори

В фильме «Маленький Будда» Бертолучи есть момент, принц Сидхартха впервые видит смерть, видит кремацию, а ночью, когда на месте сжигания остался только медитирующий аскет, Будда берёт в ладонь пепел оставшийся от тела.

В этой сцене показана древнейшая традиция (которая встречалась и у христанских аскетов уединяющихся на кладбище) радикальной переоценки жизненных ценностей. Аскет встречается со смертью лицом к лицу, переступает страх, и обретает новое рождение, сакральное, вечное, уже как существо свободное от рождения и смерти. Пепел символизирует бренность бытия, он является важным атрибутом Шивы, и аскеты часто посыпают своё тело им.

В Варанаси много подобных аскетов, часть из них занимается игрой на публику, часть из них ищет духовной свободы.

Самая многочисленная из уцелевших сект радикального аскетизма называется Агхори. Агхори (अघोर) в переводе с санскрита — бесстрашные (приставка «а» означает отрицание; «гхора» - страх, и близко к славянскому «Горе»). Эти ребята коллекционируют человеческие черепа, пьют и едят из них как из мисок, вылавливают трупы из Ганги и едят их плоть (не от голода, а в ритуальных целях), ходят голые измазанные пеплом кремационных костров, в общем реализуются по полной. Основная задача таких практик — избавится от оппозиций плохое-хорошее, красивое-безобразное, вкусное-невкусное, духовное-материалистичное.

Этого агхори, который долго стоял у меня на аватаре, я встретил в варанаси, он сидел у правого гхата для кремации, с еще одним агхори и натха-йогином. Его зовут Black-Bom-Bom-Baba. Баба предложили мне выпить с ними чая, я из скромности отказывался, но они уговорили, дав понять, что это их оскорбит, и мне пришлось выпить с ними. Так я попил чай с каннибалами.

Застройки

Традиционной застройкой Варанаси являются узкие улочки и переулки, называемые гали. Часто они настолько узкие, что по ним можно перемещаться только пешком или на мототранспорте, при этом пешеходам приходиться прижиматся к стенам, чтобы пропустить мотоцикл. Гали формируют плотно населённые кварталы, которые называются мохалла.

Добрый Шива

Через какоето время привыкаешь к местному колориту, и Варанаси не кажется больше таким ужасным. Я пожаловался Шушу на приставучих наркоторговцев. Он ответил: — Это только первое время так, потом они привыкают к тебе, здороваются и улыбаются. Пойдём лучше я покажу крышу нашего гестхауса, сейчас время запуска воздушных змеев.

Варанаси чудесно перображается через несколько дней. Теряет ужас. На ступенях Ганги, недалеко от крематориев, молодые монахи играют в крокет и футбол, агхори по детски хвастаются друг другу фотокарточками и газетными вырезками со своим изображением, с крыш дети запускают множество разноцветных воздушных змеев. Даже диллеры больше не пристают с предложением что-то купить, а просят сказать им чтонибудь по-русски. И совершенствуя с каждым днём фразу, в один момент, на чистом русском, они говорят вам: «Доброе утро, друг!».

 

Взято с сайта: http://upanishada.ru/asiancycle/varanasi.htm


Наверх 

Орисса. Бхубанешвар - город Шивы

      Орисса – штат на северо-востоке Индии с богатой историей и культурой, храмами всеиндийского значения, омываемая теплыми водами Бенгальского залива. Эта территория древнего царства Калинги, до сих пор, населена аутентичными племенами адиваси с укладом жизни, как и тысячи лет назад. Орисса известна своей кухней, оригинальной школой танца Одисси, живописью и гравюрой на пальмовых листьях, а также знаменитым куттакским серебром. Штат все еще не захожен западными туристами, чего не скажешь о бенгальцах, традиционно посещающих Пури и Бхубанешвар для паломничества, а также отдыха на океане. Орисса - один из самых ортодоксальных индуистских штатов с огромным количеством храмов, святилищ и паломников, ведь здесь находится один из самых священных городов Индии – Пури со знаменитым Джаганнатх мандиром, а Бхубанешвар насчитывает сотни храмов посвященных Шиве и самый известный из них – Лингарадж Мандир. Большинство верующих в штате - это вайшнавы, шакты и шиваиты, хотя, как и во всей Индии, здесь также есть христиане, джайны и мусульмане. Туристическая Мекка Ориссы - это «золотой треугольник» Пури – Конарк – Бхубанешвар, к нему можно добавить также самое крупное в Азии озеро Чиликазаповедники Симилипал и Бхитарканика, а для любителей «этнического» туризма - посещение экзотических племен адиваси.

 

Столицу штата Ориссы, Бхубанешвар, по праву называют городом храмов. В древние времена в этом городе были тысячи индуистских и джайнских святилищ. Город уже был известен в IV веке до нашей эры как столица древней Калинги. К V веку город стал центром революционной секты Пашупата, распространяющей культ Шивы и женского начала Шакти. Начиная с VII и по XII век город вступил в свой «золотой век». В этот период в городе было построено около 7-ми тысяч храмов. В конце XV века город подвергся нашествию великих Моголов, разрушивших почти все храмы и оставив лишь несколько, в память о былом величии.

В настоящее время храмов около 500, и большинство из них располагается в старой части города. Некоторые из них являются поистине шедеврами индуистской архитектуры. Самые древние и известные из них - Лингарадж Мандир и храмовый ансамбль в районе озера Бинду Сагар. Для того, чтобы осмотреть важнейшие храмы, понадобится около четырех часов времени, по маршруту протяженностью около 6-ти километров.

  Величественный храм Лингарадж мандир, расположенный на невысоком холме, виден практически из любой точки города. Высота его башни Рекхи Деул 54 метра. Главное божество Шива Трибхубанешвар ("бог трех миров"), представляет собой Шиву иВишну в одном лице и поэтому известен как Харе Хара Линга. Храм был построен в 11 веке Джаджати Кешари, царемСомаванши. В последующие века, на его территории были построено множество маленьких храмов и алтарей, посвященных Ганеше, Нрисинге, Картикее и Парвати. Храм закрыт для иностранцев, но посмотреть на него можно с удобной площадки, находящееся у восточной стены .

 Муктешвара мандир - один из самых красивых храмов Бхубанешвара, посвященный Шиве. Благодаря элегантным пропорциям и изящным скульптурам, он по праву считается жемчужиной храмовой архитектуры Ориссы. Храм был построен в середине X века, через 200 лет после Парашурамешвара мандира. Рядом с Муктешвар мандир находится алтарь, где жинщины просят об избавлении от бесплодия.

 Недостроенный храм Ганеши - Сиддхешвара мандир - был воздвигнут в XI веке.

 

  Храм Парашурамешвара, построен в XIIв. Среди ранних храмов он наиболее богат архитектурой и сохранился лучше других храмов того времени.

 Кедаргаури Мандир

 Внутренний дворик Кедаргаури мандира

 

 

Садху возле храма Кедаргаури

 Раджа Рани Мандир (царский храм) один из четырех храмов, сохранившихся в Индии, посвященных Брахме. Храм известен замечательными скульптурами локапал - стражами восьми главных сторон: Индра на востоке, Варуна (вода) на западе, Кувера(богатство) на севере, Ямараджа (смерть) на юге, Нирити на юго-западе, Вайю на северо-западе, Ишана на северо-востоке и Агнина юго-востоке. Не являясь действующим, храм включен в список памятников Архитектурного наследия Индии (ASI).

 Брахмешвара Мандир – посвящен Шиве и является уменшенной копией Лингарадж Мандира. Интересен эротическими скульптурами.

 Нам повезло попасть в алтарь на даршан Шива Лингама, в это время там как раз проводилась абхишека - омовение Лингама молоком.

 

Взято с сайта: http://gidindia.ru/index.php/41-bkhubaneshvar-gorod-shivy


Наверх 

 

Тируваннамалай — один из важнейших паломнических центров Тамил Наду. Многие мудрецы а так же многочисленные паломники верят, что сам Шива материализовал себя в виде горы Аруначалы и нахождение рядом с ней, и даже просто размышление о ней, приведет к освобождению от страданий и колеса перерождений. Во время праздника Картхигай Дипам (ноябрь-декабрь) на горе разжигают огромный костер, свет от которого виден на многие километры. В городе также находится Ашрам Шри Рамана Махарши (1879 — 1950) — , великого индийского Мудреца и философа, который находится у подножия горы Аруначала.

 

Храм Аруначалешвара —главная святыня города. Говорят, что он возник, когда Шива превратился в Божественный свет на вершине горы.

 

Храм расположен на территории 10 гектаров , имеет 9 грандиозных гопурам, с 6 утра до 9 вечера здесь проходят службы, посвященные Шиве и его жене Парвати.

В городе храм Шивы так влиятелен, что нет ни одного храма, посвящённого Вишну. Кроме ещё 2-3 храмов Шивы, есть ещё около сотни храмов, посвящённых богине Парвати и Ганапати.

Мы жили в отеле Pink House за 300 рупий. Отель находится метров в 500 от ашрама Шри Рамана Махарши. Отличная комната, тихое место, душ, туалет внутри. Мы тут зависли на 3 дня и скорее не из-за святынь, сколько просто хотелось отдохнуть и написать пару историй на kirtan.pro. Каждый день после заката мы отправлялись в главный храм Шивы чтобы получить благословение этого великого Вайшнава, поджаповать на каменных ступенях глядя на древние массивные колонны и скульптурки коров, которые были повсюду и похватать слона раздающего даршаны за хобот.

 

Ашрам Шри Рамана Махарши

 

Ашрам Шри Рамана Махарши не особо вдохновил нас. Может мы чего-то не поняли конечно, но там было довольно-таки скучно. Много европейцев сидящих вдоль стен делают вид, что занимаются духовной практикой, но по сути просто молчат. Бездвижная по краям медитирующая масса медленно перерастает в толпу молча обходящих самадхи этого святого.

Да само учение Шри Рамана Махарши о не двойственности и его жизненный пример говорит о том, что нужно больше молчать и спрашивать себя «кто же я?». Это имперсональное учение, но как и многие другие, обходными путями приводят человека к осознанию, что мы не есть это тело, мы душа… Правда дальше идут медитации на безличный брахман, что энергии кругом и везде, и мы тоже энергия, и нам надо раствориться в этом Брахмане и достигнуть нирваны :). Может немного буддизма приплели, ну так или иначе философия Гаудиа-вайшнавизма довольно таки конкретна, понятна, более обширна и расставляет многие понятия на свои места. Да простят нас последователи Шри Рамана Махарши.

Вообщем посреди этого океана безмолвия, у самадхи святого, нам очень хотелось устроить громкий будоражащий киртан, чтобы на лицах у людей засияли улыбки, а не строгие гримасы сосредоточения, ведь как сказал Шри Чайтанья Махапрабху: нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути, кроме как воспевание Святого Имени Господа.

Взято с сайта: http://www.kirtan.pro/tiruvanamalaj-svyashhennyj-gorod-shivy.html


Наверх